Главная>Новости>Аналитика>Разрушение мифов от Юрия Смирнова

Разрушение мифов от Юрия Смирнова

Разрушение мифов от Юрия Смирнова
Женские вопросы
30.09.2010

Есть у меня еще вопросы, от которых я долго уклонялся, но, видно, не судьба больше уклоняться.

Придется ответ держать. И, доложу я вам, есть за что держать. Ибо вопросы поставлены конкретные: "Можно ли выходить замуж за неверующего человека? Стоит ли это делать? Есть ли конкретный запрет в Библии? Если нет, почему в церквях это все же либо запрещают, либо не рекомендуют делать? Есть ли вообще общие ответы на подобного рода вопросы, или здесь нужно просто включать мозги и принимать индивидуальное решение  в каждом конкретном случае?»

Начнем сортировать вопросы, попутно пытаясь дать на них ответы.
 
Значит, первый, насчет «можно», пока временно обойдем. Насчет «стоит» тоже пока отмолчимся – каждый для себя решает, что стоит, а чего не стоит. Вон Иуда считал, что за тридцать  сребреников стоит…  Но мы ж так не считаем, правда?
Перейдем к вопросу о конкретном запрете. Цитируется место про «ярмо с неверными», но, по-моему, здесь речь не только о браке. И бывает очень интересно видеть, когда у человека с браком все «по уставу», а с деловыми связями или другими контактами как раз против устава. К тому же, «некоторые критики считают место VI:14-VII:1 неподлинным», что отмечено даже у Лопухина. Не убежден в неподлинности этого места, привык считать его подлинным, но инструкцией по выбору супруга эти слова не считаю.
 
Дальше идет вопрос «Если нет, почему в церквях это все же либо запрещают, либо не рекомендуют делать?» Ну, «запрещают» – это я не знаю, скорей, все-таки, «не рекомендуют», порой даже очень настоятельно, но все же не рекомендуют. И не рекомендуют не просто так, не с бухты-барахты, а обосновывают эти рекомендации. Правда, вот тут, в обоснованиях, часто кроются пружины, порождающие другие вопросы. Чаще всего говорится, например, что нельзя строить жизнь на разных основаниях. Полностью согласен. Но бывает пара, крещенная по всем канонам и воцерковленная по всем правилам, в которой жизнь строится на таких разных основаниях, что просто видно все невооруженным глазом. И как подобное предотвратить, я сказать не возьмусь. Думаю, никак. И думаю, что Господь если не сводит такие пары, то попускает людям сойтись.
 
А если  какие-то церкви что-то запрещают, то вопрос не ко мне, а к церквям. И, будьте уверены, вопрос этот им не раз задавали, и они знают, что на него ответить. Такие дела «с кондачка» не решаются – тут все продумано давно. Я, правда, кроме «ярма» ничего не знаю, но допускаю, что есть какие-то аргументы, четко регламентирующие если не выбор супруга, то последующее членство брачевавшихся праведно (неправедно) в церкви.
 
Из всех вышеприведенных вопросов мне милей всего последний: «Есть ли вообще общие ответы на подобного рода вопросы, или здесь нужно просто включать мозги и принимать индивидуальное решение  в каждом конкретном случае?» Я бы даже сказал, что включать мозги нужно не только «здесь», а и в других местах, и что включать нужно не только мозги, но и душу, и дух… и все, что есть у человека от Бога, будь он хоть дихотОм, хоть трихотОм. Общий ответ тут однозначно склоняется не столько к «нельзя», сколько к «не нужно», но каждый случай конкретен до безобразия, и потому общие формулы могут и не сработать.
 
Библейские примеры? Так в Ветхом Завете такие примеры, такие Авигеи, такие Соломоны, что вряд ли что путевое по нашему вопросу вычитаешь (диковинные и экстравагантные версии я к путевым не отношу). А в Новом Завете детоводителя, который бы подсказывал, на ком жениться, а на ком не жениться, что-то я не вижу. Но даже если бы видел «…По пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:25, 26). Все вы – сыны, даже если дочери. Главное, чтоб состоялось «пришествие веры».
 
В основном, вся логика «нерекомендующих» ответов сводится к одному (и я эту логику полностью поддерживаю):  не может быть единства, если кто-то один за Христа, а другой – против. Женитьба ради евангелизации – дело более чем сомнительное. Сомнительное и в смысле успеха, и, что главнее, в смысле мотивов: ну не верю я, что кто-то выходит замуж ради того, чтобы «покаять». В ТОМ ЧИСЛЕ, чтобы покаять – верю, ТОЛЬКО чтобы покаять – не верю, хоть ты меня убей.
 
Да, единство в браке – дело важное. Но все-таки важней спасение каждой отдельной души. И поэтому я бы ушел от ответа на конкретный вопрос «можно ли» (первый в нашем списке) и посоветовал бы все делать ради собственного спасения и спасения «кандидата». Толку сходиться на время (пусть даже на несколько десятков лет)… Логичней и надежней – навечно.
Что можно делать? Это уже другой вопрос. Отвечу здесь одним словом: молиться. Не только, конечно, но если «одним словом», то как минимум постоянно молиться о спасении.
 
