Главная>Новости>Аналитика>Разрушение мифов по четвергам /№57

Разрушение мифов по четвергам /№57

Разрушение мифов по четвергам /№57
Миф о праведности евших колосья и хлебы предложения.
07.10.2010

Миф о праведности евших колосья и хлебы предложения

 

Все мы слышали проповеди на известный евангельский текст:

В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками. Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы? Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним? И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы. (Лук.6:1-5)

Как правило лейтмотивом этих проповедей становится нехитрая мысль о том, что фарисеи неверно понимали смысл субботы, а точнее — не понимали его вовсе. А Христос укорил их и защитил учеников. Дескать, они всего лишь кушать хотели, а вы, как фашисты этакие им кушать не разрешаете.

При этом нравственный посыл (можно в субботу делать добро) берется совсем из другой ситуации, которая произошла неделей позже срывания колосьев.

Вывод после таких проповедей напрашивается сам собой: если хочется кушать — кушай даже в субботу, потому что человек важнее субботы…

Такой подход к толкованию истории о сорванных колосьях мне представляется мифичным. Ведь нельзя нравственный урок из другой истории привносить в эту. Да и не похоже, чтобы Христос очень уж хвалил учеников. Ведь не зря Он ссылается на историю, произошедшую с Давидом, уподобляя учеников сыну Иессееву. А Давид в той ситуации вел себя весьма некрасиво, как некрасиво и неправедно повели себя и фарисеи, и ученики Христа.

К их действиям вполне применим чудесный глагол из современного арго: «накосячили». В той ситуации накосячили все, кроме Христа.

Во-первых, косяков наделал в свое время Давид.  Приведем его историю в чудесном пересказе о. Якова Кротова (у меня лучше вряд ли получится):

 

Давид бежал от Саула, причем бежал благодаря сыну Саула, с которым дружил. Бежал один. Друзья присоединились к нему позже (1 Цар. 22,1). Когда Давид выпрашивает у архиерея хлебушка в дорогу, он лгал, утверждая, что кто-то ждет его снаружи.

Ахимелех подозрительно: "А что это Вы, Давид Иессеевич, утверждаете, что посланы царем по делу, а сами без формы?" - "А это для секретности, Ахимелех Ахитувович!".

"А что это Вы, Давид Иессеевич, отправляясь в поход не взяли на провиантском складе сладких пряников?" - "Дык и это для секретности, все для нее проклятой, Ахимелех Ахитувович, Вы не поверите, сколько шпионов засело в отделе сладостей и пряников!".

"А что это Вы, Ваше превосходительство, по такому важному делу и без охраны?" - "Ну что Вы, Ваше Святейшество, куда же без охраны, есть охрана, мамой клянусь, сорок тысяч охранников по причине секретности притаились там... в засаде на поле Секретов в стране дураков". -

"А как же твои молодцы будут есть святой хлеб, если они не говели, акафистов не читали, с женами, небось, спали кто во что горазд?" - "Ну что Вы, Ахимелех Ахитувович, мои молодцы завсегда готовы ко всякому повороту дел, они каждый день двадцать акафистов читают и с женами вместо чего другого по паре канонов прочитывают, так что не сомневайтесь, все будет в лучшем виде, давайте хлеб поскорее, а то они в засаде помрут с голоду, премного Вами благодарны, а кстати, оружия у Вас не найдется?"

На этом месте даже идиот (а архиереи редко бывают идиотами, хотя мудрецами - вообще никогда) сообразил бы, что дело нечисто. Оставить роту в засаде и без провианта - ну, допустим. Но выскочить из дому без портупеи военному все равно, что штатскому в одних подштанниках... Ахимелех ловко вывернулся из положения и предложил Давиду меч Голиафа, который в качестве почетного трофея хранился не просто в Храме, а еще и завернутый в эфод - парадное облачение первосвященника. Твоя, так сказать, от твоих. Нам чужого не надо - твой трофей, забирай.

