Лютер

06.09.2011

Лютер, (Luther), Мартин, германский реформатор, 1483—1546, родился в 10 ноября 1483 в Эслейбене, сын рудокопа Ханса Л. (умер в 1530), 1497—1501 посещал школы в Магдебурге и Эйзенахе, затем был в университете в Эрфурте, изучал право, 1505 вступил в августинский монастырь, 1507 принял священство, 1508 профессор в Виттенберге, 1511 по делам ордена в Риме. 31 октября 1517 прибил к дверям дворцовой церкви в Виттенберге 95 тезисов против продажи индульгенций Тецелем. 1519 выступил на диспут против Экка в Лейпциге по вопросу о божественности власти папы, каковую отрицал наравне с авторитетом соборов. 1520 издал статьи: “К христианскому дворянству герм. нации” и “О вавилонском пленении церкви”. 10 декабря 1520 публично сжег папскую буллу об отлучении (от 16 июня), в апреля 1521 на Вормском сейме твердо стоял за свои убеждения против Карла V, 4 мая по приказу Фридриха Мудрого был отвезен в Вартбург, где переводил Библию; 26 мая отлучен от церкви. 1522 усмирил иконоборство в Виттенберге, 1523 отрешился от монашества, 13 января 1525 женился на Екатерине Бора; резко выступил против крестьянской войны, вступил в спор с Эразмом и гуманистами, прервал союз с швейцарцами на диспуте в Марбурге (1—4 октября 1529). 1528—30 ввел реформацию в Саксонии, 1529 написал Большой и Малый Катехизис 1537 написал Шмалькальденские статьи. Умер в 18 февраля 1546, погребен в придворной церкви в Виттенберге, из его перевода Библии Нов. Зав. появился 1522, Ветх. Зав. 1531; Л. писал многочисленные статьи популярным, ясным, подчас грубым языком, относительно предметов веры; много переписывался с князьями, учеными и друзьями, сочинял духовн. песни. Последним потомком Л. по мужской линии был Мартин Готтлоб Л., дрезденский юрисконсульт, умер в 1759.
Но в то время, как папская церковь боролась с нападками Лютера, отстаивая свои права на имущество прихожан, правители стран Северной Европы восприняли реформацию католичества с исключительным энтузиазмом. И объяснялось это не только богословскими и духовными причинами. Важными оказались несколько моментов из учения Лютера: во-первых, отказ от признания Папы Римского авторитетным представителем Господа на земле. Более того, протестантизм отказывается видеть различия между мирянином и священником: идея всеобщего священства полагает их равными перед лицом Господа. Заодно Лютер отказывается видеть в монашестве единственный путь к спасению души, и утверждает, что мирская жизнь тоже может протекать в истинной вере.
Во-вторых, лютеранство и протестантизм в целом были национально ориентированными церковными движениями: Лютер первым перевел Библию на немецкий язык, приблизив тем самым Священное Писание к обычному человеку, в то время как раньше оно было доступно только образованному священнику, знавшему латынь. Распространению протестантизма по территории Европы, а позже и всего мира весьма способствовал тот факт, что он допускал перевод канонического текста Библии на национальные языки.
Поэтому монархи стран, не входивших в Священную Римскую Империю, которым давно мешало руководство Папы Римского, с удовольствием становятся протестантами, реформируя церковь в собственных владениях.

Темы этой статьи
 
Как стать христианином – Христиане.ру