Главная>Новости>Аналитика>Право на религиозную тайну в РФ

Право на религиозную тайну в РФ

Право на религиозную тайну в РФ
Новая книга епископа Евангелическо-лютеранской церкви Аугсбургского исповедания Константина Андреева
11.06.2014

Право на религиозную тайну в РФВ Москве в издательстве «Юриспруденция» вышла научная монография Константина Михайловича Андреева,христианского адвоката, Епископа Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского исповедания России - "Право на религиозную тайну в Российской федерации" (вопросы теории и практики).

Монография  посвящена  сложной  правовой  проблеме  реализации  и  защиты права на религиозную тайну как составного элемента права на свободу вероисповедания в Российской федерации.

В книге автором комплексно рассмотрены сущностные характеристики религиозной тайны и ее социально-правовое значение, регулирование  религиозной  тайны  во  внутренних  установлениях  религиозных объединений, гарантии реализации и защиты права на религиозную тайну и др. На основе произведенного исследования предлагаются конкретные меры по совершенствованию профильного законодательства.

Книга адресована работникам правотворческих и правоприменительных орга-нов, судьям, адвокатам, преподавателям светских и духовных образовательных учреждений,  а  также  всем  интересующимся  проблемами  государственно-конфессиональных отношений.

Книгу можно приобрести в магазинах Москвы, а  также в офисе центральной консистории ЕЛЦ АИ в Москве по адресу: бульвар Яна Райниса д.1 помещение 3. Для справок: [email protected]

Предисловие к монографии написал почетный адвокат России, главный редактор журнала «Религия и право», сопредседатель НП «Славянский правовой центр», доктор юридических наук Анатолий Васильевич  Пчелинцев:

Среди тем в области юридического религиоведения тема религиозной тайны, несмотря на ее очевидную актуальность, продолжает оставаться одной из наиболее слабо изученных.

Одним из первых к данной теме в конце 90-х годов прошлого столетия обратился профессор Петрухин И.Л. В известной монографии «Личные тайны (человек и власть)» (М.: Институт государства и права, 1998 г.) он попытался классифицировать религиозные тайны и разработать понятийный аппарат. В последующем к данной теме обращался и автор данных строк (См., например, «Свобода вероисповедания и деятельность религиозных объединений в Российской Федерации: конституционно-правовые основы», М.: Юриспруденция, 2012 г.). Однако многие вопросы затронутой темы в силу научной новизны для отечественного права до сих пор остаются не проясненными и требуют научного анализа. Поэтому обращение к данной теме К.М. Андреева заслуживает всяческой поддержки и похвалы.

В современном российском праве существуют различные виды тайн – государственная, военная, коммерческая, адвокатская, тайна следствия, семейная тайна, банковская тайна и многие другие. Поисковые правовые системы насчитывают сотни ссылок на нормативно-правовые акты, регулирующие и защищающие различные виды тайн. Очевидно, что религиозная тайна обладает некими типологически сходными признаками с другими видами тайн. Однако здесь имеется и ярко выраженная специфика, в которой порой не просто разобраться. Для этого требуются не только юридические познания, но и знание внутренних установлений религиозных объединений, и, если хотите, личный духовный опыт исследователя темы.

В этом плане автор монографии К.М. Андреев человек, безусловно, уникальный. Читателю будет интересно знать, что Константин Михайлович является епископом Евангелической-Лютеранской церкви Аугсбургского исповедания. В то же время он известен и как адвокат и как автор многих публикаций на правовые темы. Он, в частности, последовательно доказывает, в том числе с богословской позиции, неотъемлемое право верующего обращаться в светский суд за защитой своих прав.

Методологически автор удачно применяет в исследовании конкретно-исторический метод, когда на конкретных примерах прослеживается история развития взаимоотношений между российским государством и верующими в контексте личной религиозной тайны и тайны исповеди.

Обращение к практике Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ позволили автору составить богатую и убедительную эмпирическую базу исследования.

На наш взгляд, в монографии удачно обозначены факторы, которые могут привести к снижению эффективности правового регулирования религиозной тайны в России.

