Главная>Новости>Аналитика> Миф от Юрия Смирнова| ЭКСКЛЮЗИВ

Миф от Юрия Смирнова| ЭКСКЛЮЗИВ

 Миф от Юрия Смирнова| ЭКСКЛЮЗИВ

Про Жука и "жуков"

08.07.2010

Про Жука и "жуков"
Что-то меня в последнее время на песни потянуло. "Щас спою" опять. Есть такая старая песня:
"Встаньте, дети, встаньте в круг
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Ты мой друг, я твой друг…"

По заявкам знакомых хотелось бы порассуждать именно на эту тему, про "вставание" в круг и, как было мне заявлено, "придание этому вставанию особого значения".
О чем речь?
А о том, что в определенных кругах проводится резкая черта между общением "духовным" и "недуховным". Есть "просто друзья", а есть друзья церковные, которые "встали в круг", "свои по вере", так сказать. И если с "просто друзьями" можно общаться так, слегка, по необходимости, то со "своими по вере" общаться надо до упаду, в любое удобное и неудобное для этого время.
И, как отметил мне (по секрету) автор заявки, "намерения вроде как хорошие - общаться, стараться помогать друг другу, объяснять что-нибудь из вопросов христианской жизни… жить жизнью друг друга".
Но не мне вам говорить, во что вырождаются "вроде как хорошие намерения"  в нашем климате.  Сплошная кошкаревщина часто выходит, "контора принятия рапортов и донесений". Знаю, как в одной знакомой церкви между воскресными богослужениями усаживали "детей" в круг, смотрели на часы и в урочный час давали отмашку: "А теперь общайтесь!" Вне здания молитвенного дома ж ясно какое общение - не то, не "духовное". Общаться надо в положенное время, в положенном месте и с положенными людьми. И общаться положено как положено, а не как захочется.
Так что вот о чем речь. О том, что я (надеюсь, не только я один) не согласен с такого рода дихотомией.  Намерения хорошие я поддерживаю однозначно, но вот "круговую поруку" не одобряю.
Евангелие (и вся Библия, впрочем) дышит свободой, уважением к осознанному предпочтению человека. С кем и когда человек предпочитает иметь дело - материя тонкая, фаланстеризации плохо поддающаяся.  Но, несмотря на то, что поддается она слабо и, если делает вид, что поддается, выходит кошкаревщина, попытки поставить детей в круг не прекращаются. Порой доходит до абсурда (мне кажется, что только до него и доходит) - общение "вне круга" строго возбраняется (в крайнем случае, сводится до минимума), а "в круге" пропагандируется и приветствуется.
Есть у этой идеи и еще одно ответвление. Некоторые буйны головы считают, что в поместной церкви должны сходиться или одни старики, или одна "мОлодежь", или короткошерстные, или лохматые. Меня по сей день спрашивают (утверждая): "Ну, у вас же в церкви все было на белорусском?" Не было, как ни в какой нормальной церкви. Человеку хочется то по-русски, то по-белорусски, а то по-китайски (если умеет) сказануть. И, соответственно, возникает у него желание то с русским, то с белорусом, а то с китайцем пообщаться. Более того, то с верующим, то с неверующим человек сталкивается (и не всегда первое бывает a priori лучше второго, частенько наоборот случается - точно вам скажу).
Заявитель темы мне писал: "Но мне в этом видится какая-то искусственность и некоторая оторванность от настоящей, не "тусовочно-христианской жизни". Полностью разделяю данный подход! Именно! Есть "типа жизнь", а есть жизнь. И, если кто забыл, Христос сказал: "Я пришел для того, чтобы имели ЖИЗНЬ и имели с избытком".  Вот в этом тут,  по-моему, и загвоздка. Христос пришел для того, чтобы мы имели ЖИЗНЬ, а мы часто все делаем для того, чтобы иметь КРУГ. И если б КРУГ был вокруг того самого ЖУКА, старика, весельчака и добряка, оно, может, еще бы ничего (хотя тоже противно, конечно). Но часто в центре наших кругов стоят такие "жуки", что как-то не тянет на веселье.
Выход тут, сдается мне, один: не разделять ЖИЗНЬ на жизнь в церкви и вне ее. Жизнь - одна, как поется в другой песне, рыбниковской, про белый шиповник.  Вроде как в Библии такого разделения и нету, возможно, по причине полного отсутствия в ней иерархических союзов и современного покроя церквей. Но вот хочется ж дописать, дополнить, углубить, в круг, короче, поставить, "низзяя" и "ай-ай-ай" сказать. Уж даже и не знаю, то ли так удобней управлять, то ли еще что удобней… Не знаю и знать не хочу. Знаю только, что так быть не должно. Надо просто ЖИТЬ с Богом, а Он часто людей как раз брал и выводил из круга. "Выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего" - слова торжественные и часто повторяемые. И суть их диаметрально противоположна смыслу песенки про Жука.  А Иосиф? А Моисей? А Давид? Изгнания, странствия,  походы к фараону… Не центростремительная сила тут действовала, а центробежная - вроде как неизбежно можно к такому выводу прийти.
Вообще, я так думаю: центростремительная сила должна действовать в нас  по линии "мы-Бог", но никак не по линии "мы-кружок кройки и шитья" или "мы-кружок занятий по разбору Библии". Не буду утверждать однозначно, что по отношению к другим кружкам должна действовать сила центробежная (хотя сам страшно не люблю всякие пионерские дружины и другие группировки) , но центростремительной здесь не предписывается уж точно. И если кого тянет сгонять народ в кучу, то я здесь ни при чем - не разделяю уверенности в неодолимости такой тяги и таких побуждений. В печной трубе тяга , конечно, полезна, но в других случаях, возможно, и нет…
Еще раз трону вышепомянутую цитату: "…Объяснять что-нибудь из вопросов христианской жизни… жить жизнью друг друга…" Видите, что "хорошие намерения" тесно связаны с жизнью? Так напрашивается тут один нехороший, в отличие от намерений, вопрос: зачем же их разлучать? Ведь можно с хорошими намерениями не только на разборы ходить, но и ЖИТЬ.  По-моему, только так и нужно, и вроде как к этому нас Писание и призывает. "Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и ЖИТЬ будем с Ним" (Рим. 6:8).
Вообще, причин "загоняния в круг" может быть уйма. Во-первых, я тут не специалист, во-вторых, не будем о грустном…  Грусть-тоска в нашем деле плохой помощник.  Поэтому разбираться в причинах такого странного желания я предоставляю другим. Я лучше взгляну на конечный результат.  Он не сказать чтоб пригляден.  Процитируем дальше автора заявки: "Понятно, что возникают со временем свои правила тусовочной жизни. И человеку, который не в "тусе", сложно общаться с теми, кто в ней". "Сложно…" Бывает очень сложно. Даже через многие годы жизни "в тусе" то ногу не так поставишь, то не то запоешь, не тогда помолишься…  И выдашь себя. Сразу станет ясно, что настоящего "общения" ты недопробовал, недобрал. И ходить тебе на разборы не переходить  - чтоб был толк.  И он обязательно будет, если повторять правильные движения и слова: тебя признают "своим", "одной крови", примут в круг. А потом ты и сам начнешь людей потихоньку ставить в кружок, сортировать туда-сюда. В принципе, логика понятная: свой - не свой, наш - не наш. Многие движения и направления ведут себя точно так же. Только вот по Библии получается иначе. К примеру, вспомнить такие слова:
"И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,  на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом" (Еф. 2:17-22).
"Дальним и близким…" "те и другие…" "не чужие…" "не пришельцы…" "сограждане…" Круги кругами, а главное, как по мне: иметь Самого Иисуса Христа краеугольным камнем. И все устроится Духом как положено.  Даже если не так ставить ноги,  не то запевать и не тогда молиться. Про посещение кружков и вообще не говорю - что-то не могу найти в Библии мест про обязательность такого посещения.
Если "подбить бабки", мне кажется, получится, что не нужно разделять по своей прихоти жизнь ТУТ и ТАМ, а нужно просто ЖИТЬ той  жизнью, которую в избытке нам дает Христос. Да, это непросто, гораздо проще бывает "пообщаться", вставши в круг, а там жить, как получится. Но жизнь, данная в избытке Христом,  достаточна для того,  чтобы ею жить как в любых кругах и кружках, так и вне их.
А против кружков по интересам и белорусского (японского) языка в церкви я ничего не имею. Только не надо этим кружкам (и языкам) "придавать особого значения". Особое значение надо придавать Краеугольному Камню,  а не отделке потолка в туалете.
И песенка про Жука, если к месту, - хорошая песенка.  Не попасться бы только к "жукам" в оборот.

