Главная>Новости>Аналитика>Как Дмитрий серебряник деньги потерял
эксклюзив

Как Дмитрий серебряник деньги потерял

Как Дмитрий серебряник деньги потерял
«Это не наша вера! Не дадим на поругание наши святыни! Защитим веру отцов!». Как это всё до боли знакомо каждому из нас…
14.08.2012

Автор: Игорь Малин эссе по киниге "Деяния апостолов"

 

 

«От этого ремесла зависит благосостояние наше…»

Деяния апостолов 19,25

 

 

Дмитрий к своим годам достиг многого.

Его работы, опыт и мастерство были востребованы. Его имя - Дмитрий серебряник – давно стало синонимом качества.

Его ценили.

Ценили в том числе и потому, что он «доставлял художникам немалую прибыль» (Деян. 19,24).

Этот человек успел своим трудом добиться многого. И не только для себя. Подлинный мастер своего дела всегда дает возможность расти и другим.

Каким он был на самом деле, мы не знаем. Верил ли он в Бога? Скорее всего, верил. Верил по-своему, так, как был научен сызмальства, и как понимал сам.

Дмитрий серебряник был разным, как и каждый из нас.

Близкие люди видели в нем просто сына, мужа и отца…

Художники, которые благодаря его имени имели хорошую прибыль, знали как мастера с большой буквы. Все остальное для них было не важно…

Немало было и тех, кто сплетничал о нем за глаза, завидуя его мастерству, известности и его деньгам...

Жизнь шла своим чередом, и Дмитрий, казалось бы, успел сделать в своей жизни все то, о чем многие мужчины все еще только мечтают. И именно в это время в Асию пришли христиане…

Привычный уклад жизни быстро изменился. Люди неожиданно для себя оказались перед теми вопросами, от которых ежедневно убегали. Убегали, ссылаясь на повседневные дела: работу, уплату налогов, воспитание детей, засуху, болезни, проблемы в отношениях с близкими.

Встретясь с христианами, язычники вдруг начали нащупывать смысл жизни не в делах, а в вере в Бога, обнаруживая Его присутствие и помощь в этих самых делах, которым, как водится, конца и края нет.

Недавно в одном из деловых журналов прочел мысль, которая, в определенном смысле, очерчивает рамки языческого мироощущения: «люди были созданы для того, чтобы их любили, а вещи - для того, чтобы ими пользовались. Мир в хаосе, потому что все наоборот»1.

В то время мир Асии постиг настоящий хаос, все начало возвращаться к своему первоначальному замыслу – любить человека, а пользоваться вещью. Ученики Христовы говорили о ценности личности человека, говорили о вере Божьей в человека (митр. Антоний Сурожский). Более того, вещи, в сравнении с Личностью Бога, переставали быть значимыми для людей…

Дмитрий серебряник понял раньше других, чем такие перемены грозят ему и его делу. Он отчетливо увидел, что новая вера грозит благополучию его семьи и детей.

Он был дальновидным и по-своему глубоким человеком. Он знал, что и, главное, как сказать другим: «собрав других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная» (Деян. 19,25-27).

Дмитрий в своей речи сделал акцент не на деньгах, которые волновали его в первую очередь, а на традиции своего народа, сыграв на религиозном чувстве других людей. Слишком уязвимой для многочисленных завистников оказалась бы позиция человека, призывающего защитить только лишь свои деньги. Причем такие деньги, которых у других никогда не было…

Так бывает и в нашей жизни. Не представляет труда сказать «деньги для меня не главное», когда они в избытке. Легко «не переживать» из-за того, в какой обуви ты ходишь, и на каком автомобиле ездишь, когда в любой момент ты можешь себе позволить и обувь, и новую машину.

Помню беседу с представителями пастырского сословия, один из которых, по-видимому, чтобы произвести благочестивое впечатление на своих коллег, небрежно обронил: «а я вот вообще не думаю о том, какой марки у меня машина, меня это даже не интересует». Признаюсь, к своему стыду, я тогда заметил (язва еще та): «Конечно, ты же больше перемещаешься на самолетах, периодически бывая в США, Европе, Южной Америке, зачем интересоваться землей, когда передвигаешься по небу?».

