Главная>Новости>Аналитика>События на Украине. Реакция протестантского сообщества. (Аналитика).
ОБЩЕСТВО

События на Украине. Реакция протестантского сообщества. (Аналитика).

События на Украине. Реакция протестантского сообщества. (Аналитика).
До сих пор большинство лидеров протестантских церквей запуганы. Они молятся и ждут, что перевесит и к кому примкнуть. Это очень досадно, потому что Церковь – это совесть в каждом из нас, и она говорит, независимо от того, хотят ее слышать или нет.
19.03.2014

События на Украине значимы для большинства жителей России, а возможно, и для большинства жителей всего постсоветского пространства. То, что происходило и происходит на Майдане, у одних вызывает восхищение, у других недоумение, а кого-то протест. Присоединение к России Крыма одни называют захватом территории суверенного государства и нарушением Россией международных соглашений, а другие с восторгом говорят о свободном выборе жителей Крыма, а так же о праве России защищать русских людей, где бы они ни жили. Рейтинг президента России В.В. Пуpина, как известно, значительно вырос на фоне событий в Крыму.

Пасторы и члены протестантских церквей и Украины и России в этой ситуации не могут оставаться в стороне. Конечно, происходящее на прямую касается наших украинских братьев и сестер. Но у многих протестантов России, есть родственники и друзья на Украине и вряд ли ошибусь, если скажу, что происходящее там воспринимается большинством российских христиан как очень близкое и значимое.

На Украине сейчас новая власть, новое правительство. Обязанности президента там исполняет А.Турчинов.

Помнится, что еще в то время, когда страной правил В.Янукович, народный депутат Украины от фракции Партии регионов Инна Богословская назвала своего политического оппонента, тогда первого заместителя председателя партии «Батькивщина» Александра Турчинова «человеком, который ходит в секту».

«То, что господин Турчинов умеет говорить – это, безусловно, так. Потому что он является человеком, который ходит в секту, читает лекции каждую неделю в этой секте прихожанам. Он умеет это. Он умеет подводить глаза к небу, умеет лгать и это делает много раз», – заявила Богословская.

«Я действительно проповедую в церкви Евангельских христиан баптистов. Это – христиане протестанты и они имеют большинство в цивилизованных странах мира: США, Швейцарии», — отметил Александр Турчинов.

Госпожа Богословская спросила в ответ: «Что это? Это каноническая Церковь?» На это Турчинов ответил:

«Я не знаю, что Вы понимаете под словом каноническая, но хочу сказать, что там, где у власти протестанты, там порядок, потому что они, как минимум, не берут взяток».

И вот сейчас А.Турчинов у власти. Сможет ли он навети тот порядок, о котором говорил? Сможет ли сохранить Украину от бед и потрясений?

О том, что происходило на Майдане, звучали и звучат самые разные мнения. Тех, кто протестовал на Майдане, СМИ России нередко называли «фашистами», «националистами»… Вот другая точка зрения.

Старший пастор Христианской церкви «Новое Поколение» в Мелитополе, Виктор Сергеев пишет о происшедшем на Украине:

Люди со всей Украины на Майдане начинали свое утро с молитвы и, исповедавшись перед Богом, шли на свой пост …. Не все вернулись. Это была не кучка экстремистов, но это был народ Украины, среди которого наши братья и сестры. На Майдане произошло чудо – тиран со своей многочисленной армией, оружием и деньгами пал. Народ Украины победил!»

И

«Слава Богу, диктаторский режим рухнул! Те решения, которые приняты парламентом, дают возможность двигаться дальше. Разбираться в степени виновности каждого и т.д. Главное, Майдан должен стоять и держать все под общественным контролем, а Церковь, как моральный авторитет, не должна успокоиться и как это уже было, снова заигрывать с властью. Наше дело молиться и быть голосом совести и для власти, и для оппозиции, и для народа! Верю в то, что сейчас мы на правильном пути», — подчеркивает Епископ Собора независимых евангельских церквей Украины Анатолий Калюжный

Анатолий Калюжный был одним из тех лидеров церкви, которые протестовали на Майдане. Кто-то осуждает верующих людей, принимающих участие в политических акциях и считает, что дело церкви проповедывать Евангелие и молиться за власти и начальства. Вот как сам А.Калюжный объясняет свою позицию:

«Почему я на Майдане? Потому что это не политика, а вопрос морали для меня. ... Я вижу одно – народу нужна вера, наш народ привык этим жить. Два последних года главная цель – посеять страх, то есть самую веру со знаком минус, которая уничтожает отношения человека с Богом.

