Евангелие от Марка 12,38-44
В то время «многие богатые клали много». Сегодня из богатых людей мало кто жертвует много в Церковь…
А если и жертвует, то с учетом «извлечения прибыли»: чтобы дела в гору пошли, чтобы заметили и отметили другие, чтобы совесть успокоить и деньгами свои недостойные слова и дела загладить, чтобы гарантии получить для себя и своих близких там, за порогом жизни…
В то время бедная вдова «от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое». Сегодня многие в нужде…
И большинство вообще не жертвует в Церковь. Говорят по этому поводу просто: «Мне бы кто пожертвовал».
Богатые люди жертвуют большие суммы в Церковь. А некоторые даже, прислушиваясь к заповеди Священного Писания и голосу церковной традиции, кладут десятую часть своих доходов (десятину) в церковную сокровищницу.
Не меньшую сумму жертвуют и бедные люди.
Обеспеченный человек, отдав десятину с большой суммы (к примеру: с 70 000 – пожертвует 7 000 руб.), оставляет для себя и своей семьи достаточно средств для жизни… Вот, что означают слова Христовы: «ибо все те от избытка своего положили в дар Богу»…
Малообеспеченный прихожанин, пожертвовав десятину со своих скудных доходов (к примеру: с 10 000 – 1 000 руб.), существенно урезает свой семейный бюджет в текущем месяце.
Поэтому если ты и жертвуешь на Церковь, то даешь не меньше или больше, чем другие. Ты жертвуешь столько, сколько тебе не жалко. И твоя «десятина» не меньше и не больше, чем «десятина» другого.
А ведь некоторым так жалко, что они и вовсе не жертвуют. Не жертвуют, оправдывая свою жадность разными причинами. Подумай и ты о своей причине…
А есть и такие, кто приходя и получая духовный хлеб и поддержку в Церкви, свои деньги направляют в другие места. В те места, где с них эти деньги требуют. В то время как в Церкви просят о помощи, а не требуют помочь.
Так бывает и в жизни… Мужчина получает все блага домашнего очага в своей семье, однако немалую часть зарабатываемых средств тратит на другую женщину, с которой спит (по церковному – грешит, предает, прелюбодействует). Именно такие мужчины контролируют каждый рубль, выданный своей жене и детям. И как же они возмущаются «их тратам на себя» и при этом закрывают глаза на растущий аппетит своей любовницы и её детей…
За что же похвалил Господь бедную вдову?
Жила-была женщина. Мечтала о любви, о семье и детях, мечтала о счастье. И встретила свою любовь. Вышла замуж. Столько планов, столько дел, и вдруг - муж умирает… Жизнь человека хрупка, и не по своей воле человек уходит из этой жизни. Вспомните известные слова из романа «Мастер и Маргарита»: «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен!». Женщина остается вдовой. И не просто вдовой, а бедной вдовой. Умер кормилец. Остались две лепты. Совсем немного. Хватит на неделю, ну пусть даже на месяц, а что дальше?
В этой жизни все как-то неправильно, ничего нет такого, на что можно было бы опереться и сохранить свое и своих. «От тюрьмы и от сумы не зарекайся», кстати, и от смерти тоже…
Бедная вдова не ожесточилась, потеряв близкого человека, не стала роптать на Бога, напротив - она пошла к Тому, у Кого «все живы». Прозрев духовно, она взяла все, что имела и пошла в Церковь, пошла к Богу.
Может статься так, что она размышляла: «Нет у меня мужа, одна я, денег «кот наплакал», мне страшно, я не знаю, что делать и как жить дальше. Позаботься теперь Ты обо мне, Господи, спаси душу мою, и в Царствии Твоем подари мне встречу с моим близким человеком…».
Она опустила две лепты в сокровищницу, в ту самую, напротив которой сидел Господь…
И Господь увидел её, услышал её и апостолам Своим указал не неё, и всей Церкви в пример привел эту бедную вдову…
Потому что она «от скудости своей… больше всех положила». Она сделала главное - пришла к Богу, пришла в храм…
Иди без страха и ты к Тому, от Кого зависит твоя жизнь здесь, и твоя участь после смерти там.