Главная>Новости>Аналитика>Западные деньги – по западным стандартам

Западные деньги – по западным стандартам

Западные деньги – по западным стандартам
Автор: Пробст Северо-Западного пробства ЕЛЦ АИ, пастор Анатолий Малахов
06.11.2014

Написать этот материал меня побудила ситуация, которую я много лет наблюдаю в религиозной сфере в нашей стране. Особенно она характерна для представительств западных лютеранских церквей, действующих в России. Ситуация в других протестантских конфессиях мне мало известна, поэтому я берусь описывать только  то, что хорошо знаю сам.

Сразу скажу, что я считаю нормальным получение финансов религиозными организациями из разных источников, в том числе и из-за рубежа. Речь только о том, что в этой сфере, как мне кажется, должен быть порядок, который устанавливает правила оказания такой помощи и ее расходования.

Я тоже бывал в Германии, в других европейских странах, видел, как это организовано там, и такие же стандарты нужно вводить и в России. Например, информация о поступающих деньгах должна быть открытой, религиозные организации, их получающие, должны открыто публиковать свои финансовые отчеты по иностранным деньгам. Иначе все как-то подспудно, постоянно ходят слухи о каких-то чемоданах наличных денег, которые завозят сюда западные проповедники, хитрых схемах обналичивания денег через проекты, которые есть только на бумаге, «серых зарплатах», которые в конвертах выплачивают пасторам из этих самых «чемоданных» денег, и другое. Вот, чтоб таких слухов не было, чтоб не было каких-то «серых» зон в финансах и нужны четкие, оформленные законом правила. Причем правила такие же, как у спонсоров этих церквей на Западе.

А именно: иностранные деньги должны быть публично заявлены, с них должны быть заплачены полагающиеся налоги, та часть, что идет на зарплату и прочие расходы на бюрократический аппарат, также должна быть подвергнута соответствующему налогообложению и начислениям в фонды. 

Я являюсь одновременно руководителем религиозной организации и некоммерческой организации, я вижу, какая большая разница в отчетности и стандартах, это неправильно. НКО отчитывается за каждую копейку, те, кто получает деньги из-за рубежа под двойным контролем, все расписывается: откуда получили и на что и как потратили. Почему это правило не действует для церквей? Деньги одинаковые, страна одна, а законы для одного и того же разные. Непонятно, на что церквями эти деньги получены, и на что они реально потрачены. На что их люди пожертвовали, и как они были израсходованы. По внешним оценкам, опять же в виде оценочного суждения, можно вполне предположить, что в лучших традициях бюрократии (причем церковная бюрократия ничем ни лучше гражданской, а порой еще и хуже), эти деньги расходуются на решение каких-то корпоративных задач, иначе говоря, на них покупается лояльность и «хорошие отчеты» из России. Проще говоря, часть этих денег, как может оказаться, расходуется совсем не на издание книг, распространение Библии, культурные, социальные религиозные проекты, а на высокую зарплату этой самой бюрократии в России (причем присланной сюда именно распределять эти деньги), ее хорошие квартиры, представительские поездки, в общем сытую и красивую жизнь, за чужой счет.

Не знаю как сейчас, а раньше встречалась такая ситуация: престарелый германский пастор, в Германии у него впереди лишь скучная жизнь на пенсии, тихая старость. Вдруг он получает назначение ехать в Россию, деньги, полномочия, ресурсы. И начинается у него новая, совершенно другая жизнь. Тут, в России (как он искренне считает дикой и варварской стране) он царь и бог. Он карает и милует, он покупает и продает, он - власть! Он может заплатить пастору некую сумму в евро в конверте, а может и не заплатить, и точно знает, что этот пастор никуда не пожалуется, в суд не подаст. Деньги «серые» жаловаться, как говорится «себе дороже», ведь человек, который получает такую зарплату – для закона соучастник преступления, не будет же он сам на себя жаловаться. Вот так, пользуясь этой властью, колесили по нашим просторам такие проповедники – «религиозные императоры», не утруждая себя даже оформлением полагающихся виз, а приезжали как туристы. Турист он есть турист, с него взятки гладки. Налогов он не должен, решений никаких он официально не принимает, он даже официально в церкви не работает. Удобно. Вся власть у тебя и никакой ответственности. Люди от тебя зависят, а ты от них нет. Ты им можешь что угодно сделать, а они тебе ничего. Чуть, что: «я есть турист, я кароший, я ни пришем, я рюсскиплёхопонимайт». Официально решения принимает подставной русский, который  обычно не разбирается ни в церковных делах, ни в богословии, а существует как официальное  прикрытие  деятельности западного эмиссара.

