Главная>Новости>Аналитика>Разрушение мифов от Юрия Смирнова

Разрушение мифов от Юрия Смирнова

Разрушение мифов от Юрия Смирнова

Истинное служение

23.09.2010

Истинное служение

Очередной вопрос, полученный на волне мифов, касается служения. Речь идет об «определении и понимании служения Богу». Как говорит автор вопроса, «иногда мне видится, что под этим подразумевают то, что человек делает в церкви и для церкви или в каких-нибудь христианских организациях, миссиях или группах. Но можно же сказать, что вся наша жизнь должна быть служением Богу, что бы мы ни делали. Или это не совсем одно и то же? Есть, к примеру, разница между уроком английского и уроком в воскресной школе, в том смысле, что последнее является служением "в чистом виде", а первое нет? Или суть все же в том, КАК я делаю и то, и другое?»

Вопрос этот мне тоже знаком и близок. Даже миф тут просматривается довольно явно. Часто «служением» прикрываются как, простите, индульгенцией какой. Более того, часто даже какая-то кастовость просматривается, ведь то и дело говорят: «Прихожане и служителЯ». «Служитель», то есть тот, у кого есть «служение», заведомо ставится на уровень выше «просто» спасенной души.

Но я стою на другом: много лет тому назад прочитал у Баркли (что-то не могу найти в Интернете точные слова), что если служанка по утрам будет молиться в укромном уголке за разных людей и разные дела, ее молитвенное служение будет повесомей, чем всякие официальные молитвенные собрания. Запомнил я это надолго (наверно, навсегда). И память моя постоянно освежалась, когда приходилось присутствовать на «молитвенных» собраниях, где никто не молился и никто, в принципе, и не предлагал сильно молиться.

Если разбираться со «служением» в корне, радикально, никак не обойти простое значение слова. В греческий и древнееврейский не полезу (нету дураков), возьму язык, который Маяковский выучил бы «только за то». Так вот слово «служение» в нем означает «процесс действия по глаголу «служить». Хорошо, идем к глаголу «служить». И читаем: «Делать что-либо, исполнять какую-либо работу для кого-либо, подчиняясь чьим-либо интересам». Сильно подозреваю (но вслух не говорю), что и на греческом, и на иврите смысл примерно такой же.

И вот, отталкиваясь от словарного определения, хотелось бы подчеркнуть, с Библией в руках (то есть на экране), некоторые моменты.

Во-первых, сказано, что «служить» – значит «делать что-либо, исполнять какую-либо работу». Служение и безделье – две вещи несовместные. Вспомним библейскую историю. Впервые в ней говорится о служении в книге Исход:
«И сказал [Бог]: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе» (Исх. 3:12).

И дальше, в 4-й, 7-й главах и в главах последующих о служении говорится в связке со словом «совершить» – что-то надо было сделать однозначно. Потому так и противился фараон, что Моисей планировал «совершить» что-то. Вера «в сердце» его не то что не волновала, но меньше проблем создавала. А если бы толпа народу (и немаленькая) вышла на гору и там что-то явное «совершила» – это фараону было бы (и на самом деле было, как мы знаем) гораздо неприятнее.

Так что на самой заре своей истории служение было тесно связано с делом, поступком, причем поступком «против течения». Словарь не врет: чтобы быть служителем, надо что-то делать. Ну, а раз словарь не врет, то стоит к нему прислушаться повнимательней. Дальше в нем сказано: «исполнять какую-либо работу для кого-либо». Не сказано «для себя». «Для кого-либо». То есть подразумевается, что этому «кому-либо» та работа, которая исполняется, нужна и важна. Я порой, глядя на иных служителЕй, очень сильно сомневаюсь, что их «работа» нужна и важна хоть для кого-нибудь на свете. Если что-то непонятно, словарь дальше поясняет: «исполнять какую-либо работу для кого-либо, подчиняясь чьим-либо интересам». Это, с одной стороны, пояснение, что значит делать работу не для себя, а для кого-то, а с другой, важное само по себе примечание. «Подчиняться чьим-либо интересам» надо и в том, КАК выполнять какую-то работу. Про это многое сказано в Библии. Например, «не в глазах только служа [им], как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога» (Кол. 3:22).

До этого нас словарь учил, что «служить» – значит что-то делать, а не только верить в сердце. Здесь же упоминается, что в сердце подчиняться интересам Божьим очень важно и даже обязательно. Я так думаю, что «сие надлежало делать, и того не оставлять». Не веря в сердце, на гору на служение против воли фараоновой не пойдешь. А если не пойдешь – может, не совсем и веришь?

