Главная>Новости>Аналитика>Разрушение мифов по четвергам /№21

Разрушение мифов по четвергам /№21

Разрушение мифов по четвергам /№21
Восемь мифов о Рождестве
24.12.2009

Ну что, дорогие мои читатели? Близится Рождество! Сегодня сочельник, и поэтому мифы будем разрушать рождественские, сиречь связанные с Рождеством. А таких мифов я насчитал даже не один, а целых восемь. Так что давайте разбираться с каждым из них по порядку:
1.       Миф о пещере.
«… родился Он в пещере» — поется о рождении Христа в одном из христианских гимнов. Однако так ли это?
Лука не сообщает нам ничего ни о пещере, ни о хлеве. Он говорит, что Марии и Иосифу не было места в гостинице. Но при этом использует греческое слово κατάλυμα — жилое помещение, и вовсе не подразумевает некое подобие отеля. Это же слово упоминает и Марк и Лука для обозначения столовой — горницы для тайной вечери (Мк. 14:14; Лк. 22:11). Речь там явно не об отеле. Постоялый двор Лука обозначает другим словом — πανδοχεῖον в притче о милосердном Самарянине:  «и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем» (Лук.10:34).
Скорее всего, либо Мария, либо Иосиф владели в Вифлееме недвижимостью совместно с родственниками, которых в связи с переписью набилось в жилом помещении предостаточно. И эти родственники даже поступили благородно, отведя роженице отдельное помещение. По свидетельству Якова Кротова:
"Компромиссным является предположение, что речь идёт вообще о караван-сарае, где соседствовали жилые комнаты и помещения для скота - вот жилых комнат и не осталось пустых, а в помещениях для скота место нашлось. Строго говоря, это мог быть даже не хлев, не стойло, где скот находился постоянно, а место для кормёжки скотины".
Причем, по тексту Луки становится ясно, что рядом с Младенцем были и другие люди. Взгляните на 18 стих 2 главы: «Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи» (Лук.2:17,18). Причем Мария в число этих «всех слышавших» не входит. О ней сказано особо в 19 стихе. Так кто же эти «все»? Иосиф? А значит рядом с Христом были и другие люди — благородные родственники, отведшие рожающей Марии лучшее на тот момент помещение и не заставившие ее рожать посреди комнаты, заполненной людьми.
2.       Миф о количестве волхвов.
Многие считают, что количество волхвов указано в Библии. И их якобы обязательно должно быть трое. Однако такое предположение основано лишь на том, что волхвы принесли три дара: золото, ладан и смирну. И все же наивно предполагать, что количество даров соответствовало количеству волхвов. Скорее всего, группа «восточных гостей» было более многочисленной. Ведь долгое путешествие наверняка требовало и хорошей охраны и солидного каравана.
3.       Миф о времени и месте поклонения волхвов.
Большинство рождественских открыток, спектаклей и гимнов повествует о том, что волхвы и пастухи поклонились Христу одновременно, и произошло это в Вифлееме. Однако, скорее всего, волхвы пришли поклониться Христу гораздо позже. Судите сами:
·         Лука ничего не пишет о волхвах, а Матфей ничего не упоминает о пастухах.
·         После 40 дней очищения Мария приносит жертву в Храме — голубей (Лк. 2:24). Это свидетельствует о бедности, ведь закон говорил: «Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста» (Лев.12:8). Но если волхвы уже приходили к Марии и принесли золото, ладан и смирну, то Мария была бы в состоянии принести в жертву очищения агнца.
·         Волхвы видели звезду, которая загорелась в момент рождения Христа, поэтому им требовалось время, чтобы собраться в путь. Да и само путешествие «с востока» (даже если предположить, что это «ближний» восток — Вавилон) должно было занять существенное время. Им предстояло пройти более 1200 км. А на это могло уйти около года времени. А то и больше.
·         Ирод велел убить младенцев в возрасте до двух лет. Причем предварительно выведал время появления звезды (что еще раз доказывает, что звезда появилась в момент рождения Христа). Следовательно, путь волхвов занял около двух лет, и они пришли поклониться Христу только спустя два года после Рождества.
Лука, кстати, добавляет немаловажную деталь: «И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет» (Лук.2:39), а это значит, что волхвы пришли не в Вифлеем.
Хотя Ирод послал их именно туда (Матф.2:8), но волхвы следовали за древним GPS-указателем — звездой: «Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [как] наконец пришла и остановилась над [местом], где был Младенец» (Матф.2:9). В Палестине не было указателей с названиями населенных пунктов, поэтому волхвы шли за звездой, нимало не беспокоясь о том, что пришли не в Вифлеем, а в Назарет. Именно поэтому Матфей и не говорит, что они пришли в Вифлеем, но в «то место, где был Младенец», а был Он (по свидетельству Луки) в Назарете.