Я о чем хочу сказать: это не дело. Никто из них не будет так себя вести  в Германии, да и в любой европейской стране. Там другие законы и порядки. Там за такие художества сразу суд, и тюрьма, или штраф, раз в десять больше, чем сумма, скрытая от налогообложения, или не подтвержденная документами. Там отчетность публичная, все до цента расписано, куда, на что и т.д. А почему у нас можно по-другому? Непонятно, и неправильно это.

Сейчас может такого уже и нет, но в недавнем времени было. Независимо ни от чего порядок в этой сфере надо наводить. Западные друзья нам еще и спасибо скажут. Ведь если рассказать добросовестному налогоплательщику из Германии, что деньги, уплаченные им в виде церковного налога, кто-то погрузил в чемоданчик или положил на банковскую карту, чтоб потом без проблем снять со счета в России и потратил без всякой отчетности, то он, этот самый налогоплательщик будет очень удивлен, и даже разозлен.  Он привык к другому. Привык тому, чтоб на его деньги был представлен отчет, составленный на основании документов, что все законно и т.д. Западный человек вообще очень уважает закон, и не хочет даже косвенно его нарушать.

Мы уже были свидетелями скандалов, в том числе и в прессе, когда в аналогичных ситуациях выяснялось, что там, на западе, разного рода эмиссары, объясняли свои серые схемы в России тем, что «тут по - другому нельзя», «в России надо давать взятки», «в России без конвертов и подкупа чиновников не обойтись» и т.д. Но цель всех этих серых схем была одна – положить львиную долю этих пожертвований себе в карман, а там, на западе, отчитаться «честным словом», что все потрачено правильно. Вот и шли многие миллионы не на проекты в России, не на духовную и культурную работу, а на сытную красивую жизнь самих эмиссаров и на их личные счета в той же стране, откуда они приехали. Отчеты  тоже составляются, но проводится  ли по ним независимый  аудит? Нет…Однако именно такой  стандарт, на сколько мне известно, принят на Западе.

Я эту мою статью я обязательно попрошу перевести на немецкий и английский языки и направляю в западные СМИ, в том числе и в Германию, так же я отправлю ее и руководству фондов и западных церквей как официальный запрос и просьбу обнародовать финансовую информацию об их работе в России. Кто и когда последний раз проводил ревизии, собирал отчеты, какие там результаты? Совпадают ли эти результаты с фактическими, физическими данными (восстановление, печать книг и т.д.). Причем речь тут, только об объеме информации в рамках этих самых западных стандартов, действующих на Западе, которые там все исполняют. В России мы этой информации не видим, и я думаю, не увидим.