Насчет уроков английского и уроков в воскресной школе тоже советую консультироваться со словарем, Писанием и здравым смыслом. Конечно, урок в воскресной школе – дело хорошее и часто пользительное (и не только для учителей). Но не все «служат» в воскресной школе. Где-то же что-то «по жизни» делают все, даже домработницы и домохозяйки. И вроде как для меня однозначно вытекает из библейского учения, что для Бога очень важно, КАК человек делает то, что делает (если что-то делает, конечно, а не просто утверждает, что делает). Если человек занимается преподаванием английского, Бог очень внимательно вникает во все нюансы этого непростого дела и, даже при отсутствии официального поста в воскресной школе или молитвенном кружке, ценит соблюдение принципов, стыкующихся с верой в сердце. Конечно, не про служителЕй написано, но написано же:
«Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся» (2 Фесс. 3:10, 11).

«Некоторые» поступают неправильно. Ничего не делать и суетиться – верный признак отсутствия служения, независимо от того, сколько у тебя постов и каких. Правильно же поступают те, кто что-то делает, пусть даже молча, и делает «от души, как для Господа…» Если у такого человека официально назначенного служения даже и нет, уверен, Господу он служит. Меня Баркли на примере со служанкой убедил. А словарь добавил уверенности: главное, чтобы это служение было делом и делом, исполняемым в интересах Божьих.

Нету у меня веры в служение «в чистом виде» и «в нечистом». В скотов чистых и нечистых верю, а вот в служение чистое и нечистое – нет. Чаще всего дело обстоит как раз наоборот. И если жизнь рубится на два куска: служительский и домашне-бытовой, она фактически рубится на один кусок, и кусок это не очень хороший. Библейское слово «человекоугодники» плохо стыкуется со словарным определением про подчинение чьим-либо интересам. Нет, интересы у человекоугодников могут быть, конечно, тут против очевидного не попрешь, но ведь словарь-то мы читаем с Библией в руках, а там таинственное «чьим-либо» расшифровывается однозначно: «Божьим». Если Божьих интересов не искать, то никакие другие не помогут. Не спасет угождение никакому человеку, даже самому видному и влиятельному.

А искать Божьи интересы нужно всегда и везде. Как тут исключить повседневную трудовую деятельность, ума не приложу. По-моему, наоборот: рожденный свыше НЕ служить не может и, что бы ни делал, все равно это будет делать иначе, чем до рождения свыше. Будет служить. С перебоями, конечно, обычно, получается. Но, вы думаете, у служителЕй перебоев не бывает? Думайте, думайте… Я так не думаю, если хотите знать.

Если вернуться к поставленному передо мной ребром вопросу «Есть, к примеру, разница между уроком английского и уроком в воскресной школе, в том смысле, что последнее является служением "в чистом виде", а первое нет?», я бы ответил, что разница, несомненно тут есть, но «не в том смысле». Относиться по-божески надо и к тому, и к другому уроку – и к чистому, и к нечистому виду. И если не относиться по-божески, то, независимо от занимаемой должности, отношение будет, понятно, «не то»… А нужно, чтобы было «то». Вот у барклиевской служанки оно явно было «то», хотя ей бы и в голову никогда не пришло прийти к пастору и попросить рукоположения на служение молитвенницы. Не пришло бы ей это в голову и потому, что не положено было так тогда (и сейчас практически везде не положено), и потому, что не знала бы она, как вести такое служение. Если кто знает (или с боем узнаёт), как вести то или иное служение, желаю всего наилучшего таким служителям (без кавычек) в их нелегкой доле. Но у каждого (даже ребенка) есть дело, которое он знает, как вести. Если речь о ребенке – как минимум, такое дело: слушаться родителей в Господе. И вот это свое знакомое дело и надо исполнять в интересах Божьих. Это и будет самое что ни на есть служение, главное и наиважнейшее. Так мне представляется ответ на поставленный вопрос.

Юрий Смирнов, специально для www.protestant.ru

Темы этой статьи
Похожие статьи
Сила - в слабости
Вот парадокс: когда церковь избегает служения, приносящего боль и трудности, она сама начинает страдать. Она останавливается в своем развитии, перестает возрастать в зрелости. Во время Последней вечери Иисус показал...
Разрушение мифов по четвергам
МИССИОНЕРСКОЕ. Уродина толстокожая, Послушай-ка Слово Божие! Двустишие одного нехристианского сетевого поэта, отражающее, по его мнению, манеру современной христианской проповеди Горящие глаза, глядящие сквозь...
Разрушение мифов по четвергам
55. Если кто из клира досадит епископу, да будет извержен. Ибо [сказано:] правителю твоих людей да не скажешь зла. 56. Если кто из причта досадит пресвитеру или диакону: да будет отлучён от общения церковного… Слова,...
 Уроки истории по вторникам
Онаших «баптистских отцах-основателях» Не скрою, когда я читал книги по истории «нашего братства», написанные нашими же братьями, меня не покидало ощущение, что я читаю Жития Святых… Именно...
Сцена или возвышенность?
В проектировании и оформлении залов домов молитвы с начала 2000-х годов наблюдается сдвиг от кафедры к сцене.Кафедра уже не диктует условия, но освобождает центральную часть сцены для других составляющих богослужения,...
Как стать христианином – Христиане.ру