Под религиозной тайной автор предлагает понимать «состояние запрета доступа к информации, посредством установления специального правового режима, несанкционированное получение и разглашение которой может причинить вред охраняемым законом правам и свободам верующих граждан». Определение, как представляется, вполне удачное, отражающее суть данного правового явления, базирующееся на понимании предмета религиозной тайны как содержания информации и объекта религиозной тайны, как «совокупности прав, свобод и интересов, которым может быть нанесен ущерб в результате незаконного доступа к предмету религиозной тайны».

Важным является вычленение в отдельный вид религиозной тайны профессиональной религиозной тайной, которая понимается автором как состояние запрета доступа к информации, ставшей известной священнослужителю (духовному лицу) в связи с оказанием духовной помощи. При этом автор не ограничивается при описании профессиональной духовной деятельности священнослужителя только, уже известным отечественной науке права, институтом исповеди, но расширяет понятие духовная помощь всем комплексом действия священника при исполнении им своих обязанностей. Таковыми, по мнению автора, могут быть также и частные беседы священника с верующим, в ходе которых ему могут быть открыта и стать известной аспекты личной религиозной тайны верующего.

Интересным и убедительным представляется тезис автора о том, что в качестве источников права на религиозную тайну должны признаваться внутренние установления религиозных объединений, под которыми предлагается понимать совокупность религиозных правил и канонов, определяющих вероучительную сторону деятельности религиозных объединений (lexcanonica).

Автор отмечает, что право на религиозную тайну имеет относительно абсолютный характер и может быть раскрыто исключительно с согласия субъекта. Однако, справедливо отмечается, что возможно и ограничение этого права при определенных условиях, если последнее может нарушать права других людей.

Представляется целесообразной и оправданной предлагаемая автором замена используемых в действующем законодательстве узких конфессиональных терминов, на более широкие - светские. Например: тайна исповеди – профессиональная религиозная тайна; священнослужитель – духовное лицо. В частности, под духовным лицом автор предлагает понимать физическое лицо, профессионально занимающееся отправлением религиозного культа и (или) руководством общиной верующих.

В настоящей монографии автор раскрывают не только содержание религиозной тайны, но и практические способы ее правовой защиты. В подходах защиты просматривается и личный уникальный правозащитный опыт автора.

Издание будет полезно для ученых правоведов, занимающихся данной проблематикой, законодателя, а также священнослужителей, юристов и администраторов религиозных объединений. Монография К.М.Андреева может быть также успешно использована в учебном процессе в светских и духовных образовательных учреждениях.

Текст: Анатолий Васильевич  Пчелинцев

Источник: invictory

Обсудить в Фейсбук

 
 

 

 

 

 

Похожие статьи
Это похоже на начало 37 года...
Несколько дней назад уфимский суд признал 25-ти летнего студента ХРИСТИАНИНА из Ганы Салифу Исса виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 с5.26 КоАП РФ за то, что тот в свободное от учебы время посещал...
ВЕБИНАР: Как реагировать церкви на клевету в СМИ
15-го июня 2017 года с 11:00 до 12:00 (время московское) пройдет десятый вебинар организованный НП «Славянский правовой центр» В рамках вебинара будут освещены следующие вопросы: 1. Честь, достоинство, деловая репутация....
Верим и служим / 120 лет храму
21-го мая 2017 г. на праздничном богослужении, посвященном 120-летию храма, присутствовали и выступали с приветственным словом заместитель председателя РС ЕХБ по Южному федеральному округу Виктор Васильевич Левашов. Казачья...
Творческий вечер Анатолия Пчелинцева
Что чувствует человек, падая на землю с нераскрывшимся парашютом? Что чувствует пассажир самолета, оказавшись над Тихим океаном с неисправными двигателями? Все это - реальные истории из жизни, которые вы услышите....
Обращение епископа ЕЛЦ АИ в связи с отставкой
Дорогие братья и сестры, друзья! Ровно 10 лет как мы начали строить Евангелическо-Лютеранскую Церковь Аугсбургского исповедания, и за прошедшие годы превратились из небольшой группы единомышленников в стабильное, крепко...
Как стать христианином – Христиане.ру