Главная>Новости>Аналитика>Через пустыню к свободе
проповедь

Через пустыню к свободе

Через пустыню к свободе
Там, где делятся даже тем скудным, что есть, хватит на всех
12.08.2014

Проповедь: Епископ Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской части России Дитрих Брауэр

 

Дорогие сестры и братья!
Сегодня нас встречают два библейских текста между которыми пролегает огромный временной промежуток.


Исх.16: 2 И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, 3 и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы всё собрание это уморить голодом.


11 И сказал Господь Моисею, говоря: 12 Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом — и узнаете, что Я Господь, Бог ваш. 13 Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана; 14 роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. 15 И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу; 16 вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору на человека, по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте. 17 И сделали так сыны Израилевы и собрали, кто много, кто мало; 18 и меряли гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка: каждый собрал, сколько ему съесть.


Однако у них есть очень много общего.

Оба этих текста открывают перед нами картину большого количества людей, общества, общины перед одним человеком, к которому обращены все ожидания и все претензии.
В наших социальных отношениях нередко бывает так, что мы начинаем видеть в ком-то вождя и нередко слепо следовать ему, отключая всякое собственное мышление и критическое наблюдение. Мы воспеваем славу и возносим хвалу лидеру всякий раз, когда он проявляет свою силу, даже тогда, когда ее применение крайне спорно и голос совести все же пытается достучаться в наше оглушенное сознание.
 Стоит же однажды вождю проявить или правильнее будет сказать открыть свою слабость, он тут же теряет свою магическую привлекательность и становится одним из толпы и массы серых и одинаковых людей. Но и более того, его обман раскрыт - и люди требует возмездия. И часто оно бывает жестоким.
 Однако наши библейские истории как раз разоблачают образ вождя. Люди действительно видят в Моисее и в Иисусе вождей, ведущих их в светлое будущее. Объектом их веры становится лидер, а результатом должны стать видимые, явные блага для всех. Вместо этого народ терпит лишения в пустыне, результата нет, а лидер кажется несостоятельным.
Тогда Бог являет свою заботу о своем народе, верность обещанию и милосердием к терпящим бедствие. Чудесным образом Он посылает пропитание. И повелевает брать столько, сколько будет достаточно. Не больше не меньше.
 Во всей этой истории мы видим не силу Моисея, а силу Бога. Если вообще возможно здесь говорить о заслуге Моисея, то она заключается в Его доверии Богу.
Народ озирается назад. Он смотрит на Египет, во время, когда народ находился в рабстве. Это было истинное рабство и народ роптал и стенал к Богу об освобождении. Но путь из рабства к свободе оказался не легким. Он никогда не бывает легким. В каком-то смысле это путь очищения. Очищения ото всех собственных обид, собственного униженного "я", рабской привязанности к этому пораженному несвободой "я". Путь через пустыню нужно пройти, чтобы по-настоящему оценить свежий ветер свободы. Пустыня нужна, чтобы душа исцелилась от язвы несвободы и наполнилась Божьим Духом, который открывает взор в будущее.
Мы вновь и вновь смотрит как на Содом и Гоморру на старые свои ошибки и думает, что не все там так уж плохо, всему можно найти объяснение, а нам оправдание. И так мы становимся соляными столпами, неспособными двигаться вперед, да и вообще жить.
 Мы призваны смотреть вперед, в будущее, открытое для нас Богом. Идти в это будущее с Ним мы может только будучи свободными от египетских котлов, иллюзий и идеологий. Только в доверии Богу, открывшем нам Себя и примирившим с Собой во Иисусе Христе, мы можем войти в будущее и становиться его создателями.
Когда Иисус накормил 5000 человек, то люди сразу захотели сделать его царем. Когда сегодня проповедники трактуют эту историю, то ищут в ней некий тайный сакральный смысл. Но мне кажется, речь здесь идет о том, какой Бог. Он, подобно тому как сделал это в истории странствия народа по пустыне, проявил свое милосердие к людям. Он дал им пропитание. Ровно столько, чтобы они могли насытиться. Голодный не может рассуждать о свободе, он думает только о хлебе. Это Иисус прекрасно знал.
 Он накормил страждущих, показав и показывая нам сегодня вполне красноречиво, что там, где делятся даже тем скудным, что есть, хватит на всех, а там, где все уходит в одни руки, насыщения не будет никогда. До сих пор распределение Божьих даров в нашем мире происходит несправедливо. И слава Богу, что у нас есть Слово Бога, устанавливающее другую меру справедливости.
 Сегодня христиане и христианская Церковь, народ Божий продолжают свой путь, указывая людям путь к свободе с Богом через Христа. Она справится с дорогой, только если будет твердо доверять Богу, находиться в служении Христа, идти по Его стопам. И сегодня нам дается хорошее напоминание о том, в чем это служени заключается: насыщать людей Божьим Словом и являть не свою, но Его правду.
 Мы продолжаем свой христианский путь. И Бог всегда присутствует с нами, не оставляя нас ни на мгновенье. Как бы далеко или глубоко мы ни падали, Его рука всегда готова подхватить нас. Каким бы скудным и голодным ни было бы время, во Христе мы всегда найдем достаточно подкрепления. Он питает нас Самим Собою, Своим Телом и кровью, Совей жертвенной любовью. Поток этой любви никогда не иссякнет, даже если наша жизнь превратится в выжженную грехом и безбожием пустыню, она вернет нас к жизни, наполнит ее смыслом и радостью.
 Приступая сегодня, как и всегда, к Таинству святого Причастия мы оставляем все наши личные раны, обиды и амбиции, препоручая все Господу. Мы приглашены не лютеранской церковью, не епископом или пастором, но Самим Христом к Его святой Трапезе.
Здесь нет высших и низших, успешных и проигравших, вождей и ведомых, здесь все спасенные грешники, благодарно принимающие манну Божьей благодати во Иисусе Христе.
 Мы не знаем, что ожидает нас в завтрашнем дне, какие новые испытания готовим нам будущее. Лежит ли этот путь через Египет с полными котлами несвободы. Или он пролегает через пустыню сомнений и поисков ответов. Но мы можем быть уверены в том, что Божья правда остается неизменной, Его забота и любовь не оставят нас никогда. На пути веры мы вновь и вновь будем вкушать и видеть Божью милость во Иисусе Христе, Господе нашем!