4.       Миф о непрерывном движении звезды с востока до Назарета.
Вряд ли звезда вела волхвов на протяжении всего пути из Вавилона в Назарет. Волхвы свидетельствуют, что они «видели звезду Его на востоке» (Матф.2:2) — Матфей употребляет аористную форму глагола, означающую законченное действие в прошедшем времени. Волхвы видели звезду и пошли в Иудею. А где же должен родиться царь? Конечно, в столице — поэтому и пошли в Иерусалим. Если бы звезда вела их на протяжении всего пути, то зачем надо было идти в Иерусалим и спрашивать Ирода о новорожденном?
Вторично звезда появилось после того, как Ирод встревожился и послал волхвов в Вифлеем. И вот тогда уже она вела их. Правда, привела в Назарет (см. выше).
5.       Миф о количестве жертв в Вифлееме
Атеисты и либералы часто недоумевают, почему Иосиф Флавий или другие древние историки не упоминают об избиении младенцев в Вифлееме. Мне представляется, что их недоумение основано на православно-католическом мифе о большом количестве жертв. Действительно православные источники приводят цифры от 14 тысяч до 144 тысяч замученных младенцев. Однако это вряд ли соответствует действительности. Вот что пишет по этому поводу Брюс Алворд:
"По подсчетам, население Вифлеема было 300-1000 человек. "Если все население было 1000, с коэффициентом рождаемости 30 детей в год, то младенцев мужского пола двух лет и ниже с трудом насчитывается более 20" (Raymond Brown, The Birth of the Messiah, 204). Все проверенные источники соглашаются с числом около двадцати" (Thomas, Harmony, 30, п. "р", Карсон говорит, что было убито 12-20 [8:94]). 
Сторонники большого количества погибших младенцев обычно ссылаются на слова Иеремии (Иер. 31:15), приведенные Матфеем о «вопле великом». Но тут важно понять, что вопль был велик не потому, что жертв было много, а потому, что матери не умеют по-другому скорбеть о погибших детях. Даже если бы погиб один ребенок — вопль все равно был бы велик.
Древние историки не приводят данных об избиении этих младенцев только потому, что у Ирода хватало более масштабных злодеяний. Так уж устроены историки и политики. Даже в современной России траур объявляют только когда погибло более ста человек. Это для матери гибель каждого ребенка — повод для вопля великого, а для историка убийство двадцати человек — это и не злодеяние вовсе… так… мелкая шалость…
6.       Миф о годе Рождества
Вот что пишет по этому поводу Павел Бенвар:
"Календарь, которым мы пользуемся сегодня, основан на том, что Иисус Христос родился в 1-ом году от Р.Х. (от Р.Х. = anno Domini = "в год Господа"). Но доказательства, находящиеся в Библии, а также вне её, указывают на то, что рождение Христа произошло несколькими годами ранее, возможно в 5-ом или 4-ом году до Р.Х. В соответствии с Евангелиями (Мф. 2:1 и Лк. 1:5) в то время, когда родился Иисус Христос, Ирод Великий был ещё жив. Исторические доказательства показывают, что Ирод умер в апреле 4-го года до Р.Х.. Это, естественно, означает, что Иисус родился ещё до апреля 4-го года до Р.Х. Но, скорее всего, Иисус родился ещё за год до того, как умер Ирод. Это основано на том факте, что, будучи проинформированным волхвами о рождении Еврейского царя, Ирод приказал убить в Вифлееме всех младенцев мужского пола до двух лет (Мф. 2:16). Этот приказ отображает представление Ирода о том, что Иисус родился в какой-то момент в промежутке между двумя годами. Поэтому будет приемлемо датировать рождение Христа 5-4 гг. до Р.Х."
Тут можно добавить только то, что рождение Христа могло произойти и еще раньше — в 6 году до Н.Э.
7.       Миф о времени Рождества
Тут я, пожалуй, разрушу традиционное «разрушение мифа». Многие либералы и атеисты полагают, что Христос никак не мог родиться в декабре. Дескать, пастухи в поле зимой овец не пасут, а других указаний на время рождения Христа нет, поэтому давайте скажем, что Он родился летом!
Однако, выясняется, что, во-первых, овец могли пасти и зимой:
1) зима могла быть мягкой; 2) неизвестно точно то, что овец держали в укрытии во время зимних месяцев; 3) Мишна (глава Талмуда) говорит, что овцы возле Вифлеема находились на воздухе на протяжении всего года, потому что там говорится, что Пасхальные агнцы паслись в феврале, месяце самой резкой погоды в году (М. Seqal 7:4) (Hoehner, Chronological Aspects of the Life of Christ, 26; Bock, 227).
А во-вторых, указание на время рождения Христа все же есть. Считать нужно от времени рождения Иоанна Крестителя. Мы знаем, что Креститель был старше своего брата Иисуса на полгода, т.е. шесть месяцев (Лук.1:26) — благовещенье произошло, когда мать Иоанна — Елизавета была на шестом месяце беременности. Но когда же был зачат сам Иоанн Креститель?