Юрий Смирнов, специально для www.protestant.ru

Темы этой статьи
Похожие статьи
Спасти церковь
Радость царя Давида была от того, что золото и серебро из собственных своих сбережений по любви его к дому Бога он отдал на постройку храма. Об этом говорит 1Паралипоменон 29:3. Князья, начальники и правители тоже...
Разрушение мифов по четвергам
МИССИОНЕРСКОЕ. Уродина толстокожая, Послушай-ка Слово Божие! Двустишие одного нехристианского сетевого поэта, отражающее, по его мнению, манеру современной христианской проповеди Горящие глаза, глядящие сквозь...
Разрушение мифов по четвергам
55. Если кто из клира досадит епископу, да будет извержен. Ибо [сказано:] правителю твоих людей да не скажешь зла. 56. Если кто из причта досадит пресвитеру или диакону: да будет отлучён от общения церковного… Слова,...
Зачем аборигены съели Кука?
Ну вот и все. Приехали. Цивилизация дошла и до нас. В моей церкви, наконец-то, наладили видеотрансляцию богослужения в Интернет. Теперь причин тратить время на дорогу в церковь и обратно стало гораздо меньше. Ну, то...
 Уроки истории по вторникам
Онаших «баптистских отцах-основателях» Не скрою, когда я читал книги по истории «нашего братства», написанные нашими же братьями, меня не покидало ощущение, что я читаю Жития Святых… Именно...
Как стать христианином – Христиане.ру