Революционные события в Украине, за которыми напряженно наблюдает весь мир, практически затмили собой многие процессы и перестановки, параллельно происходящие в это же время в христианском русскоязычном пространстве. А между тем, страна - в авангарде перемен не только в цепочке государственных переворотов и причинно-следственных с этим связей.
За последние месяцы в протестантском сообществе Украины знаковых событий – немеряно. То, после многолетнего сотрудничества с донецкой церковью «Слово жизни» и ее пастором Леонидом Падуном, шведские основатели Livets Ord всей пропагандистской мощью обрушиваются на последнего с кучей неозвученных обвинений. То восходящая звезда харизматических служений Владимир Мунтян отправляет полмиллиона долларов в качестве пожертвования и поддержки осужденному недавно за финансовые махинации всемирно известному Йонги Чо. То команда менеджеров международного христианского «бренда» Hillsong в лице пасторов Евгения и Веры Касевич демонстративно уходит в отставку – да так, что дистанцируются от альма-матер аж за океан. То вот на днях баптист Турчинов возглавляет переходное правительство переживающей кризис государственности страны.
И если тайна связки Мунтян - Йонги Чо нам пока недоступна, равно как и ситуация внутри Hillsong, а перспективы Турчинова в качестве лидера нации пока не очевидны, то процессы в «Слово жизни», особенно вкупе с их последствиями, достойны того, чтобы посмотреть на них более внимательно. Итак, краткая хронология и внешние кадры драмы в нескольких частях.
Чуть более года назад на официальном сайте Ульфа Экмана, основателя и лидера международного служения Livets Ord появляется сообщение о том, что руководство Донецкой церкви «Слово жизни» в лице Леонида Падуна отклонило предложение Ульфа Экмана оставить служение и передать церковь и союз одноименных церквей под покровительство шведских братьев. Последующая публичная переписка иных фактов не носила и обозначила лишь одно – между основателем Livets Ord и украинским лидером Слово Жизни возникли некие непреодолимые противоречия. И если в случае с финансовыми злоупотреблениями пастора Йонги Чо (Церковь Полного Евангелия Йоидо, Корея) мы знаем про следствие и вердикт суда, а, например, в ситуации с моральными падением Гедриуса Саулитиса (пастор церквей «Слово веры», Литва) общественности известны конкретные факты и решение совета церкви, то в случае с Леонидом Падуном информационный фон наполнился лишь пущенными вчерную безосновательными слухами. К слову, на прямой вопрос представителя Всероссийского содружества евангельских христиан руководителю церквей «Слово жизни» в России пастору Матс-оле о конкретных причинах конфликта, претензиях или моральных нарушениях Леонида Падуна ответ так и не был дан. Из чего, собственно, можно делать предположения о природе раскола – либо управленческие расхождения, либо теологические несогласия, либо хозяйственно-имущественный конфликт.
Раскол – штука болезненная даже для небольшой церкви, а уж в рамках подобия деноминации – тем более. Специфика многолетней приверженности одному союзу, организации или братству в том, что покидая ее, человек ли, церковь ли, - остаются в полной изоляции – как в плане отношений, так и в плане поддержки. В большинстве случаев «раскольники», а именно такой лейбл получают «ушедшие», влачат довольно жалкое существование, что понятно – начинать с нуля в довольно тесном религиозном мире – непросто. И если у международного «Слово Жизни» внешне почти ничего не изменилось (по-крайней мере, в начале конфликта), то Падуну и его команде пришлось несладко. Расколовшееся общение церквей, потеря сотен прихожан в одном только Донецке, почти полная заморозка строительства нового церковного комплекса в центре Донецка, сокращение служений. И, главное, - давящая необходимость пересмотра как церковного менеджмента, так и основ веры. Покончить с культо-образным менеджментом шведского типа, и вернуться к традиционно славянскому коллегиальному управлению посредством дьяконов и старейшин было довольно просто – что сегодня и можно наблюдать в работе команды служения. А вот пересмотреть основы веры, совершить новое самоопределение, особенно в условиях тяготения Livets Ord к католицизму и обрядовости на протяжении последних лет, было непросто. И, тем не менее, церковь устояла.
Однако напряжения в конфликт добавила ситуация с письмами в соответствующие юридические органы Украины, которые администрация донецкой церкви отправила для уведомления о расторжении соглашений о сотрудничестве со шведами. Полностью перекрутив сюжет этой ситуации, артиллерийским залпом выстрелил украинский филиал телеканала ТБН. Собрав в студии участников лишь одной стороны конфликта, а именно – представителя Livets Ord в Украине Дениса Подорожного, руководителя РОСХВЕ Сергея Ряховского, в чей союз входит объединение церквей Слово Жизни, и как представляется, играет там весомую роль, телеканал «объективно» дал возможность выразить отношение одной стороне к другой, без каких-либо вариантов обратной аргументации. Поскольку, являясь дочкой американского TBN, российский ТБН финансируется в основном за счет зарубежных ассигнований, а интерес Игоря Никитина к Украине как-либо охарактеризовать сложно, то кто, как и зачем устроил сей обстрел, можно лишь догадываться.
Руководитель другого христианского телеканала CNL Максим Максимов и дружественный ему круг церквей «Новая жизнь» не остались в стороне в этом неравном противостоянии и поддержали донецкую церковь своим визитом в Донецк и тематическими конференциями. К слову, поддержку Леониду Падуну оказало и Всероссийское содружество Евангельских христиан – казалось бы, совсем не родственный в теологическом плане союз.
Время идет, рутина жизни берет свое, а напряженность успокаивается временем. Историю на этом можно было бы и закончить, как это и бывает с подобными разделениями, если бы не внезапная развязка.
В самом начале 2014-го года Донецк посетили представители скандинавского информационного портала Aletheia.se Даниэль Форслунд и Андреас Гландбергер, оба в прошлом имевшие отношение к шведскому Livets Ord, и с 2007-го года изучающие ситуации, программы и методы работы уппсальской религиозной организации. Команда провела серию интервью с представителями донецкой церкви, просмотрела видеозаписи физического противостояния в борьбе за церковь, паству и документы годичной давности, а также ознакомилась с финансовой отчетностью церкви и описанием пожертвований, переданных дончанами шведам за весь период сотрудничества. Потом скандинавы поделились с лидерами служения историями, подобными истории Леонида Падуна. И отправилась обратно – адаптировать, переводить и готовить материалы к публикации для европейской аудитории. А спустя несколько дней Ульф Экман объявил о своем уходе на пенсию, поставив, по сути, точку в противостоянии Экман-Падун.
Конечно, можно отслеживать связь между всеми этими событиями или не находить ее, можно спорить и не соглашаться. Но за всеми этими событиями все отчетливее проявляются два тренда, что касаются протестантского русскоязычного сообщества: культо-образный менеджмент религиозных движений и игнор интересов национальной пресвитерии. Однако, это уже другая сага и о ней – в другом материале.
Вячеслав Сапожников, специально для protestant.ru
Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.
|
|
|
|
|