Главная>Новости>Аналитика>Суд над "Свидетелями Иеговы" - начало новых гонений?

Суд над "Свидетелями Иеговы" - начало новых гонений?

Суд над "Свидетелями Иеговы" - начало новых гонений?
Епископ "Евангельской Христианской Церкви" Павел Орехов
14.04.2017

В последние годы в России значительно изменилось законодательство о религиозной деятельности.

Власть стала обращать более пристальное внимание на деятельность религиозных объединений, ввела в действие нормы закона, жестко регулирующие публичную деятельность организованных групп верующих.

Стало ли это началом массовых репрессий по религиозным убеждениям?

Однозначного ответа на этот вопрос, на мой взгляд, пока еще не существует.

С одной стороны, религиозные объединения, не вошедшие в так называемый круг четырех религий, "традиционных" для России (православие, буддизм, иудаизм, мусульманство), на данный момент не выведены в неправовое поле. Все основные нормы Конституции и законодательства, гарантирующие свободу вероисповедания и убеждений в России продолжают действовать, и предоставляют верующим возможность исповедовать свои убеждения, как в индивидуальном порядке, так и совместно с другими единоверцами. Нет системных посадок за веру, как нет и системной травли верующих и их семей в быту, учебе и на работе.

С другой стороны, с каждым новым законодательным "перлом", вводящим все новые и новые санкции за незаконную религиозную деятельность (а таких уже набралось немало), с каждой новой волной пропагандистской истерии в крупных СМИ, раздувающей на пустом месте "пожар" борьбы с инакомыслием, с каждым новым судебным процессом по отношению к последователям религий неизбежно задается вектор движения всех институтов российского общества в направлении неприятия и отторжения членов этого самого общества по религиозным признакам. Ничего ужасней, чем религиозный фашизм история человечества еще не придумала и мне бы не хотелось, чтобы в моей стране наступила такая эпоха.

На фоне всего происходящего является показательным процесс в Верховном Суде России над религиозной организацией "Свидетелей Иеговы", который начался в апреле с.г. по инициативе МинЮста РФ и, на момент написания статьи, еще не был завершен.

Не вдаваясь в подробности искового заявления могу отметить, что по доходящей до общества информации судья проявляет взвешенную позицию при рассмотрении данного дела и процесс, большей мере, не выглядит ангажированным. Это не может не радовать.

Но вот что меня удивляет, так это не сам судебный процесс, а происходящее вокруг него в религиозном истеблишменте России. Незадолго до начала процесса российский центр "СИ" как через своих юристов, так и напрямую, обратился в электронных СМИ и соцсетях к верующим других религий с призывом встать на защиту "гонимых за веру". Одно то, как профессионально все это делалось, вызывает неподдельный восторг. За основу было взято высказывание пастора-антифашиста первой половины 20 века Мартина Нимеллера с лейтмотивом: “Сначала они пришли за...”. Причем, инициаторов совершенно не смутило то, что автор крылатой цитаты не упоминает в ее тексте “СИ”, хотя они на тот момент уже были репрессированы нацистским режимом в Германии. Налицо возникновение слома “религиозной парадигмы” в современном обществе. Если раньше “СИ” не обращались за помощью к “иноверцам”, с их точки зрения, в силу убеждений об исключительности своей религии, то сейчас мы видим совершенно обратное. Но о важности такого изменения во взглядах "СИ" я еще упомяну в конце своей статьи. А сейчас давайте посмотрим на последовательность действий после официальных призывов о помощи СИ ко всем российским религиозным конфессиям.

Как это ни странно, но реакция последовала, и с той стороны, с какой ее сложно было ожидать. С официальным обращением к Президенту РФ о недопущении судебного преследования "СИ" выступил Председатель РС ЕХБ А.В.Смирнов. Текст обращения безукоризнен (“убеждений СИ не разделяю, но прошу их не осуждать ибо нельзя гнать за веру по Конституции”), за исключением только одного – времени написания и адресата послания. Почему пишется обращение на имя Президента не после окончания судебного процесса, а во время его проведения? У нас в стране, собственно, ветви власти разведены по Конституции. И данный факт обращения, при большом желании, можно вывести как коррупционную составляющую в виде принуждения к административному давлении на суд. Серьезный прокол случился, на мой взгляд, у юристов РС ЕХБ.

Но таких “проколов” набралось в этом деле немало, и не только со стороны официального обращения руководителя одного религиозного союза, но и в массовых публикациях в электронных СМИ известных представителей других протестантских конфессий. Суть одна и та же: “в исковой проблеме не разбирался, убеждений СИ не разделяю, но нельзя их осуждать ибо гнать за веру по Конституции не допустимо, а Нимеллер всех уже предупредил, что потом прийдут за всеми остальными”.

У читателей, несомненно, возникает вопрос: к чему я все это рассматриваю с критической точки зрения? Уж не сторонник ли я репрессий? Отвечаю: нет, не сторонник.

