Главная>Новости>Аналитика>Разрушение мифов от Юрия Смирнова

Разрушение мифов от Юрия Смирнова

Разрушение мифов от Юрия Смирнова

Причастность к причастию

19.08.2010

Причастность к причастию 

К несказанному удовольствию автора, отзывы на написанное продолжают поступать. И один из недавних отзывов был весьма обстоятельным и настоятельным. Привожу его полностью.

Добрый день Юрий, 

Прочитал ваши статьи о мифах и решил поделиться с вами своим вопросом, который не дает мне покоя и я пока еще не нашел на него ответ. 
Может быть, мой вопрос для вас и не вопрос, но суть его в следующем. 

Что такое причастие и чем оно отличается от проповеди. 

Дело в том, что я считаю, что причастие, является основной составляющей собрания верующих, как правило, по воскресеньям. И я так же считаю, что причастие не должно превращаться в приставку или не плохую концовку к проповеди. 

К моему сожалению, у нас причастие плавно превратилось именно в концовку или приставку к той теме, которая волнует в данный момент проповедника. 

В Библии нет четкой позиции по этому вопросу, кроме как то, что оно необходимо верующим. Но, такая форма и такое отношение привело к тому, что проповедник (и) в молитве после проповеди даже не упоминают, ни хлеб, ни вино, что, на мой взгляд, полностью упраздняет смысл причастия. 

Конкретно разобраться в конкретной ситуации в конкретной церкви мне, надеюсь на понимание, трудно и просто невозможно. Я даже не знаю деноминации церкви автора отзыва, что, согласитесь, в данной ситуации существенно. Так что ответить отвечу, но, возможно, не на заданный вопрос. Вопрос "что такое причастие и чем оно отличается от проповеди" в силу очевидности вряд ли нуждается в грандиозных полетах мысли. Причастие от проповеди, я бы сказал, отличается всем. На моей памяти не приходилось сталкиваться со случаями, когда бы люди путали причастие с проповедью. Вообще с трудом себе представляю, как подобное может иметь место. Не хватает мне проникновения в конкретику, наверно. А вот первая часть вопроса, "что такое причастие", весьма интересна. Тут есть над чем помозговать. И многие так и поступают: мозгуют. По этому больному вопросу расходились дорожки как конфессий с деноминациями, так и отдельных верующих с руководством. Конкретного мифа сформулировать не сформулирую, но вопрос серьезный, сомнений нет. 

И в Библии в самом деле нет "четкой позиции по этому вопросу". С одной стороны посмотреть - и те правы, с другой - и эти. А если взглянуть на вопрос "ширше" - очень многие оказываются правы. Из тех, кто не путает проповедь с причастием.

Вообще, лично я считаю, что причастие - это заповедь. "Сие творите..." Сказано - сделано. Выполнить, не имея полной ясности, по-моему, гораздо полезнее, чем не выполнить, даже имея наиполнейшую ясность. А уж пресуществление и все такое прочее - по мере веры. Или по вере меры. 

В каком виде выполнять причастие, как часто, "до" или "после", из какой чаши - вопрос тонкий. Лично я не вижу здесь оснований твердо стоять на каком-то одном варианте и все остальные отметать как еретические. По той простой причине не вижу таких оснований, что нет "четкой позиции по этим вопросам". Придумать позицию, конечно, можно. Но библейской ее нету. А как было в первых церквях - боюсь, мы тут, на земле, никогда не узнаем. Да и если бы даже узнали чудом каким, многое бы нас, опасаюсь, очень не устроило - уж больно "не по-нашему" там все было, и не только причастие одно.

Так что вид и регулярность исполнения заповеди меня не сильно волнуют. Даже в одной деноминации, даже в соседних церквях можно наткнуться на такие разномыслия и разночтения, что немудрено и диву даться. Больше волнуют меня попытки найти в хлебопреломлении то, чего в нем, вроде бы, нет. Так, часто наблюдается ритуализация заповеди: отслеживание малейших отклонений от установленного порядка и пророчествование о неизбежном наказании нарушителей. В подтверждение библейской незыблемости такой строгости приводятся слова: "Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе"

Тут, мне кажется, налицо небольшой перебор (или уклон). По тексту сказано: "Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем" (1 Кор. 11:29). Недостойное исполнение заповеди напрямую связано с рассуждением о теле Господнем, точнее, с нерассуждением о нем. Поэтому для меня самое недостойное поведение на хлебопреломлении - это невспоминание о сути происходящего. Как говаривал Аркадий Велюров, "Когда выходишь на эстраду, стремиться надо к одному: всем рассказать немедля надо, кто ты, зачем и почему!" Ну, рассказывать не обязательно, но помнить, зачем и почему берется хлеб и вино, очень важно. Точно и однозначно сказать не могу, но берутся они не ради того, чтобы выполнить правила и нормы, предписанные в определенной церкви или деноминации. Совсем по другим причинам и с другими целями должны протягиваться руки за вином и хлебом во время хлебопреломления. И причины эти и цели должны быть связаны не с внутренним регламентом церкви (церквей), а с Великим Событием сознательного принесения Себя в жертву Единородного Сына Божьего. Регламент местный неизбежен, без него никак, и нарушать этот регламент я вовсе не призываю. Я призываю не нарушать самого главного регламента, вселенского - помнить о том, в память о чем и в предвозвещение чего проводится хлебопреломление.
"Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет". 

