Главная>Новости>Аналитика>«Украина и Россия: важность народной дипломатии»

«Украина и Россия: важность народной дипломатии»

«Украина и Россия: важность народной дипломатии»
Важно понимание того, что проблема отношения с Россией – это проблема самих украинцев и россиян, которую за них не решат ни европейцы, ни американцы
21.03.2014

Сейчас, когда развитие ситуации вокруг Крыма достигло своей высшей точки, очевидно, что ее разрешение, выход из конфликта вряд ли возможен «на коротких дистанциях». Решение было не в «осетино-абхазском» сценарии и закончилось фактическим выводом Крыма из состава Украины. Конечно, есть фактор воздействия мирового сообщества, усилия дипломатии, санкции и т.д., но вряд ли они кардинально изменят ситуацию. В лучшем случае, будет снижен общий градус противостояния, ситуация войдет в стабильное состояние, будет продолжаться пропагандистская война с обеих сторон.

На взгляд из России, главная проблема в том, что украинская элита повторяет ошибки грузинских политиков начала 2000-х, приведших в итоге к войне 2008г. и выводу из состава Грузии Абхазии и Южной Осетии. Главной из этих ошибок была уверенность в том, что проблема отношений с Россией – это проблема США, Европы, ООН, кого угодно, только не самих грузин. Вторая – это завышенная оценка ресурсов западных стран (дипломатических, экономических, политических, экономических) и их готовности к масштабному конфликту с Россией, включающего в себя вооруженное противостояние. Эти ошибки привели к худшему для Грузии результату в той ситуации, и есть большая вероятность, что Украина повторит этот путь. Поэтому, очень важно избавиться от иллюзий, и трезво посмотреть на вещи.

Первое – Крым не единственная спорная территория, где идет геополитическая игра. Вряд ли мировое сообщество сконцентрируется именно на проблеме Крыма всерьез и надолго. Какое-то время эта тема будет «топовой», но потом очевидно, будет вытеснена другими. В Евросоюзе полно своих проблем, США скоро войдут в новый избирательный цикл, в котором развернется острая борьба между демократами и республиканцами, в основном по проблемам внутренней политики США (как это почти всегда и бывает в американской политике), еще есть Иран, Сирия и масса других проблем, удельный вес которых в мировой политике значительно выше проблемы с Крымом.

К тому же, претензии, предъявляемые России, легко оспорить: если обратиться к истории Фолклендских (Мальвинских) островов, которые Британия не собирается возвращать Аргентине, республику Северный Кипр, который не собирается возвращать Греции член НАТО и кандидат в Евросоюз – Турция, Косово, которое всегда было сербским, да и массу других примеров, то очевидно, что Россия может предъявить гораздо больше прав на Крым, чем Британия, Турция и др. на «свои» территории, где они осуществляют протекторат. 18 сентября 2014г. состоится референдум в Шотландии, которая наверняка проголосует за государственный суверенитет, через неделю референдум в Каталонии, который имеет все шансы завершиться ее выходом из Испании и т.д.

В этой ситуации, предельно важно, как будет оценивать эту ситуацию украинская элита (политики, интеллектуалы, церковные иерархи). Важно понимание того, что проблема отношения с Россией – это проблема самих украинцев и россиян, которую за них не решат ни европейцы, ни американцы. Решать эту проблему все же придется, и цена этих решений будет зависеть в значительной степени от того, когда их начнут искать.

Надеявшаяся на Запад Грузия, существенно увеличила для себя цену этих решений, и, не прилагая никаких усилий, довела ситуацию до того, что теперь, и при смене власти в России, вряд ли проблема Южной Осетии и Абхазии будет решена быстро. Даже в случае, если к власти в следующем политическом цикле придет более умеренный и либеральный президент, то вряд ли он назавтра выведет войска и денонсирует признание независимости этих республик. По многим причинам, и в первую очередь внутренним. При 73% не желающих войны с Украиной, 68% одобрили действия Путина.

Такая же ситуация и по другим территориям. Эти избиратели никуда не денутся, и политик, который в России пойдет на выборы под лозунгами «Отдадим Крым обратно Украине, вернем Грузии ее территории», гарантированно проиграет, потому, что тогда придется возвращать японцам «северные территории», Карелию финнам и еще много чего. В этом и сложность геополитики, что взять территорию довольно легко (если есть сила и драйв), а вот отдать обратно трудно, даже, если ты сам этого хочешь.