Когда встречаешься с немцами, они вообще сильно удивляются, что они до сих пор финансируют российские религиозные организации. В их представлении Россия очень богатая страна, которая продает много нефти, газа, у которой вполне достаточно своих денег. Когда они узнают, что вот, им, в Европе, из-за кризиса снизили зарплаты, повысили налоги и т.д., а их налоги уходят в Россию, да еще по непонятным «серым» схемам, немецкий обыватель очень сильно задумывается над такой картиной мира. Ну и у него появляется много вопросов к своим властям и своей церковной бюрократии. Вообще, я думаю, это вопрос этики, этический. Вполне было бы логично попросить отчет, например, у ЕКД и германских фондов, открытую справочку, сколько денег направлено в Россию, а здесь посмотреть отчеты, сколько их было получено и на что они были потрачены. Почему западные доноры не испытывают никакого интереса к тому, как потрачены их деньги в России? Почему они не считают себя обязанными отчитаться в этом перед российским обществом? Почему в Европе и США это обязательно, это элементарное правило приличия, а у нас по-другому? Потом такие же справки попросить и у фондов из США, и представителей других стран. Уверен, что мы узнаем много интересного. Причем и  мы, и те, кто эти справки предоставит. Я думаю, и американскому жертвователю будет интересно узнать, куда реально ушли его деньги, направленные в Россию? Потрачены ли они на помощь неимущим, больным, инвалидам, печать литературы? Или они потрачены на выплату «серых» зарплат вполне физически здоровым мужчинам, не желающим работать нигде, кроме как в сфере распределения этих самых денег. Узнают, что эти по американским меркам, вполне дееспособные мужчины у нас находятся на довольствии подобно «сиротам Поволжья», 2-го губернского Дома Губсобеса из знаменитых «12 стульев» Ильфа и Петрова. Думаю, американским, германским, да и любым другим налогоплательщикам, законопослушным гражданам, отдающим часть своей зарплаты, будет интересно узнать, кому же они тут в России помогают, и на какие расходы. И еще раз хочу сказать, как мне кажется, их очень многое в этой информации удивит. Бюрократия интернациональна, она действует по принципу «рука руку моет». Поэтому ждать каких-то запросов от наших налоговых служб и уполномоченных органов, их активной работы, к сожалению, не приходится.

Надо обращаться к общественности на Западе, к тем людям, кто дает эти деньги. Они быстрее спросят со своих бюрократов и разного рода деятелей, отчета за свои собственные деньги. Тот, кто все делает по закону, ничего не боится, не боится ни отчетов, ни запросов. Если все деньги легальны, если все в порядке, если «смешно искать тут ЦРУ», если все так, то почему не опубликовать эту информацию сейчас, не дожидаясь обращений? Что мешает?

Думаю, что нашим законодателям нужно было уже давно навести порядок в этой сфере и принять необходимые законы. Считаю, что давно пора обратить внимание на эту сферу и вывести ее из тени. Мы намерены в ближайшее время обсудить эти вопросы и направить соответствующие запросы и в Европу и в США и в другие страны.

Наша Церковь не получает никаких западных денег и финансируется только из российских источников, мы приняли решение в инициативном порядке опубликовать в прессе свои финансовые отчеты по завершении финансового года, они будут выложены и в интернет. Приглашаем наших коллег и партнеров последовать нашему примеру.

 

 

Источник: luther

Темы этой статьи
Похожие статьи
Единство лютеранских церквей России
15 и 16 марта 2023 года состоялосьзаседание Национального комитета Всемирной лютеранской федерации. Представители Евангелическо-лютеранской Церкви России и Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии обсуждали планы сотрудничества...
Конференция лютеранских пасторов и проповедников
На прошлой неделе,в Калининградском пропстве Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской России состоялась очередная конференция пасторов и проповедников, собравшихся на берегах Балтийского моря из всех 11 пропств ЕЛЦЕР....
ЕЛЦ АИ приглашает на закладку часовни в первом лютеранском монастыре
Дорогие друзья! 11-12 июня 2016г. состоится закладка часовни в лютеранском монастыре (коммунитете) в д. Бразуново, Московская область. Это важнейшее событие в жизни нашей церкви, всего российского лютеранства!!! Возрождение...
Лютеранский епископ принял участие в конференции по ресоциализации заключенных
9 декабря 2015 года Общероссийская общественная организация «Совет общественных наблюдательных комиссий» в рамках реализации проекта «Территория партнерства», поддержанного ООД «Гражданское достоинство»...
Иерусалимский Саммит
30 октября на Святой Земле начинается работа Иерусалимского Саммита консервативных апостольских церквей «Христианские ценности, традиционная семья и служение Церкви в современном обществе». От российских протестантских...
Как стать христианином – Христиане.ру