 

Источник: lutherancathedral

 

Темы этой статьи
Похожие статьи
Сотрудничество РЕА и ЕЛЦР
20 мая 2021 года по инициативе Генерального секретаря Российского евангельского альянса (РЕА) Виталия Власенко состоялась встреча с Архиепископом Евангелическо-Лютеранской Церкви России (ЕЛЦР) Дитрихом Брауэром. На встрече...
Обращение Архиепископа ЕЛЦ России
Дорогие епископ, пропсты, пасторы, викарии, проповедники, братья и сестры! В ситуации коронавирусной пандемии и, связанных с ней изменений в нашей жизни, мы очень благодарны врачам. Все знают об их нынешней беспрецедентной...
Рождественское поздравление от ЕЛЦ ЕР
V Генеральный Синод ЕЛЦР
В среду 6 ноября 2019 года в Москве в Кафедральном Соборе свв. Петра и Павла открылось заседание V Генерального Синода 2-го созыва Централизованной религиозной организации «Евангелическо-Лютеранская Церковь России». Синод...
Архиепископ ЕЛЦР о Хэллоуине и Дне Реформации
Дорогие братья и сестры! В то время как многие люди празднуют так называемый Хэллоуин, наша Церковь отмечает один из своих традиционных праздников – День Реформации. Хэллоуин обыгрывает тему смерти. День Реформации говорит...
Как стать христианином – Христиане.ру