Поэтому для решения этой ситуации важно как сейчас будет самими украинцами организована стратегическая работа, «работа в долгую» с российской публикой. Здесь, опять же, со стороны украинцев есть не обоснованные ожидания, что российская оппозиция продолжит денно и нощно бороться против присоединения Крыма к России, сделав эту тему главной в своей работе. Этим ожиданиям не суждено оправдаться. Все высказались, те кто против, сходили на митинг (ну может, сходят еще раз), выступили по телевизору, написали посты в фейсбуке.

Все.

Дальше все пойдет на спад. К тому же, нужно учитывать, что каждое выступление – это риск, и есть определенные пределы, за которые многие не хотят заходить. Вряд ли у нас много людей, готовых сделать украинскую тему целью своей жизни и посвятить ей все без остатка из любви к братскому народу. Любовь есть, но жизнь сложнее, чем двухполярное противостояние. Появятся новые темы (начинается осенняя избирательная кампания, где для российского избирателя выборы в Мосгордуму будут на порядки интереснее, чем проблемы Крыма), политики будут отрабатывать внутреннюю повестку, международные вопросы уйдет на второй план. Санкции, принятые Европой и США касаются, вообще довольно мелких чиновников МИДА и ряда российских ведомств, в российских реалиях – это клерки – исполнители.

Рядовой гражданин действие возможных санкций ощутит еще очень не скоро, и скорей всего, свяжет негативный для себя эффект от них с внутренними причинами (коррупция, кумовство, неэффективность власти). Поэтому, без энергичных усилий украинской стороны, эта тема актуальность потеряет, а поиск решения даже не будет начат. Конечно, тут важен и внутриукраинский фактор, мы опять возвращаемся к пониманию самими украинцами того, что Россия никуда не денется, она продолжить быть, отношения с ней придется выстраивать (даже после ассоциации с ЕС и вступления в НАТО, если оно состоится в обозримом будущем).

Что еще немаловажно, Крым – вполне вероятно, не главная тема украино-российских отношений. К сожалению, возможно существенное расширение зоны конфликта, и очень важно работать на то, чтобы предупредить худший сценарий, минимизировать риски, остановить эскалацию конфликта.

Мне представляется, что в сложившейся ситуации украинская сторона заинтересована в максимальном расширении контактов и обмена мнениями с российской аудиторией. В конечно счете, решение проблемы находится преимущественно в России и в Украине, а не в Брюсселе, и не в Вашингтоне, как обозначается ныне публично. Важно понижать степень дезинформации и наращивать информационный обмен, увеличивать интенсивность и насыщенность контактов, а не изолироваться. Ни в коем случае нельзя отсечь коммуникации с российским интеллектуальным сообществом, религиозными и общественными деятелями. Ждать какого-либо решения в ситуации изоляции бесполезно, т.к. по факту сегодня возможны только дипломатические и политические решения, ресурсов для которых у международного сообщества нет.

Важно сейчас, не откладывая, начать работу в режиме прямых переговоров, тех, что называются «народной дипломатией», работая во всех возможных публичных форматах: конференции, круглые столы, дебаты и т.д.

Одним из главных участников процесса должна стать Церковь. В российских условиях, сейчас оптимальным будет выдвижение кого-то из авторитетных лидеров протестантского сообщества, человека, пользующегося авторитетом и уважением и в России и в Украине, для установления контактов и «наведения мостов» с нашими украинскими друзьями. Конечно, это должен быть лидер, которого поддержит самая широкая церковная аудитория, лидер, имеющий и религиозный и политический опыт, государственное мышление, высокий моральный авторитет.

Коалиция российских церквей различных деноминаций, имея широкий круг контактов с экспертным и медиа сообществом, научными кругами, представительство во многих российских регионах, располагая большим опытом организационной и просветительской работы, может стать эффективным партнером для Украины, заинтересованной в развитии украинско–российского диалога методами народной дипломатии.

 

Игорь Князев+

Епископ Евангелическо Лютеранской Церкви Аугсбургского Исповедания (Россия) 

Темы этой статьи
 
Как стать христианином – Христиане.ру