И если в каком-то регламенте что-то там с проповедями на причастие конкретное положено, то, в принципе, положено оно вполне может быть. Если есть на то библейские основания. А за отклонениями от вселенского регламента (невспоминанием о сути и неупоминанием ее) призваны следить не только начальники, но и все присутствующие (даже случайно зашедшие на огонек). Вот так мне видится проблема в общих чертах. А нюансы тут могут быть очень разные, и играют здесь роль самые разнообразные факторы: и личностные, и всякие другие…

Во многих церквях при проведении хлебопреломления лица, за него отвечающие, неоднократно совершают одни и те же действия и повторяют одни и те же слова, не сильно вдумываясь в смысл ни этих действий, ни слов (срабатывает традиция, привычка и т. д.) Что-то, естественно, может быть сделано или сказано не так, что-то может кого-то даже раздражать. Но в этом случае особенно важно не забывать хорошо известные библейские слова: "Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей". Слова эти относятся просто к "человеку", а потому, логично предположить, и к тому человеку, который на сцене в центре внимания, и к тому, который на последней лавке (или в каком коридоре даже). Бог видит сердца всех "человеков" и испытывать себя советует всем. Я лично считаю, что испытание это проводится на один-единственный предмет: воспоминание о сути заповеди. И если такое воспоминание есть, если испытание пройдено, смею предположить, что в самой ритуализованной или, наоборот, самой бестолковой церкви с "человеком", подходящим к чаше, все будет нормально. Чаша-то и хлеб никуда не денутся и не изменятся, с ними никакого волшебства не произойдет, а вот в руках (мозгах, душе) человека произойти может все что угодно. Такое творение человек, что великий Божий дар свободы может использовать не по назначению. И очень часто именно так и использует. Но Бог это предусмотрел. От сотворения мира.

Еще я не верю, что особая атмосфера (музыка там, мудрость глаз, умелые жесты рук) способствует "эффективности" причастия. Способствует ей понимание сути, воспоминание о сути и упоминание сути. А музыка и жесты… Могут быть, а могут не быть. Могут помочь, а могут не помочь. "Аффект" с "эффектом" путать не надо, особенно в таких важных делах. И дело в данном случае действительно важное. Вот автор процитированного выше письма считает, "что причастие является основной составляющей собрания верующих". Основной, не основной (тут могут быть разные мнения), но далеко не последней составляющей оно является, вне всяких сомнений. И без причастия церкви быть не может. Ее, конечно, может и с причастием не быть, но без него никак. Неисполнение заповеди (предписанное, "доколе Он придет") однозначно исключает неисполняющих из сообщества послушных Христу. 

Так что я разделяю с автором заявки убеждение в исключительной важности хлебопреломления для собрания верующих, не берусь рассудить, кто прав, кто виноват в конкретном случае (но уверен, что на суждение по этому поводу автор имеет полное право), и искренне верую в то, что причастие и проповедь путать не надо ни при каких обстоятельствах. Проповеди - проповедево... А уж как проповедь повернется, это вопрос гомилетически тонкий, в котором насилию места нет и быть не может.

Юрий Смирнов, специально для www.protestant.ru

Темы этой статьи
Похожие статьи
Разрушение мифов по четвергам
МИССИОНЕРСКОЕ. Уродина толстокожая, Послушай-ка Слово Божие! Двустишие одного нехристианского сетевого поэта, отражающее, по его мнению, манеру современной христианской проповеди Горящие глаза, глядящие сквозь...
Разрушение мифов по четвергам
55. Если кто из клира досадит епископу, да будет извержен. Ибо [сказано:] правителю твоих людей да не скажешь зла. 56. Если кто из причта досадит пресвитеру или диакону: да будет отлучён от общения церковного… Слова,...
 Уроки истории по вторникам
Онаших «баптистских отцах-основателях» Не скрою, когда я читал книги по истории «нашего братства», написанные нашими же братьями, меня не покидало ощущение, что я читаю Жития Святых… Именно...
Сцена или возвышенность?
В проектировании и оформлении залов домов молитвы с начала 2000-х годов наблюдается сдвиг от кафедры к сцене.Кафедра уже не диктует условия, но освобождает центральную часть сцены для других составляющих богослужения,...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №23
Всем доброго здравия. Сегодня не простая статья, а очень спорная, для многих, тема. Совершить аналитическое трезвое прочтение всей статьи и не скатиться до фанатичного беглого просмотра с негативной критикой в адрес...
Как стать христианином – Христиане.ру