Тут, конечно загвоздка...

Захария был священником из Авиевой чреды. Еще царь Давид разделил священников на группы и закрепил время их служения в храме за определенными месяцами. Авиева «смена» была восьмой (1 Пар. 24,10). Всего таких «смен» было 24.

А дальше начинаются разномыслия.

А. Кураев далее считает так : в год каждой чреде доставалось по две недели служения. Поэтому Захария вошел в храм в конце четвертого месяца по богослужебному еврейскому календарю, т.е. приблизительно в августе по нашему календарю. И в тиши августовского вечера ангел возвестил ему о рождении Предтечи.

Захария вернулся домой не сразу после видения, а «когда окончились дни службы его» (Лк. 1,23) и «после сих дней зачала Елисавета, жена его» (Лк. 1,24). Вероятнее всего это случилось в сентябре-октябре (по нашему календарю). Ну а дальше просто: шестой месяц от сентября-октября — это март. А если прибавить еще 9 месяцев, то получим декабрь. Конечно, точное число нам неизвестно, но это и не важно.

Но есть и другая информация. Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» сообщает нам:
«Затем он [Давид] подразделил их [священников] на череды и, выделив священников, нашел, что между последними было двадцать четыре семьи, шестнадцать из дома Елеазара и восемь из дома Ифамара. После этого он постановил, чтобы каждая семья отправляла богослужение по очереди в продолжение восьми дней, от субботы до субботы. Затем все отдельные череды, в присутствии Давида, первосвященников Садока и Авиафара и всех начальствующих лиц, стали метать жребий, и та череда, чей жребий выпал первым, была записана первой, за ней вторая и так далее до двадцать четвертой. Такое подразделение сохранилось по сей день». (Древности, VII 14:7).

То есть каждая череда служила дважды в год по неделе. Однако, все еще остается вопрос, как график дежурств согласовать с длительностью года. В году в среднем чуть больше, чем 52 недели, 2х24=48, то есть 4 недели остаются незаполненные. Эту проблему обычно решают так - считается, что во время больших праздников (песах, шавуот и суккот) в храме служили священники всех черед, т.е. сборная. Этими сборными дежурствами и заполняли лишние 4 недели.

Похоже, что это действительно так, об этом косвенно свидетельствуют тексты Писания:

«Братья же их жили в селениях своих, приходя к ним от времени до времени на семь дней». (1Пар.9:25); «И сделали левиты и все Иудеи, что приказал Иодай священник; и взяли каждый людей своих, приходящих в субботу с отходящими в субботу, потому что не отпустил священник Иодай [сменившихся] черед». (2Пар.23:8)

Тогда выходит, что явление ангела Захарии было либо на 8 неделе, либо на 32 неделе после начала года по еврейскому календарю.

