Миф о ветхозаветной нечистоте
Миф о ветхозаветной нечистоте.
Нам пишут и задают вопросы. Это хорошо! Ведь в письмах описаны церковные мифы, достойные разрушения.
Одно из писем глубоко возмутило меня. Я и раньше о подобном слышал, но думал, что такие мифы уже стали историей.
В письме речь шла о том, что сестрам в период «критических дней» в церкви запрещено участвовать в служении (пение ли то в хоре, учительство ли в воскресной школе, принятие ли причастия и т.д.)
При этом ссылаются на текст: «Скажи им: если кто из всего потомства вашего в роды ваши, имея на себе нечистоту, приступит к святыням, которые посвящают сыны Израилевы Господу, то истребится душа та от лица Моего. Я Господь». (Лев.22:3)
Возникает вопрос: вправе ли мы переносить в церковную практику ветхозаветное понятие нечистоты?
Давайте разберемся…
В Ветхом Завете при помощи различных еврейских слов передается идея всяческой нечистоты, как нравственной, так и ритуальной.
Что же считалось нечистым во времена Ветхого Завета? Проанализировав множество текстов, можно составить примерно такой список:
· Нечистота религиозно-ритуальная (зачастую продиктованная санитарно-гигиеническими требованиями)
o Нечистота животных
o Некоторые внутренние органы животных
o Нечистота трупов
o Истечение семени
o Менструальные выделения
o Нечистота женщины-роженицы
o Кожные заболевания
o Лишай и плесень на доме
· Духовная нечистота
o Грехи язычников
o Идолы
Однако надо сказать, что в Ветхом Завете разницы между духовной и ритуальной нечистотой не заметно. Потому что постановления о соблюдении чистоты были равно обязательными для исполнения.
Поэтому в Септуагинте для обозначения нравственной, гигиенической и ритуальной нечистоты используется в основном одно греческое слово ἀκαθαρσία
Однако в эпоху Нового Завета в этом же значении стало использоваться слово κοινός (общий). Видимо сказалась ассоциация с предметами общего пользования, которые, разумеется, не могут служить образцами чистоты.
В частности, слово κοινός используется для обозначения нечистоты в Евангелии от Марка:
«…и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми (κοινός), то есть неумытыми, руками, укоряли». (Мар.7:2)
Петр (и Лука) используют слова κοινός и ἀκαθαρσία как синонимы:
«Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного (κοινός) или нечистого (ἀκαθαρσία)». (Деян.10:14)
«…но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым». (Деян.10:28)
«…Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои». (Деян.11:8)
Петр по ветхозаветной привычке не делает разницы между различными понятиями нечистоты. И Бог показывает ему на этом примере, что нечистота духовная на самом деле никак не связана с видовым разнообразием животного мира и национально-культурными различиями между людьми! Сам Бог развел эти понятия.
Поэтому апостол Павел явно различает κοινός и ἀκαθαρσία. Для Павла нечистота явно подразделяется на ритуально-гигиеническую и духовную.
Ритуально гигиеническую нечистоту — κοινός — Дух Святой через апостола Павла объявляет несущественной в нравственно-религиозном смысле. Именно поэтому и написано: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто». (Рим.14:14)
Духовная нечистота в посланиях Павла описана словом ἀκαθαρσία. Очень большое количество текстов это подтверждает. И всегда речь идет о неверности Богу, приверженности явным грехам, поклонении идолам и т.д. Но ни разу речь не идет о воспроизведении ветхозаветного запрета на прикосновение к юноше после поллюции или запрета на участие в богослужении женщин в периоды менструации.
И несколько раз наблюдал я, как даже закоренелые юные законники брызгали друг на друга слюной, явно нарушая ветхозаветную заповедь: «… если имеющий истечение плюнет на чистого, то сей должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера…» (Лев.15:8).
Итак, надо сделать вывод, что для христиан, живущих в Новом Завете с Господом, невозможно считать греховным или нравственно грязным кожные заболевания, употребление свинины, участие в хлебопреломлении женщины, недавно родившей ребенка и т.д.
К нечистоте духовной относитесь с должной брезгливостью. А остальное нечисто только для того, кто считает что-либо нечистым для себя (ну брезгует он свининой). Вряд ли сегодня в современных церквах воспроизводится ситуация с идоложертвенным мясом, описанная Павлом в посланиях к Римлянам и Коринфянам. Поэтому остается лишь принцип: ритуально-гигиеническая ветхозаветная нечистота не имеет в Новом Завете никакого духовно-нравственного значения.
А уж с личной гигиеной как-нибудь каждый из нас разберется самостоятельно.
Павел Бегичев, специально для www.protestant.ru
|
|
|
|
|