Главная>Новости>Аналитика>Разрушение мифов по четвергам /№29

Разрушение мифов по четвергам /№29

Разрушение мифов по четвергам /№29
Миф о тождественности Церкви Христовой и видимых земных организаций
04.03.2010

В одной из баптистских церквей работала сторожем некая баба Настя. Однажды молодежь пристала к ней с вопросами:
— Баба Настя, а пятидесятники спасутся?
— Спасутся, ребятки. Они наши братья.
— А харизматы спасутся?
— Спасутся, ребятки. Они наши братья.
— А адвентисты спасутся?
— Адвентисты? Чего-то не нравятся они мне…
Из баптистского фольклора.
 
"Что такое братство Евангельских христиан-баптистов? — Это ни что иное, как Церковь Иисуса Христа в нашей стране".
Цитата, приписываемая А.В. Кареву
“Церковь едина, а потому и единственна, и эта единая и единственная истинная Церковь, обладающая истиной в неповрежденности, а потому и в полноте (хотя бы эта полнота и не была до конца выявлена в истории), есть Православие”. 
Сергей Булгаков
"Единственная Церковь Христова (...) та, которую наш Спаситель по воскресении Своем поручил пасти Петру, и ему же и другим апостолам вверил ее распространение и управление (...). Эта Церковь, основанная и устроенная в мире, как общество, существует в Католической Церкви, управляемой преемником Петра и епископами, находящимися в общении с ним".
 
 
Кто может вынести окончательный вердикт о спасении? Баба Настя или Христос? Даже православный ответ на этот вопрос неоднозначен. Феофана Затворника однажды спросили, спасутся ли католики. Он ответил: «Не знаю, спасутся ли католики, но знаю, что я без православия не спасусь». Конечно, мы можем приблизительно судить о том, что человек — христианин, по плодам, так сказать, узнавать его. Можно рассмотреть семь признаков рожденного свыше на основании первого послания Иоанна. Но все же вопрос этот — тайна. Тайна отношений Христа и самого человека. Нам не дано проникнуть в глубины человеческого сердца и узнать, искренен ли этот человек до конца, или он талантливо играет роль христианина.
 
Общеизвестно, что Церковь — это не здание, не храм, не дом молитвы. Церковь — это люди. Само греческое слово ἐκκλησία, чаще всего переводится в Новом Завете, как «Церковь», но означает собрание людей. Именно в таком значении оно используется в Деян. 19:32,39,40 — единственный новозаветный пример, когда слово ἐκκλησία означает просто «собрание», а не Церковь.
 
