У людей, доложу я вам, не только песни разные, но и мифы тоже не одинаковые. Об этом уже приходилось говаривать.
Но есть мифы, сплачивающие сразу довольно изрядные группировки, и даже группы, тех самых людей, у которых песни разные. Так вот, к примеру, одним из таких «общих» мифов является миф о терпимом отношении к мифам. Суть его в том, что «мы же, все-таки, христиане», а потому не наше дело «развенчивать», «опровергать», короче, ругаться из-за какой-то мелочи. Ну не все одинаково думают, у разных людей бывают разные идеи, разные направления и убеждения, а потому нельзя сплеча, без «любови». Ну, сказанул кто что не так, так ничего страшного: терпимее надо быть, любовью покрывать промашки «сказанувших». А если уж ошибочный взгляд закреплен традицией, то его вообще трогать очень не по-христиански: терпимость и любовь должны выйти на первый план, пусть даже возвещается во всеуслышание бред сивой кобылы.
Терпимость и любовь, конечно, добродетели благородные и достойные. Но есть еще и Писание. А в нем некоторые места ну никак не хотят стыковаться с терпимостью к мифам.
Например:
«Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: “Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием”. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое». (2 Тим. 4:1-5).
Заклинает Павел Тимофея проповедовать слово, настаивать, обличать и так далее. Предупреждает, что будет время, когда мифы (то есть «басни») будут пользоваться очень большой популярностью, когда определяющую роль в выборе учителей будут играть «прихоти», а не здравость учения. Но даже в такое время советует апостол не терять бдительности и скорби переносить как должное, а не как «конец света». Скорби и проблемы, особенно для тех, кто «гладит против шерсти», дело неприятное, часто шокирующее и травмирующее. Их, этих скорбей, очень хотелось бы избегать. Но так не бывает, чтобы говорить правду вместо прихотей – и все были довольны! Не бывает. Недовольные обязательно будут (и без скорбей тут никак). Но на главную линию служения это обстоятельство сильно влиять не должно – отказываться от «дела» Павел не советует, даже «заклинает» служителя служить, гнуть свою линию.
Что-то нетерпимо как-то, нетолерантно. Не покрывать заблуждения советует Павел, а громить мифы вовсю. Причем как решительно говорит… «Заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его».
Весомо. Серьезно. Бог есть. Иисус Христос – Господь наш. Судить живых и мертвых Он обязательно будет. Явление и Царствие тоже не преминут никак. Вопрос всего лишь в том, где кто из нас будет, по какую сторону этого явления и Царствия. И для проповедников этот вопрос стоит особенно остро и весомо.
Так что, я так понимаю, Павел советует Тимофею проповедовать истину и по четвергам, и по пятницам. Развенчивать мифы и прихоти, полагаю, надо непрестанно и неустанно. Ну, на сон и другие развлечения время надо находить, конечно, но от главной линии служения отклоняться в силу ложно понимаемой терпимости вроде нет необходимости, а очень даже наоборот.
Есть, ясное дело, в таком служении свои нюансы. Их тьмы, и тьмы, и тьмы... Упомяну лишь один, имеющий непосредственное отношение к заявленной теме. «Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Гал. 6:1-3).
Разрушать мифы и бороться с желанием услышать чего по заявкам прихотей надо в духе кротости и ни в каком ином. Вот тут, может, и проявится та самая терпимость, истинная любовь. Но при этом, при «духе кротости», сказано однозначно: «Исправляйте такового». Не «помалкивайте», не «отмалчивайтесь», не «поддакивайте», а «исправляйте». К тому же, «кротость» тут вовсе не значит «елейность» и «приторность», а, скорее, «знание своего места», своего истинного положения. Мы все всё знаем «отчасти», и мифы крушим тоже «отчасти». Так что в позу становиться нельзя, нравоучения читать не рекомендуется. Гораздо полезней занимать «позу» равного тому, кто избирает учителя по прихотям и охотнее слушает басни, чем истину. И эта поза будет поточнее соответствовать реальности, ибо перед Богом мы все одинаково бестолковы и несведущи. Все мы одной крови. А уже Он от этой «одной крови… произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:26, 27)
От каждого из нас Бог недалеко, как недалеки и многие другие вещи, очень нужные нам в земном и небесном существовании. Жизнь и смерть, благословение и проклятие… И когда люди говорят о «служении», о «миссии», надо бы рассуждать не о сборе средств и административных рокировках, а о делах библейских – борьбе с мифами, например. В духе кротости, но борьбе. Не призывал Павел Тимофея «руководить на местах», а вот проповедовать и обличать – очень даже призывал.
И если кто такое призвание ощущает, если кто знает, что Бог его поставил на проповедь, надо слушать и слушаться. Как мне сказали раз: «Не бойся обидеть людей, бойся обидеть Бога». И если Бога не обидишь, то, по чудесному стечению обстоятельств, окажется, что и люди тебе будут благодарны – и даже не сказать, чтоб мало людей. Многие писали «без аудитории», не слыша восторженных аплодисментов и возгласов, но потом (в некоторых случаях через века) послышались и возгласы, и аплодисменты, несмолкающие и бурные.
Так что верность служению (в смысле призвания) обязательно надо хранить. Особенно если касается дело проповеди, провозглашения истины. «…Со всяким долготерпением и назиданием…» Долготерпение тут не помешает (скорби все-таки), но назидание – вещь настолько же дефицитная, насколько и часто упоминаемая. И если кто кого назидает, то… «во время и не во время» – зимой и летом одним цветом. Те, кто не назидает, а просто «гонит», сильно никого не спрашивают. Они свое дело знают туго. Неплохо бы и тимофеям знать прямо адресованную к ним заповедь. Время, когда здравого учения принимать не будут, давно наступило. Борцов за чистоту учения что-то не видно. То влево пойдут люди, то вправо, то «свиньей», то еще каким зверем, а чтоб каждый четверг без указки из штаб-квартиры или канцелярии опровергать басни, так нет такого! И помеха тут, сдается мне, далеко не терпимость и не любовь. Помеха тут отсутствие желания и дельных мыслей. «Что станет говорить такой-то» сразу думается, последствия мрачные прогнозируются.
Вы думаете, на Павла или Тимофея некому было «батон крошить»? Было. Иначе бы не написал Павел: « Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6:3-10).
Было кому огорчать и наказывать, причем далеко не всегда речь шла о людях из-за ограды церкви – в Деяниях есть описания разных случаев, да и в посланиях недвусмысленные намеки тоже имеются.Ну и что ж вы думали – развенчаю я миф о терпимости к мифам? Да нет, в смысле «разложить на лопатки» – вряд ли. Кто привык терпеть, тот и будет терпеть. Терпимость – сильная привычка. Притерпишься к такому, что и сам бы не подумал. Развенчивать этот миф в смысле разложения на лопатки я даже не собираюсь. Просто не вижу я библейских оснований терпимо относиться к басням, преподносимым вместо истины. Вижу же наоборот ясные заповеди (см. 2 Тим. 4:1-5 и параллельные этому места) истину неустанно проповедовать.
Так что четверг четвергом, но не ждать четверга токмо! Sola Scriptura! Soli Deo Gloria!
|
|
|
|