По комизму рассказ превосходит даже повести о лукавстве праотца Иакова, потому что Исаак и Лаван, которых дурил Иаков, вели себя как последние растяпы, а Ахимелех явно все понимал и отбрехивался только, чтобы обеспечить себе алиби. А оно было ему ох как нужно, потому что весь разговор слушал свидетель, и свидетель преопасный, старший дворцовый пастух Доик. Более того, рассказ еще и трагичен, потому что кончилось все очень даже печально: Доик донес, Ахимелеха и всех его родичей - население целого городка Номвы - вырезали, вместе с младенцами, и только чудом уцелевший сын Авиафар бежал к Давиду, захватив, между прочим, тот самый ефод, который служил ножнами мечу Голиафа…

…А врать хорошо? А подставлять первосвященника - не коварство? А поголодать, в конце концов, трудно? Это ж Палестина, это не Сибирь. Гефа, к царю которой направлялся Давид, это то ли нынешний Телл-эль-Меншийе, тогда это 35 километров к северу от Газы, то ли Телль-эль-Сафи, тогда это всего 18 километров от Газы. И не по пустыне, а через самые разнообразные села и города, где есть знакомые, где не все знают, в конце концов, о немилости, в которую попал Давид. Да ведь после этой истории Давид сколько времени благополучно прятался от Саула - и ничего, с голоду не помер.

Во-вторых, накосячили сами фарисеи. Приравнять к работе растирание колосьев (фактически эквивалент лузганья семечек) — это, доложу я вам, надо весьма больную фантазию иметь. Тяжелее диагноз можно поставить только тому, кто захочет предположить, что Божий запрет на работу касается и пережевывания пищи. Ведь челюстями тоже работа совершается…

Фарисеи вообще во все времена были горазды к выдумыванию разного рода запретов о которых даже Сам Бог не додумывался. От древних времен до наших дней фарисеи изощряются: то родительские деньги превратят в корван, то придумают субботний путь, то запретят рубашки с короткими рукавами, то презерватив греховным изобретением нарекут…

Их церкви напоминают странные сообщества, где люди отчего-то договорились считать грехом вполне нормальные вещи. Ну, представьте, что вы попали в общество, где запрещено носить носки. Грех это!

— А где это в Библии написано? — спрашиваете вы.

— А нигде, — отвечают вам — но лучше не носить, потому что праотцы наши носков не носили, прекрасны на горах ноги благовестника (без носков, заметьте), и Сам Христос носков не носил. Да и для здоровья полезно — закаляешься. А кто носки носит, тот простудится и тело свое — храм Духа Святого — разрушит.

И вы, желая стать своим для этих людей, соглашаетесь. Ладно. Можно и без носков. Не умрешь ведь. Хотя ноги, конечно, мерзнут.

— А это искушение! — говорят тебе.

— Может хоть портянки можно? — через год спрашиваешь ты.

— На портянки у нас, конечно, запрета прямого нет, но лучше и их не использовать…

И мучается человек всю жизнь. Тайно завидует тем, кто носит носки, но «святость» блюдет.

Вот о таком самовольном смиренномудрии и писал Павел: «Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: "не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся" - что все истлевает от употребления, - по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти». (Кол.2:20-23)

Мерзко это перед Богом. Ведь, выдумывая запреты, которых Бог не давал, мы косвенно обвиняем Бога в слабоумии и неумении как следует управлять людишками. Вот мы, дескать, знаем, как удержать людей от греха, а Бог — существо недалекое… не предусмотрел…

Богохульство это! Любое фарисейство — богохульство.

Но вернемся к нашей истории с колосками.

В-третьих, в этой истории накосячили и ученики. Даже странно, что фарисеи предъявили им обвинение в нарушении субботы. Им можно было инкриминировать более тяжкий грех — поедание плодов, начатки которых не были еще принесены в храм, не освящены. (Исх. 23:19; Лев.23:14).