Но тут-то и начинается проблема. Находятся люди, которые, не смея вынести окончательного вердикта по поводу спасения каждого отдельного человека, тем не менее, категорически утверждают, что некие собрания таких людей все же не представляют собой Церковь Христа. Причем речь, в первую очередь, не идет о еретичности  учения этой группы. Не анализируется их богословие. Вердикт выносится только по названию: эта секта не Церковь, потому что они не с нами, у них другое название!
Православные говорят, что истинная Церковь — это то, что называется «православие», а остальные — еретики. Католики заявляют, что истинная Церковь — это те, кто под властью римского Понтифика. Маргинальные протестантские группы записывают в небесные эшелоны только тех, кто идентифицирует себя с «гонимым, идущим узким путем братством». Создается впечатление, что Церковь Христова и их собственная организация — это слова-синонимы.  О богословии ведется речь только потом, да и то не всегда.
Такая точка зрения представляется мне мифической и достойной разрушения.
Конечно, Господь и Апостолы предупреждали нас о том, что придут лжеучителя и попытаются многих прельстить. Им необходимо будет давать отпор. Сами Апостолы сражались с ересями и отстаивали евангельскую истину. Но это были догматические, вероучительные споры, а не попытки ввести право собственности на учение Христа.
Вопрос о том, что делать с человеком, который «не ходит за нами», хотя и действует именем Христовым, был закрыт Самим Господом: «И сказал ему Иисус: "Не препятствуйте; ибо кто не против вас, тот за вас"» (Лук.9:50).
Именно Слово Божье должно было судить о принадлежности человека Христу, а не его окружение, не его знакомства, не его собрание, не его титул или церковная должность. Даже Апостолов надо предать анафеме, если их учение вдруг перестало быть учением Христа (Гал.1:8).
Церковь — это собрание людей, которых призвал Христос. Она одна! И существует только по воле Христа. И только Он решает, кто войдет в нее. Эта единая Церковь выражается в видимых собраниях. Вот что пишет по этому поводу Миллард Эриксон:
"Слово ἐκκλησία Павел использует чаще других авторов Нового Завета. Поскольку большинство его посланий адресовались конкретным местным собраниям верующих, нет ничего удивительного, что этот термин обычно относится к группе верующих того или иного города. Мы видим, что Павел обращается к "церкви Божией, находящейся в Коринфе" (1 Кор. 1:2; 2 Кор. 1:1), "к церквам Галатийским" (Гал. 1:2), к "церкви Фессалоникской" (1 Фес. 1:1). Это относится я к другим новозаветным писаниям. Начало Откровения Иоанна (Отк. 1 - 3) адресовано семи конкретным церквам. И в Деяниях ἐκκλησία означает в первую очередь христиан, живущих и собирающихся в определенном городе, например, Иерусалиме (Деян. 5:11; 8:1; 11:22; 12:1, 5) или Антиохии (Деян. 13:1). Павел посещал местные церкви для рукоположения пресвитеров (Деян. 14:23), для утверждения церкви (Деян. 15:41; 16:5). В большинстве случаев ἐκκλησία употребляется в смысле местной церкви.
Помимо упоминания о церквах конкретных городов, есть также места, где говорится о собраниях в домах верующих. Приветствуя Прискиллу и Акилу, Павел приветствует и "домашнюю их церковь" (Рим. 16:4; см. также 1 Кор. 16:19). В Послании к колоссянам он пишет; "Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его" (Кол. 4:15). Но чаще слово ἐκκλησία имеет более широкий смысл — всех верующих какого-то города (Деян. 8:1; 13:1). В некоторых случаях оно относится к целому географическому региону. Пример — Деян. 9:31: "Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем, и, при утешении от Святого Духа, умножались". Еще один пример — 1 Кор. 16:19: "Приветствуют вас церкви Асийские". Обратите внимание, что в первом случае слово "церковь" стоит в единственном числе, а во втором - во множественном.
Следует отметить, что собрание или группа верующих в каком-то конкретном месте никогда не рассматривается просто как часть или составляющая всей церкви. Церковь — не сумма или результат сложения отдельных местных групп. Целое мы находим везде. Карл Шмидт пишет: "Как мы уже указывали, сообщество или церковь не слагается из отдельных приходов. Каждая община, будь то самая малая, олицетворяет сообщество в целом". В том же духе высказывается и Кенен: "И в книге Деяний [как и в посланиях Павла] ἐκκλησίαпредстает единым целым. Считается, что она появляется только в том случае, когда собирается в определенном месте (ср. Деян. 14:27). Но она всегда подразумевает общность". Для понимания этой концепции важен стих 1 Кор. 1:2. Павел обращается к "церкви Божией, находящейся в Коринфе" (см. также 2 Кор. 1:1). Обратите внимание, что он пишет церкви, существующей или проявляющейся в конкретном месте — Коринфе. Она едина во всем мире и в то же время конкретно существует в виде отдельных собраний".
Миллард Эриксон, Христианское богословие. 49 глава.
Церковь существует сама по себе, но выражается в конкретных собраниях христиан. Но все ли христиане в этих собраниях действительно истинные верующие?
Если посмотреть на мир сверху, то в нем даже ангелы не смогут определить, кто есть истинный верующий, а кто сын лукавого. (Матф.13:24-30; 36-43). Истинность отношений каждого человека с Богом — это тайна. Но раз истинная Церковь состоит из истинных христиан, а истинность отношений человека с Богом — это материя невидимая, то и Истинная Церковь — это также понятие, с трудом поддающееся идентификации по внешним признакам.
Конечно, Христос и Писание указывают нам на некоторые внешние признаки настоящей Церкви. Но эти признаки применимы только к каждому конкретному собранию, приходу. Всякий раз, когда мы пытаемся применить эти признаки к какой-либо организации, мы потерпим крах.
Обычно к признакам истинной Церкви принято относить: Единство Церкви, Святость Церкви, Кафоличность Церкви (открытость ко всему миру) и Апостольское преемство Церкви.
Но посмотрите, разве есть единство хоть в одной христианской конфессии? Его нет. Католики, протестанты, православные ужасающе разделены. Даже в пределах каждой деноминации существуют различные течения. Например, православная церковь всюду говорит о своем единстве, но по сути дела такого единства нет. Разницы между православным националистом-охранителем, приверженцем софиологии Сергия Булгакова, «неообновленцем»-последователем А. Меня и сторонником движения «вперед к отцам» столь велики, что несмотря на литургическую общность и согласие с решениями Вселенских Соборов, эти группы готовы анафематствовать друг друга. В любом случае, разница между ними такая же, как между баптистами, лютеранами и адвентистами.
Нет ни одной подлинно единой конфессии.
А что со святостью? Ни одна конфессия не может похвастаться тем, что все ее последователи святы.
Однако сегодняшняя православная практика решительно отвергает идею о святости, как о норме христианской жизни. Акцент переносится на почитание отдельных "героических" христиан и на "созерцание своих грехов"; следствием этого является то, что вера в святость Церкви начисто лишается своего практического компонента. Святость уходит из повседневной жизни в некую метафизическую сферу, что влечёт за собою очень важные последствия: во-первых, на место святости приходят стихии мира сего, которыми и живёт сегодня по большей части Церковь; а во-вторых, тем самым реализуется учение о «невидимой церкви», которое мы осуждаем у протестантов.