Дмитрий серебряник, не переживал об Артемиде Эфесской, но очень переживал о деньгах, которые терял, по причине вдруг возникшей неактуальности своих изделий. Его земляки, поверив в Живого Бога, отказывались покупать образы идолов…

Один из ветхозаветных апокрифов содержит поразительно точную формулировку идолопоклонства: «Служение идолам... есть начало и причина, и конец всякого зла». (Книга Премудрости Соломона 14,27). В то время как ограничиваются способности, а желаниям дается обоснованное раздолье, когда происходит отказ от жертвы (в еврейском языке «жертва» - приближение к Богу, с одновременным удалением от чего-либо), а потребность становится главнее, чем все остальное, Церковь опознает в таком движении сердца и образе жизни страсть. Слово «страсть» в церковнославянском языке означает «страдание». Страсть, по верной мысли свт. Феофана Затворника, «изменяет состояние сердца человека, направление и центр его деятельности». Внутренний мир такого человека оказывается расстроенным, поскольку центром (или целью) жизни становятся вещи, а люди видятся лишь средством для осуществления его желаний. Конечно, вслух об этом никто из нас не говорит, но наша с вами жизнь многое может сказать и о центре, и о цели…

Дмитрий страдал еще и от того, что оказался в пространстве непростого выбора. Всю жизнь он изготавливал фигуры богов, изготавливал образы, которым молились, в зависимость от которых ставили свою жизнь другие люди. Дмитрий внимательно относился к своей работе, но был невнимателен к Богу. И однажды Бог в лице апостолов пришел в Его город…

Одни люди с радостью встретили перемены в своей жизни, почувствовав и узнав Бога в словах апостолов. Другие попытались всеми правдами и неправдами сохранить свой привычный уклад жизни. Ведь как все хорошо было до сих пор. Как хорошо было без Бога в нашем городе и в моей жизни…

Так бывает. Кто-то прозревает и хватается за реальный шанс изменить свою жизнь и выправить её на добро. А кому-то так не хочется расставаться с привычной зоной комфорта и безопасности…

Но в сегодняшнем новозаветном чтении страшнее другое. Дмитрий серебряник заразил целый город ненавистью к христианам. Он не стал сам бороться с ними, Дмитрий был хитер. Он сыграл на национальных и религиозных чувствах людей: «Это не наша вера! Уничтожим их, и жизнь в городе опять наладится! Не дадим на поругание наши святыни! Защитим веру отцов!». Как это всё до боли знакомо каждому из нас…

Такое случается в коллективах, в которых мы работаем, в кругу друзей, с которыми близки, такое случается даже в наших семьях. Пряча свои истинные мотивы, играя на слабостях, предрассудках и старых обидах, мы, именно мы, подталкиваем людей к ненависти по отношению к тому, кто нам перешел дорогу…

Поступая подобным образом, мы обретаем устойчивый навык во зле, а это и есть страсть. То, с чем мы совладать уже не в силах. Страсть - это уже часть нашей жизни и нашей личности. По этой причине так сложно признать себя завидующим, гневающимся, гордящимся, сребролюбивым… Сложно отделить страсть от себя, ведь это все равно, что признать собственную неправоту.

Думаю, что одна из ключевых мыслей сегодняшнего чтения следующая: «В то время произошел немалый мятеж против пути Господня» (Деян. 19,23). «Мятеж против пути Господня», как это страшно...

Оказывается, человек, вставая на путь ненависти к другим, таким же, как и он сам, становится на путь восстания против Бога. Дмитрий, вероятно, до конца этого так и не понял. Он, как состоявшийся человек, как глава семейства, защищал своё и своих. Защищал так же, как и все, используя любые средства, может быть, даже такие, которые и сам в глубине души презирал: ненависть, сплетни, ложь, игру на религиозных чувствах других людей…

Защищая мир вещей, который он так боялся потерять, Дмитрий серебряник не успел заметить открывшуюся для него свыше возможность обрести веру в Живого Бога, вернувшись в мир людей. В мир, в котором людей любят, а вещами пользуются…

1 Журнал РБК, 08.2012, с. 106.

 

 

Темы этой статьи
Еще по этой теме
Похожие статьи
Семейная христианская конференция
Церковь «Благодать» гостеприимно открыла свои двери для более двухсот участников конференции "Дом любви". Пары были разные,с семейным стажем от одного месяца до тридцати семи лет. Участники приехали...
От большого заработка до прощания с духом Пифона
«Эти люди, рабы Бога Всевышнего, которые возвещают вам путь спасения» Деяния Апостолов 16,17 Апостолам встретилась женщина, имевшая редкий дар – она могла предсказывать будущее. Этот дар у неё,...
НЕТ ПРОРОКА В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ
Игорь Малин специально для www.protestant.ru «НЕТ ПРОРОКА В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ» «И, улыбаясь, мне ломали крылья, Мой хрип порой похожим был на вой, И я немел от боли и бессилья И лишь...
Как мы ждем? | ЭКСКЛЮЗИВ
(Евангелие от Луки 2,22-39) Мы ждем по-разному...Есть ожидания, которые нас разрушают. Разрушающее ожидание многолико. Вчера был в отделении гематологии, совершал соборование над тяжелобольным мужчиной… Его родственники...
Человек завидующий | ЭКСКЛЮЗИВ
Французский историк и политический деятель Алексис Токвиль (1805-1859) справедливо замечал, что даже в обществе, которое провозгласило равенство его членов, «в конце концов, преобладающим чувством становится зависть»....
Как стать христианином – Христиане.ру