Но вот что я вижу за всем происходящим.

Во-первых, налицо смещение ценностных установок в современных евангельских христианах от богоцентричности в гуманизм, потому что ничем иным обозначить такое рвение по публичной защите от судебного преследования представителей нехристианских убеждений не получается. А если дело не в убеждениях, а в самом факте преследования представителей религиозного культа, то почему тогда нет голосов о преследованиях т.н. “божка Кузи” или пензенских “сидельцев”, да и других малых, “неорелигиозных” культов, "нашкодивших" с точки зрения правоприменителя? А чем, собственно, практика религиозных убеждений "СИ" лучше вышеназванных культов с евангельской точки зрения? Но одних, почему-то можно преследовать, и мы молчим, а других нельзя? Аргументация простая: вот-де отношение власти к "СИ" является мерилом религиозной терпимости в обществе. Какая чушь, уж извините. Мы же на адепты "СИ", чтобы бесконечно повторять эту "мантру". В России давно уже “ровняют” всех тех, кто выбивается из очерченных политическими регуляторами границ “религиозного ландшафта”. За последний год в рядах самих протестантов произошло немало показательных "порок", но такого шума и в помине не было. Чего это вы, вдруг, братья–сестры, так взревновали по чужому огороду, а про свой так негромко, так вполголоса?

Во-вторых, если не вникать в суть предъявленных исковых обвинений, объективно не рассматривать ход судебного процесса и направленность действий судьи, а кричать на всех углах: “Помогите, убивают!!!”, не выглядит ли это, как минимум, средневековой дремучестью, а как максимум - социальной “маргинальностью”?

Если современная российская власть поставила целью репрессировать инакомыслящих, то, если такова нa сие воля Божья, это произойдет в любом случае, просим ли мы этого не делать Президента или не просим. Потому что все решается на небесах и подобные просьбы должны идти в наших молитвах Верному Адресату. Иначе наведем на себя гнев Божий, и, по Его изволению, гнев земных правителей.

А если, все же, речь пока идет о жестком (порой даже чрезмерном) правовом регулировании религиозной деятельности, и мы, протестанты, учим своих последователей "приспосабливаться" к подаваемым политической властью условиям, то, почему-бы и тем же “СИ” не стоило вникнуть в происходящие уже не первый год изменения государственно-конфессиональных отношений? Пересмотреть те свои позиции, которые можно было бы смягчить и не раздражать, чрезмерно, правоприменителя? Тем более, что “слом” их религиозной парадигмы налицо - они уже публично обращаются за поддержкой к представителям “неспасаемых”, на их взгляд, религий. Ну так и послушайте, дамы и господа, чего от вас хотят российские правоприменители и сделайте все от вас возможное, чтобы угасить разгоревшийся спор. 

А если, увы, ваши убеждения соответствуют действующему российскому законодательству, но вам незаконно отказано в правах, то состязайтесь, прежде, во всех судебных инстанциях (вплоть до КС РФ), как это сейчас и происходит, и не “мешайте белое с мягким” в информационной среде. А, пока,  это не политический процесс, а административный, и будет таковым до тех пор, пока, вдруг, в нарушение всех норм российского права не будет вынесен вердикт КС о законности в ущемлении религиозных прав отдельно взятой религии. Только после такого результата можно уже будет делать какие-то выводы и привлекать общественность, как российскую, так и мировую, с целью вынесения определений об ущемлениях в религиозных правах в Российской Федерации и начале гонений за веру.

 

С уважением ко всем вам,  

Павел Орехов

Темы этой статьи
Похожие статьи
"200-летний опыт социального и волонтерского служения российского Евангельского Движения".
"200-летний опыт социального и волонтерского служения российского Евангельского Движения". Доклад епископа религиозной организации евангельских христиан "Евангельская Христианская Церковь", Павла Орехова прочитанный на Консультативном...
"Евангельское движение России в XIX-XXI в.в. - участник процесса формирования светского государства"
Доклад епископа "Евангельской христианской церкви" Павла Орехова прочитанный на заседании круглого стола прошедшего в Общественно палате РФ. Как участник дискуссии я вижу, что в обсуждении присутствует некое маятниковое...
200-лет Евангельскому Движению в России
Автор:Епископ "Евангельской Христианской Церкви" Павел Орехов С 2006 г. представителями российской религиозной и научной общественности, в числе которых находится ваш покорный слуга, проводятся исторические и археологические...
Два реформатора
В замечательный год 500-летия европейской Реформации и год выбора российского общества пути развития государственно-межконфессиональных отношений (как это стало очевидным по жирной кляксе вместо запятой под законодательными...
ОП РФ защитит протестантов
29 марта в рамках очередного заседания Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений обсудили ситуацию в Забайкальском крае в связи с неправомерными действиями...
Как стать христианином – Христиане.ру