Громкие скандалы о священниках-педофилах, о евангеликах-пьяницах, «голубых» батюшках и т.д.— это все свидетельства того, что трудно какую-либо земную организацию считать Истинной Церковью Христа.
Преемственность веры от Апостолов? Любая организация рано или поздно в чем-то отступает от нее… Кафоличность? Любая христианская конфессия нет-нет, да и погрешит против нее.
Именно поэтому и существует учение о «невидимой Церкви», которое лучше всего объясняет несоответствие человеческих институтов признакам Христовой Церкви.
И мысль эта была высказана не протестантами (как хотелось бы представить православным), а Августином Блаженным в его труде «О христианском учении» (Книга 3, главы с 31 по 34):
…различие, на которое указывал еще Августин, впервые в ясной форме было изложено Мартином Лютером, а затем включено в богословскую систему Жана Кальвина. Лютер обратил внимание на явное противоречие между чертами церкви, показанными в Писании, и теми ее характеристиками, которые мы видим в реальной церкви, существующей на земле. Он высказал мнение, что подлинная церковь включает в себя только оправданных, тех, кого с Богом связывает спасение.
Миллард Эриксон, Христианское богословие. 49 глава.
Истинная Церковь существует независимо от католицизма, протестантизма и православия. В Нее входит всякий человек, исповедующий Истину Божью. Такая Церковь невидима не в том смысле, что ее увидеть невозможно в принципе, но в том, что ее никогда невозможно увидеть полностью. Всегда будет оставаться некое сомнение.
Невидимая Церковь принимает видимые формы, но не отождествляется с человеческой организацией. Об этом пишут даже и православные:
Церковь вместе со всеми исповедуемыми её атрибутами вполне видима — как минимум для всех в Евхаристии, в выносимой Чаше, как максимум —настолько, насколько позволяет каждому рассмотреть духовное зрение.
Воскресший Христос тоже был не всегда сразу узнаваем учениками, а узнанный порой неожиданно становился невидимым для них, оставаясь телесным по природе. Главное проблема другая — не путать Церковь с её институциональными надстройками и обёртками. Они столь же необходимы для явления и служения Церкви в мире, как одежда и спектр социальных ролей для человека. Но одежда Христа, от прикосновения к которой исцелилась кровоточивая, о которой бросали жребий римские воины — это всё-таки не Он. До подобного идолопоклонства никогда не доходит при почитании святынь, связанных с Его земной жизнью. Почему же при вступлении на экклезиологическую почву подобная путаница, нерасчленение того, что есть Церковь, что от Церкви, и что вмещает в себя Церковь здесь (там) и теперь (тогда), возникает на каждом шагу?
Осталось только сделать еще один шаг — перестать ассоциировать Церковь с конфессией и начать ассоциировать ее только с призывом Христа, обращенным к каждому конкретному человеку: «Следуй за Мной!»
… мы делаем вывод, что различие между видимой и невидимой церковью следует сохранить, но с некоторыми оговорками. Притча о плевелах среди пшеницы (Мф. 13:24-30,36-43) и рассказ Иисуса об овцах и козлах (Мф, 25:31-46) подтверждают это различие. Но его надо рассматривать как признание возможности лицемерия или даже обмана, а не поводом принизить значение членства в церкви. Оно отражает истину, высказанную во 2 Тим. 2:19: "Познал Господь Своих". Даже один из двенадцати учеников Иисуса оказался предателем.
Следует отметить, что в Писании основное значение придается духовному состоянию человека. Например, о ранней церкви Лука говорил: "Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви" (Деян. 2:47). Когда апостолам задавали вопрос о спасений, они никогда не ставили его в зависимость от связи с группой верующих. Когда Петра и других апостолов спросили: "Что нам делать, мужи братия?" — ответом было: "Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов" (Деян. 2:37-38). То же самое Петр говорил в Деян. 3:12-26 и 4:7-12. На вопрос темничного стража в Филиппах: "Что мне делать, чтобы спастись?" — Павел ответил прями и недвусмысленно: "Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой" (Деян. 16:30-31). Ни в одном из этих случаев нет и намека на то, что решающее значение имеет принадлежность к какой-то группе. Слова Иисуса самарянке указывают, что конкретное место поклонения имеет менее важное значение по сравнению с поклонением в духе и истине (Ин. 4:20-24).
Приоритет или первенство невидимого над видимым не означает, что мы должны принижать значение видимой формы церкви. По всей вероятности, нормой было вхождение верующего в общину (см., например, Деян. 2:47). Мы точно не знаем, что влекло за собой членство в апостольской церкви, но, безусловно, можно говорить о наставлении, молитвах, богослужениях и, как мы, в частности, видим в Деян. 5, о дисциплинарных мерах. Следовательно, мы должны всячески подчеркивать важность вхождения каждого верующего в группу верующих и твердой преданности ей. Христианство — корпоративное объединение, и полностью раскрыться христианская жизнь может только во взаимосвязи с другими верующими.
Признавая различие между видимой или эмпирической церковью и невидимым или духовным братством, мы должны делать все возможное для ликвидации этого различия. Ни один истинный верующий не должен оставаться вне общения, и в то же время необходимо стремиться, чтобы в него входили только истинные верующие. Обращение с Ананией и Сапфирой (Деян. 5), а также наставления Павла коринфянам (1 Кор. 5:1-5) и галатам (Гал. 6:1), касающиеся отношения к грешникам, указывают на необходимость внимательного наблюдения со стороны группы за духовным состоянием и поведением ее членов. Хотя совершенная чистота всех членов — недостижимый в этой жизни идеал (Мф. 13:24-30), в то же время нельзя терпимо относиться к открытому неверию и греху.
Миллард Эриксон, Христианское богословие. 49 глава.
Но в какую же человеческую организацию податься несчастному грешнику, призванному Христом? Где найти ему видимое выражение невидимой Церкви? Вот тут я (как и любой здравомыслящий человек), пожалуй, должен говорить только за себя. Мы все субъективны. Мы — субъекты, имеющие дело с объективной Истиной.
Лично мне евангельское христианство представляется лучшим способом выражения Истинной Церкви и с точки зрения единства (не путать с одинаковостью, я говорю о единстве духовном), и с точки зрения соответствия апостольскому учению, и с точки зрения святости (в России это пока еще так), и с точки зрения кафоличности. Кому-то представляется иначе? Готов отстаивать свою точку зрения, готов дискутировать, но никогда не скажу, что Всероссийским Содружеством Евангельских Христиан (к примеру) исчерпывается видимое выражение Церкви Христовой.
Когда меня спрашивают, почему я, будучи русским человеком (правда с татарской фамилией) не православный, мне это всегда напоминает известный анекдот:
— Если вы такие умные, то почему строем не ходите?
Апологетам фрунта, стремящимся зарегистрировать торговую марку «Христова Церковь» ™ в своей организации, хочется напомнить:  не вы спасаете, не у вас зародилась истина, не вы возрождаете и освящаете (или осуществляете процесс теозиса, это как кому нравится), но Бог! Он, в конечном счете, нам всем и Судья!
 