Иногда вопрос о «замуже за неверующего» ставится в таком ракурсе: есть у особы женского пола кандидат, с церковью не имеющий (и не желающий иметь) ничего общего, к которому ТЯНЕТ со страшной силой, и кандидат (кандидатЫ), с церковью имеющий (имеющие) много общего, но к которому (которым) никак не тянет. И что тут сказать? Я искренне уверен, что тянуть должно. Знаю, что в разные времена и в разных странах считалось иначе, но мы ж не в тех временах и не в тех странах. И право выбора остается за одной-единственной душой. Рекомендовать (запрещать), молиться, предлагать кандидатов могут многие – а замуж выходить одной. И она вправе выбирать, за кого выходить, а за кого нет. К советам, конечно, желательно, чтобы эта душа прислушивалась, но советчики должны быть готовы и к тому, что к ним не прислушаются. Совет есть совет – другие поколения часто на него плевать хотели. Вспомним себя…  Много мы советов слушали? А ведь они были, советы.  И с поры нашей юности, как нам кажется, далеко в прошлое ушедшей, ничего по сути не изменилось. Появились компьютеры, мобильники, Интернет, а суть вопроса «выходить ли замуж за того, за кого хочется» осталась неизменной. Так что нужно быть готовым к тому, что «подопечный (подопечная)» не прислушается к по-настоящему мудрым и весомым советам. И вот в этом случае важно не оттолкнуть, не «вычеркнуть». Возможно, выбор партнера для супружеской жизни  будет сделан неверно… Но мы много выборов делаем неверно. Выбор между верой и неверием многие делают совершенно неверно – но мы же обязаны продолжать любить неправильно выбравших до последнего воздыхания (нашего и их). Так что и тут важно не отвергнуть, не списать со счета. Лучше бы вообще не «муссировать» вопрос о выборе партнера для церемонии бракосочетания: дело интимное все-таки. Нет, мнение свое я иметь никому не запрещаю (это было бы вряд ли разумно), но не думаю, что нужно «оскорблять словами и действием» всех, кто выбирает не тех, кого бы рекомендовали выбрать мы. У нас свой выбор, у каждого человека – свой. И если нет прямой заповеди, о неправильном чьем-то выборе можно сожалеть, грустить и молиться, молиться, молиться… 
 
Строгости в церкви место есть, но не в таком вопросе, не в наказании постфактум за недостойное поведение в выборе спутника жизни. Тут нужно, мне кажется, все покрывать любовью. Тем более, что в любом браке проблем и так предостаточно, а уж когда «замуж за неверующего» – их просто видимо-невидимо. 
 
В целом, я за «индивидуальное решение» таких сложных вопросов, по возможности, с внимательным учетом рекомендаций и советов. Рекомендации и советы, тем более устоявшиеся со временем и настоянные на опыте и мудрости, очень даже могут быть к делу и к месту. Поверхностность и шаблонность же при решении таких деликатных вопросов мало уместны. «Не пущать» и запрещать – большого ума не надо. Как и большой души. Христос, хоть и взошел на крест один раз, принимал «индивидуальное решение» по поводу каждого из нас. И умолил Отца, и Тот дал нам Утешителя, Который с нами навек, помогая принять правильное индивидуальное решение по любому вопросу, тем более такому важному, как выбор супружника (супружницы). Понимаю, что ошибки в этом вопросе были, есть и будут. Не считаю развод выходом из ситуации в случае осознания ошибки. Но свято верую в свободу, которую дает человеку Бог, помогая признавать ошибки и исправлять их. Лучше¸ конечно, ошибок совершать поменьше, а еще лучше – их вообще не совершать. Но совершаем же…
 
Так что будем людям давать разные рекомендации, чтобы ошибок было меньше, и молиться, чтобы их не было вообще, а если кто ошибку все-таки совершит, будем такого любить, как и заповедано…

Юрий Смирнов, специально для www.protestant.ru

Темы этой статьи
Еще по этой теме
Похожие статьи
Разрушение мифов по четвергам
МИССИОНЕРСКОЕ. Уродина толстокожая, Послушай-ка Слово Божие! Двустишие одного нехристианского сетевого поэта, отражающее, по его мнению, манеру современной христианской проповеди Горящие глаза, глядящие сквозь...
Разрушение мифов по четвергам
55. Если кто из клира досадит епископу, да будет извержен. Ибо [сказано:] правителю твоих людей да не скажешь зла. 56. Если кто из причта досадит пресвитеру или диакону: да будет отлучён от общения церковного… Слова,...
 Уроки истории по вторникам
Онаших «баптистских отцах-основателях» Не скрою, когда я читал книги по истории «нашего братства», написанные нашими же братьями, меня не покидало ощущение, что я читаю Жития Святых… Именно...
Сцена или возвышенность?
В проектировании и оформлении залов домов молитвы с начала 2000-х годов наблюдается сдвиг от кафедры к сцене.Кафедра уже не диктует условия, но освобождает центральную часть сцены для других составляющих богослужения,...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №23
Всем доброго здравия. Сегодня не простая статья, а очень спорная, для многих, тема. Совершить аналитическое трезвое прочтение всей статьи и не скатиться до фанатичного беглого просмотра с негативной критикой в адрес...
Как стать христианином – Христиане.ру