До сих пор большинство лидеров протестантских церквей запуганы. Они молчат, боятся и ждут, что перевесит и к кому примкнуть. Это очень досадно, потому что Церковь – это совесть в каждом из нас, и она говорит, независимо от того, хотят ее слышать или нет. Любая власть хочет видеть управляемую, карманную Церковь, поэтому они сажают нас рядом с собой, чтобы прикормить и чтобы мы говорили то, что они хотят слышать. Но если человек ответственен перед Богом, то будет говорить не то, что хотят слышать, а лишь правду. А для этого нужно иметь мужество. В Библии много об этом говорится – говорить правду в лицо и отстаивать правду. Если мы как христиане не рискуем в своей вере, то нужно спросить – настоящая ли моя вера».

Преподаватели-богословы духовных учебных заведений Церкви евангельских христиан-баптистов выступили в поддержку митингующих на Майдане и призвали молиться за украинский народ. Об этом говорится в их открытом письме:

«Как часть своего народа баптисты уважают выбор людей и их свободу защищать этот выбор на мирных митингах. Евангельские христиане не могут оставаться «нейтральными», когда органы власти злоупотребляют данными им полномочиями – когда проливается кровь студентов, коррумпированные суды принимают антизаконные решения, а силовые органы защищают не народ, а власть»

Под открытым письмом свои подписи поставили: Николай Романюк, Михаил Черенков, Анатолий Прокопчук, Сергей Тимченко, Федор Райчинец, Александр Гейченко, Денис Гореньков, Тарас Дятлик, Денис Кондюк.

Впрочем, звучат и высказывания о том, что христиане поддерживающие Майдан «после учиненных нацистами побоищ у стадиона Динамо в Киеве, оказались соучастниками этого беспредела, убийств и избиений милиционеров. И говорить о каком-то духовном уровне майдана, возможности совмещения веры во Христа и майдана, уже нельзя. Сторонники майдана из числа христиан должны покаяться, пока еще есть такая возможность, чтобы не запятнать себя навеки грехом соучастия в таком беззаконии».

Люди и верующие и неверующие вышли на Майдан, чтобы сказать правду, чтобы отстоять правду. Последующие же события в Крыму были неожиданными для многих. Было понятно, что все происходящее там, было невозможно без поддержки, в том числе и военной со стороны России.

Большинство лидеров христианских церквей на Украине осудило действия России в Крыму.

«Обращение Украинских Церквей и религиозных организаций по поводу иностранной агрессии» подписали лидеры протестантских церквей: Михаил Паночко, старший епископ Церкви христиан веры евангельской Украины; Вячеслав Нестерук, председатель Всеукраинского Союза объединений евангельских христиан-баптистов; Виктор Алексеенко, президент Украинского Унионной Конференции Церкви адвентистов седьмого дня; Леонид Падун, старший епископ Украинской Христианской Евангельской. «Обращение Украинских Церквей» выдерженно в резких тонах и содержит обвинения в адрес руководства России:

«В это трудное время, когда военные подразделения Российской Федерации, нарушая международные и двусторонние соглашения, вошли на суверенную территорию Украины, а Совет Федерации по представлению Президента России дал согласие на применение российских войск в Украине – мы прежде всего призываем всех вас и всех людей доброй воли к солидарности с нами, к молитве об Украине и украинском народе.

Мы призываем власти России опомниться и остановить агрессию против Украины, немедленно вывести свои войска из украинской земли. Вся ответственность перед Богом и перед человечеством за непоправимые последствия дальнейшей эскалации насилия полностью ложится на руководителей России».

В этой связи, весьма любопытна реакция Адвентистов Седьмого Дня. Президент Украинской Унионной Конференции церкви АСД Виктор Алексеенко подписавший «Обращение Украинских Церквей», вскоре подписал новое заявление. Оно появилось на официальном сайте Евро Азиатского Дивизиона церкви АСД :

«Церковь не считает для себя приемлемым участие в политической борьбе, ибо не может позволить себе проникаться разъединяющим общество духом национализма, клановости и партийности… Мы призываем всех членов церкви, служителей воздержаться от участия в активных политических высказываниях и действиях, способных вызвать эскалацию напряжения…»

Интересно, как В. Алексеенко умудрился подписать заявление Церкви АСД о неучастии в политике и явно политическое заявление по поводу иностранной агрессии? Возможно, он подписывал один документ правой рукой а другой левой и получилось, что «левая твоя рука не знает что делает правая”. А может быть вышестоящие руководители церкви в Москве объяснили брату, что он ошибается и дали понять, что из руководителя Унионной Конференции он легко может превратиться в рядового пастора, где-нибудь в украинской глубинке?

Так или иначе официальная позиция адвентистов теперь понятна: В политике не участвуем! Не наше это дело!

Так, конечно, безопаснее. Но, можно быть «вне политики», когда события происходят далеко и тебя не очень затрагивают. А смена власти в твоем городе, в твоей стране и все последствия этого, непосредственно касаются тебя и твоей семьи! Как же адвентистам украины оставаться вне политики сейчас?

Реакция же российских протестантов на украинские события была предельно осторожной.

Начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников), член Общественной палаты РФ, епископ Сергей Ряховский прокомментировал  возникающее разделение между христианами России и Украины:

«Давайте объединяться в молитве за мир и согласие в Украине и России, давайте совместно совершать великое служение, к которому призваны: нести Любовь Христову отчаявшимся, нуждающимся и погибающим людям этого мира».

Почти такое же заявление сделал Эдуард Грабовенко Начальствующий епископ РЦ ХВЕ:

«С тревогой и болью мы наблюдаем за событиями на Украине, когда два братских народа, имеющих одну историю и одну судьбу, стоят на пороге вооруженного конфликта. Обращаемся к христианам России и Украины объединиться в молитве, чтобы мудрость от Бога и Его совет помогли в этой сложной ситуации, чтобы горе и страдания не пришли в семьи, чтобы не было допущено военных действий…»

Реакция баптистов выражена в заявлении руководителя ОВЦС РС ЕХБ В.К. Власенко:

«Дорогие братья и сёстры, подвиг прощения ради Христа больше, чем смерть на Майдане, больше, чем договор с Европой, больше, чем скидка на российский газ, больше миллиардов долларов, полученных от России или Европы, больше чем сорок пять гектаров украденного имения, больше, чем сорок миллиардов долларов, украденных у страны, больше возвращённых через реституцию активов, больше, чем мировая гегемония, больше чем все доллары и евро вместе взятые, — больше чем всё, что есть на земле! Наше дело, как христиан, — светить Любовью Христовой, Его прощением, особенно, когда по всем земным правилам это совершенно невозможно…».

По сути все заявление представляет собой проповедь о том, что христианам «необходимо посвятить жизнь самому главному — проповеди Евангелия и молитве о спасении заблудших людей» и не распыляться на различные политические события. Возможно, такая проповедь была бы актуальна в церкви сейчас, но насколько уместна она в качестве официального заявления о событиях на Украине?

Пожалуй, на общем фоне неожиданно выделяется своей резкостью заявление бывшего председателя Российского союза евангельских христиан-баптистов Юрия Сипко:

«России никогда не смыть позор за столь наглую ложь и агрессию против братского народа Украины. Нет никаких оправданий насилию. Нет никаких причин подавления  народа Украины с помощью вооруженных сил России».

Начальствующий епископ Всероссийского Содружества Евангельских Христиан (ВСЕХ) А.Т. Семченко заявлений касающихся событий на Украине не делал, возможно, это связано с тем, что он находится под домашним арестом в жесточайших ограничениях, включающих запрет на телефонные разговоры и переписку.

Такая реакция российских протестантов вполне предсказуема и ожидаема. С одной стороны, по понятным причинам, не хочется высказывать то, что противоречит официальной российской позиции , а с другой, в церквях России немало как явных сторонников политики президента России В.В.Путина, так и людей сочувствующих Майдану. И если бы церковь высказалась в поддержку той или иной стороны, она стала бы церковью для людей с определенными политическими взглядами и подала бы конкретный сигнал их оппонентам.

И конечно же, сейчас идет информационная война. На жителей России ежедневно обрушивается огромное количество тщательно подобранной информации, которая подтверждает российскую точку зрения, но нужно отдать должное и пропаганде украинских СМИ. Они работают мастерски. Те, кто читает новости из России и Украины паралельно, говорят о том, что информационную войну Россия даже несколько проигрывает. Сейчас, для того, чтобы «завести» украинский народ и поднять на партизанскую войну против России, возможно, недостает только крови, трупов и настоящих или выдуманных случаев вопиющей несправедливости.

Стоит прислушаться к позиции России, которая была изложена в Обращении В.В.Путина Федеральному собранию. Президент расставил акценты и показал российскую позицию по вопросу Крыма. Сделано это было предельно окровенно:

Видна логика и последовательность действий российского государства в сложившейся непростой обстановке. Оставить Крым сейчас было бы предательством по отношению к русским людям, составаляющим большинство населения Крыма. Россия не планировала подобный сценарий развития событий, но в сложившийся ситуации вынуждена была действовать. Позиция России вызывает одобрение и поддержку большинства населения страны.  

В этой ситуации, высказывания российских лидеров церкви, конечно же, должны быть очень осторожными, а их позиция должна быть предельно взвешенной, но она, все же, должна быть. И плохо, если заявления лидеров протестантских церквей – лишь формальные отписки и отговорки, «в которых нет ничего для серьезного анализа».

Ситуация на Украине не стабильна и от того, как будут развиваться события зависит очень многое и в том числе и мирная жизнь россиян. Наши молитвы сейчас это действительно жизненная необходимость. То, что происходит на Украине, я убежден, должно побудить всех христиан и в России и на Украине молиться о мире и единстве.

Иван Владимиров

Темы этой статьи
 
Как стать христианином – Христиане.ру