Павел Бегичев специально для www.protestant.ru

 

Темы этой статьи
Еще по этой теме
Похожие статьи
Вербное воскресенье — преображение нашей немощи!
Па́вел Алекса́ндрович Бе́гичев— российский религиозный деятель (баптист, затемстарокатолик).митрополитАвтокефальн ой церковной провинции святого Михаила Архангела, член Патриаршего советаВсемирного совета национальных католических...
"То чего обычно протестанты не знают" №2
Проповедует:Павел Бегичев,ректор Международного Евангелического Института Святого Мефодия. Цикл видео-проповедей"То чего обычно протестанты не знают" — это про самую суть христианской веры. Это про то, от чего погибают черти...
"То чего обычно протестанты не знают" №1
Проповедует:Павел Бегичев,ректор Международного Евангелического Института Святого Мефодия. Цикл видео-проповедей"То чего обычно протестанты не знают" — это про самую суть христианской веры. Это про то, от чего погибают черти...
Обращение Генерального Ординария ЕЛЦАИ
Обращение Генерального Ординария ЕЛЦАИ Его Высокопреосвященства Митрополита Павла Бегичева.
ЧПИ №1
Авторская программа викарногоепископа Евангелическо-Лютеранской ЦерковиАугсбургского исповедания Павел Бегичев.
Как стать христианином – Христиане.ру