Главная>Новости>Аналитика>Разрушение мифов по четвергам / №84

Разрушение мифов по четвергам / №84

Разрушение мифов по четвергам / №84
Миф об общении друг с другом.
26.05.2011

Миф об общении друг с другом.

Сегодня у нас не то, чтобы прямо МИФ... Так, небольшое недоразумение...
 
Сколько ни читал я Писание, не давала мне покоя одна мыслишка, как червоточинка.
Дойду, бывало, до 1Иоан.1:7 и думаю: Почему же общение верующих друг с другом становится возможным только при хождении во свете и очищении кровью Христа? Разве не могут общаться друг с другом христиане, регулярно совершающие некие грехи?
Могут и еще как!
Например, хронических сплетников хлебом не корми, дай только пообщаться, перемывая косточки ближнему своему.
 
 
Смущение каждый раз происходило от косвенного ощущения, что местоимение «друг с другом» (как я позже узнал, по-гречески это одно слово ἀλλήλων), в Новом Завете обычно употребляется для описания взаимодействия между разными группами одной и той же категории существ.
 
В основном для общения между людьми.
 
Но вот конкретно в этом стихе описание отношений между людьми как-то нелогично… Не вяжется как-то…
 
Хотя я слышал немало проповедей, которые пытались как-то увязать хождение во свете, очищение Кровью Христа со способностью к межчеловеческому общению…
 
Да и некоторые толкователи, кажется, видят тут взаимодействие между людьми:
 
Истинное же общение с Богом, истинное хождение во свете по закону богоуподобления необходимо проявляется в общении и с ближними, в братолюбии.
Толковая Библия преемников А. Лопухина. Толкование на 1Ин.1:7
 
Истина — создатель братства. Люди, которые действительно ходят во свете, испытывают братские чувства друг к другу.
Баркли. Толкование на 1Ин.1:7
 
Более того, ходя во свете, подобно как Он во свете, верующие имеют общение друг с другом.
У. Келли. Толкование на 1Ин.1:7
 
Грамматическая конструкция стиха 7 подчеркивает особое значение общения друг с другом (между христианами) как доказательства того, что они ходят во свете.
Дэвид Джекман. Толкование на 1Ин.1:7
 
Но вот была во всем этом какая-то непоследовательность.
 
Не согласен я с этими достойными мужами.
 
Мыслишка эта терзала меня до тех пор, пока я вдруг не предположил, что речь в 1Иоан.1:7 идет не об общении между людьми, а об общении людей с Богом.
 
Думаю, что так и надо понимать этот стих: «…если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом», — это не о общение людей друг с другом. Это друг с другом общаются люди и Бог!
 
С точки зрения русской грамматики, такое предположение более чем возможно. Дерзну утверждать, что и в греческом тексте первого послания Иоанна имеется в виду именно общение Бога и людей.
 
Вот несколько аргументов:
1.       Взаимное местоимение ἀλλήλων в Новом Завете встречается 100 раз. И в подавляющем большинстве случаев описывает взаимодействие между людьми, то есть между разными группами одинаковых по природе существ. Однако есть одно явное исключение — описание взаимодействия между духом и плотью: «ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы». (Гал.5:17). Налицо взаимодействие между двумя совершенно различными сущностями. А раз есть хотя бы одно явное исключение, то почему бы не быть и второму, пусть и неявному?
2.       В 6 стихе в условной части предложения (в придаточном предложении, выполняющем функцию обстоятельства условия) сказано, что речь идет об общении с Ним, т.е. с Богом. В шестом и седьмом стихах рассматривается, по сути два сценария развития одной ситуации: человек который утверждает, что имеет общение с Богом, но ходит во тьме — лжет, а настоящее общение с Богом имеет тот, человек, который ходит во свете.
3.       Гораздо логичнее предположить, что очищение Кровью Христа, о котором говорится в 7 стихе, сопровождает общение христианина с Богом. Писание нигде не ставит прощение грехов в зависимость от общения между людьми. Наоборот, прощение грехов — это условие восстановление общения между Богом и людьми (см. например Кол. 1:20)
4.       В третьем стихе Иоанн говорит о том, что существует общение между апостолами и верующими, и продолжает: «…а наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1Иоан.1:3). Здесь притяжательное местоимение «наше» (ἡμετέρα) явно объединяет апостолов и верующих (ведь не претендовали же апостолы на особое общение с Христом, это противоречило бы апостольскому учению о всеобщем царственном священстве верующих). Итак, тут явно речь идет об общении верующих с Богом, и эта мысль логически рифмуется с мыслью из 6,7 стихов. Таким образом, Иоанн всего три раза во всех своих Писаниях использует слово «общение» (κοινωνία), и все три раза относит его к общению людей с Богом.
5.       По крайней мере, некоторые толкователи также придерживаются этой точки зрения:
Посему, держась общения друг с другом, то есть с нами и со светом, мы должны поставить себя непобедимыми для греха. Но как это будет, когда мы прежде погрязли уже во многих грехах? Ибо никто, любящий истину и старающийся быть истинным, не осмелится сказать, что он безгрешен. Итак, если кем овладевает это опасение, тот пусть не унывает: ибо кто вступил в общение с Сыном Его Иисусом Христом, тот очищен кровью Его, пролитой за нас.
Толкование Писания Нового Завета блаженным Феофилактом Болгарским. Толкование на 1Ин.1:7
Сообразование с этим светом в духе и практическом поведении свидетельствует о наличии общения с Богом.
Мэтью Генри. Толкование на 1Ин.1:7
 
Мне представляется, что мысль Иоанна тут вполне очевидна: мы (т.е. апостолы и другие христиане) имеем общение с Богом, если ходим во свете, так как тьма не мешает межчеловеческому общению (грешники общаются вволю), но мешает общению с Богом.
 
Так что надеюсь, что это маленькое замечание поможет всем нам понимать Библию чуть точнее.

Павел Бегичев, специально для www.protestant.ru

Темы этой статьи
Еще по этой теме
Похожие статьи
Вербное воскресенье — преображение нашей немощи!
Па́вел Алекса́ндрович Бе́гичев— российский религиозный деятель (баптист, затемстарокатолик).митрополитАвтокефальн ой церковной провинции святого Михаила Архангела, член Патриаршего советаВсемирного совета национальных католических...
"То чего обычно протестанты не знают" №2
Проповедует:Павел Бегичев,ректор Международного Евангелического Института Святого Мефодия. Цикл видео-проповедей"То чего обычно протестанты не знают" — это про самую суть христианской веры. Это про то, от чего погибают черти...
"То чего обычно протестанты не знают" №1
Проповедует:Павел Бегичев,ректор Международного Евангелического Института Святого Мефодия. Цикл видео-проповедей"То чего обычно протестанты не знают" — это про самую суть христианской веры. Это про то, от чего погибают черти...
Обращение Генерального Ординария ЕЛЦАИ
Обращение Генерального Ординария ЕЛЦАИ Его Высокопреосвященства Митрополита Павла Бегичева.
ЧПИ №1
Авторская программа викарногоепископа Евангелическо-Лютеранской ЦерковиАугсбургского исповедания Павел Бегичев.
Как стать христианином – Христиане.ру