Главная>Новости>Аналитика>Разрушение мифов по четвергам /№16

Разрушение мифов по четвергам /№16

Разрушение мифов по четвергам /№16
Миф о стуке в дверь
19.11.2009

…Грешник, слушай ухом веры:
Вот звучит в тиши
Голос, любящий без меры,
У дверей души


…Сердца дверь открой скорее,
Сам Господь к тебе стучит…
…Сколько раз в твой дом сердечный
Он с любовию стучал…
 
…Это Спаситель у двери стоит
Кротко стучит, нежно стучит…

...У двери Я твоей стою
И в сердце грешное стучу;
Я нежно так прошу извне:
"Войти ли Мне, войти ли Мне?"

 
Слова этих песен из сборника общего церковно-баптистского пения стали традиционным толкованием текста из Откровения Иоанна: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20).
 
Почему-то считается, что текст говорит о том, что Христос стоит у дверей сердца неверующего человека и деликатно постукивает в нее, ожидая ответа гордого атеиста…
 
Этот образ стал бессменной иллюстрацией для призывных проповедей.
 
Но правомочно ли это?
 
Начнем с того, что контекст не говорит нам о сердце неверующего человека. В двадцатом стихе третьей главы Откровения содержится фрагмент речи Спасителя, обращенной не к атеистам, а к Церкви Божьей, находящейся в Лаодикии. Христос стоит не у метафорических «дверей сердца», а у двери церкви. Сильнейший образ — Христа выгнали из Его же дома. Он стоит и стучит у входа в церковь, где молятся Ему и воспевают Его имя.
 
Лаодикийская церковь совершенно изгнала Христа из своих стен. Их духовное состояние Господь описывает, как не холодное и не горячее, а теплое… Мерзкая теплота напитка в жаркий день. Это и не кипяток, и не лед, а жижа, от которой Спасителя может стошнить. (Разве не о тошноте говорит Христос в словах: «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих»?)
 
Поэтому вряд ли правомочно расширять применение этого стиха до проповеди неверующим. Теряется авторский замысел и глубина образа. И сам образ превращается в ложный. Ведь одно дело — стучаться в чужой дом, как незваный гость, а другое дело стучаться в Свой собственный дом, откуда Тебя же и выгнали.
 
И именно поэтому надо бы развеять и второй миф. Миф о нежном, деликатном постукивании.
 
Христос пришел домой. Так будет ли Он стучать нежно и деликатно? Вряд ли. Иоанн использует глагол κρούω — стучать, топать, обстукивать для испытания качества.
 
Христос очень настойчиво и громко стучит в дверь, возможно даже с помощью ноги (в ореоле значений глагола κρούω есть значение «топать ногой»).
 
Это же слово использует Лука в притче Спасителя: «Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать (κρούω) в двери и говорить: "Господи! Господи! Отвори нам"; но Он скажет вам в ответ: "Не знаю вас, откуда вы"» (Лук.13:25). Трудно себе представить, что обезумевшие от страха перед вечными муками люди будут нежно постукивать в двери Господина. Нет. Они будут колотить в дверь руками и ногами.
 
Это же слово используется и в двенадцатой главе Деяний Апостолов. Петр, чудесным образом освободившись из тюрьмы, бежит к дому, где собралась церковь…
 
И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились. Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот. А те сказали ей: "В своем ли ты уме?" Но она утверждала свое. Они же говорили: "Это Ангел его". Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились (Деян.12:12-16).
 
Вряд ли человек будет кротко и нежно стучать ночью. Он будет стучать громко, чтобы разбудить спящих (Петр же не знал, что церковь молится). А уж когда ему не открыла служанка, Петр наверняка удвоил усилия, молотя в дверь всеми конечностями.
Так и Христос вряд ли тихонько скребется под дверью неверной церкви. Нет. Он, как грозный Судья, обрушивает на ворота тяжелые удары. Да еще и громко взывает, кричит, чтобы кто-нибудь услышал голос Его. Счастлив тот, кто отворит дверь, Христос разделит с ним ужин, но если дверь Церкви не будет отворена, то Вседержитель сорвет ее с петель и подвергнет нечестивых детей Своих наказанию.
 
Поэтому вместо разлюли-малинного пения о «нежном вопрошании», лучше уж выучить грозный спиричуэллс и с чернокожими братьями и сестрами в священном ужасе запеть:
 
Somebody’s knocking at your door,
Oh-oh, sinner, why don’t you answer?
Somebody’s knocking at your door!

Павел Бегичев специально для www.protestant.ru

Темы этой статьи
Еще по этой теме
Похожие статьи
Вербное воскресенье — преображение нашей немощи!
Па́вел Алекса́ндрович Бе́гичев— российский религиозный деятель (баптист, затемстарокатолик).митрополитАвтокефальн ой церковной провинции святого Михаила Архангела, член Патриаршего советаВсемирного совета национальных католических...
"То чего обычно протестанты не знают" №2
Проповедует:Павел Бегичев,ректор Международного Евангелического Института Святого Мефодия. Цикл видео-проповедей"То чего обычно протестанты не знают" — это про самую суть христианской веры. Это про то, от чего погибают черти...
"То чего обычно протестанты не знают" №1
Проповедует:Павел Бегичев,ректор Международного Евангелического Института Святого Мефодия. Цикл видео-проповедей"То чего обычно протестанты не знают" — это про самую суть христианской веры. Это про то, от чего погибают черти...
Обращение Генерального Ординария ЕЛЦАИ
Обращение Генерального Ординария ЕЛЦАИ Его Высокопреосвященства Митрополита Павла Бегичева.
ЧПИ №1
Авторская программа викарногоепископа Евангелическо-Лютеранской ЦерковиАугсбургского исповедания Павел Бегичев.
Как стать христианином – Христиане.ру