Но тут еще возникает путаница — от какого месяца считать начало богослужебного года? От Нисана или от Тишри? И даже скорее всего от Тишри, ибо с этого дня «начали возносить всесожжения Господу» во Втором храме и совершали «всесожжение постоянное» (1 Езд.3:5-6).

Но поскольку Нисан это первый месяц, а Тишри — седьмой, то если считать таким образом, то даты Рождества получается всего две (даже учитывая 8 и 32 неделю) — это либо сентябрь, либо февраль. Но в дело вмешивается еще тринадцатый месяц, время от времени появляющийся в календаре. А очередей священников оставалось все равно 24. Начало служения первой чреды, по всей вероятности, постоянно сдвигалось, и совершенно невозможно установить, в каком месяце начала свое служение первая чреда Иегоиарива в тот год, о котором идет речь в первой главе Евангелия от Луки.

Рождество могло произойти в любой день от августа до марта. Однако есть свидетельство ранней Церкви о том, что Христос родился именно в середине зимы.

Об этом говорит Хронограф (354 г.), а также в записи из Константинопольского списка консулов за 395 год и у Епифания (Epiph.Haer.LI.22) сказано, что Иисус родился «в день восьмой до январских календ» (a. d. VIII Kal. Ian.), т. е. 25 декабря. А Климент Александрийский во втором веке упоминает в контексте воспоминания о времени Рождества день, который в нашем календаре называется 6 января. (Кстати, некоторые из восточных церквей празднуют Рождество именно 6 января).

Поэтому нет ничего удивительного в том, что Иисус родился зимой.


8.       8.       Миф о католическом и православном Рождестве.

Вот что меня совершенно выводит из себя, так это бесконечное упоминание в СМИ темина-ярлыка «католическое рождество»! Дескать, католики празднуют Рождество 25 декабря, а православные  — 7 января.
Любой мало-мальски образованный человек должен знать, что и католики, и православные празднуют Рождество в один и тот же день — 25 декабря! Только на западе празднуют по григорианскому календарю (по которому собственно мы все и живем), а в России празднуют по юлианскому календарю (по так называемому «старому стилю»). Поэтому «старостильное» 25 декабря по новому стилю выпадает на 7 января, а «старостильный» новый год выпадает на 14 января по новому стилю.
Когда-то 25 декабря было днем зимнего солнцестояния и поэтому празднование Рождества решили связывать с этим днем, как напоминание о том, что Христос — Солнце Правды. Прошли века… день зимнего солнцестояния сместился на 21 декабря, но весь мир продолжает праздновать Рождество 25-го! Это, конечно, ни хорошо, ни плохо…
Да ведь это и не важно, какого числа праздновать!
Ведь празднуем-то мы не дату, а СОБЫТИЕ!!!
Так что давайте праздновать! С РОЖДЕСТВОМ ВАС, ЛЮДИ!!!

Павел Бегичев специально для www.protestant.ru

Темы этой статьи
Похожие статьи
Рождественский пасторский прием
В здании церкви « Благовещание» состоялся Рождественский пасторский приём Западного региона церквей входящих в Российский Союз ЕХБ. Своим приветственными словом епископ Западного региона церквей ЕХБ Н.И. Епишин открыл...
Шалом Рождества 2022
Поздравляем с Рождеством Христовым! "Слава Богу в вышних и на земле МИР!!!" - пели ангелы над полями Вифлеема! Пусть мир Божий - Шалом - всегда будет с Вами! ________________ ‼️ Дорогие друзья, братья и сестры во...
Свет Рождества и Правда Крещения
Промежуток времени между Рождеством и Крещением по русской народной традиции называют святками. Что такое святки в христианском понимании? А это особые святые дни, предназначенные для духовных общений, для молитвы, для...
Два Рождества в России
У протестантов в России есть особая привилегия - отмечать Рождество Иисуса Христа дважды - и с Западом 25 декабря и с Востоком 7 января. Это настоящее чудо, что евангельскую радостную весть можно перечитывать несколько...
Вербное воскресенье — преображение нашей немощи!
Па́вел Алекса́ндрович Бе́гичев— российский религиозный деятель (баптист, затемстарокатолик).митрополитАвтокефальн ой церковной провинции святого Михаила Архангела, член Патриаршего советаВсемирного совета национальных католических...
Как стать христианином – Христиане.ру