Вообще-то, на первый взгляд, ученики просто вели себя, как невоспитанные дети, которые хватают со стола сладости, когда еще не дано разрешение сесть за стол. Вряд ли ученики умирали от голода. Ведь не по пустыне шли они. В Палестине расстояния не столь велики, чтобы, переходя из города в город, умирать голодной смертью. Да и Сам Христос, и шедшие с Ним фарисеи (ведь не сидели же фарисеи в засаде, в поле) не ели. Значит, не были так уж сильно голодны.

Но Христос не зря говорил о Себе, как о Том, Кто больше Храма. И если хлебы предложения в Храме были святы от присутствия Божьего, то тем более святы колосья хлеба в присутствии Сына Божьего.

Итак, виновны все! В разной степени, но все.

И поразительней всего то, что Христос объявляет их невиновными. Об этом нам сообщает только Матфей:

Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы. (Матф.12:5-8)

Эти слова и являются разгадкой морального урока этой истории.

Все мы — грешники! Каждый косячил всю жизнь. Давид, Соломон, Самсон, двенадцать патриархов, и столько же апостолов, фарисеи, блудницы и мытари — это грешники, всю жизнь чего-то делавшие не так. То врали, то ели не во время, то выдумывали глупые заповеди, то прелюбодействовали, то Бога задвигали на задний план.

А Он благословлял их и не уставал прощать, когда они приходили к Нему с покаянием. Он давал милость Свою, не ожидая жертвы взамен.

Урок этого пресловутого «дела о колосках» вовсе не в том, что ученики и Давид были правы, а фарисеи неправы. Урок тут не в том, что если Христос рядом, то можно и грешить.

Урок тут в том, что главное — это Бог Христос. Он выправляет наши «кривизны и косяки». Он прощает и того, кто обманом взял хлеб из присутствия Божьего, подставив первосвященника, Он прощает и тех, кто думает только о том, как бы пожрать побольше, Он призывает к покаянию и тех, кто осуждает ближних, выдумывая свои глупые законы. Он готов и Плоть Свою сделать истинным Хлебом жизни и дать нам есть, лишь бы спаслись мы, войдя в Царство покоя (шаббата-субботы), где можно успокоиться от дел по спасению собственной души. В том царстве есть Господин Покоя (субботы), Который это спасение нам и подарил!

Так что хватит лузгать злаки, мошенничать с архиереями и запрещать носить носки. Идите внутрь спасения, называемого покоем (см. Евр.4). Идите ко Христу!

  Павел Бегичев специально для www.protestant.ru

Темы этой статьи
Еще по этой теме
Похожие статьи
Вербное воскресенье — преображение нашей немощи!
Па́вел Алекса́ндрович Бе́гичев— российский религиозный деятель (баптист, затемстарокатолик).митрополитАвтокефальн ой церковной провинции святого Михаила Архангела, член Патриаршего советаВсемирного совета национальных католических...
"То чего обычно протестанты не знают" №2
Проповедует:Павел Бегичев,ректор Международного Евангелического Института Святого Мефодия. Цикл видео-проповедей"То чего обычно протестанты не знают" — это про самую суть христианской веры. Это про то, от чего погибают черти...
"То чего обычно протестанты не знают" №1
Проповедует:Павел Бегичев,ректор Международного Евангелического Института Святого Мефодия. Цикл видео-проповедей"То чего обычно протестанты не знают" — это про самую суть христианской веры. Это про то, от чего погибают черти...
Обращение Генерального Ординария ЕЛЦАИ
Обращение Генерального Ординария ЕЛЦАИ Его Высокопреосвященства Митрополита Павла Бегичева.
ЧПИ №1
Авторская программа викарногоепископа Евангелическо-Лютеранской ЦерковиАугсбургского исповедания Павел Бегичев.
Как стать христианином – Христиане.ру