Откровение, явленное нам в Иисусе Христе, нужно не только принять верой, но и понять разумом. Чтобы в свете этого Откровения переосмыслить быстро меняющийся мир, который нас окружает, частью которого являемся и мы сами. Сегодня в наличии проблемы и вызовы, с которыми церковь никогда не сталкивалась. Это и новые технологии – генная инженерия, биотехнологии, клонирование человека…. Это и изменившаяся жизнь человека – мегаполисы, социальные сети…. Это - новые идеи и представления о человеке. Если церковь не может дать внятного ответа на острые вопросы современности, то она остается на обочине жизни, и неверующее сообщество воспринимает ее представителей не как глашатаев духовных истин, а как возвещателей суеверий. Жизнь Тела Христова всегда, как свою неотъемлемую часть, включала и напряженный интеллектуальный труд. Не случайно апостол Павел говорит, что наше преображение в образ Христа происходит через обновление ума и познание Божьей воли (Рим.12:1-2). Вот уже больше трех лет в Москве действует богословский семинар, который объединяет вокруг теологических проблем и вопросов христиан из самых разных церквей и деноминаций. Многие из участников имеют специальное богословское образование. Обычно семинар начинается с доклада, в котором очерчивается проблема, предлагаемая к обсуждению. Постепенно доклад переходит в свободную дискуссию, во время которой каждый из присутствующих может высказать свое мнение. Довольно часто случается так, что первоначальные тезисы докладчика оказываются опровергнутыми или значительно скорректированы: ведь семинар задуман как пространство для поиска ответов на сложные вопросы, а не трансляции заранее известных положений. На семинаре поднимаются самые разные актуальные проблемы, связанные с теми богословскими вызовами, которые возникли перед христианским мировоззрением в связи с развитием науки и процессами, происходящими в мире.
2012 год участники семинара в основном решили посвятить теме: "Основные богословские вызовы современности и будущего". В этой связи будут рассматриваться например, следующие вопросы:
В феврале на заседаниях богословского семинара слушали доклады Сергея Градировского «О догматах»
Что догматизируется? И, соответственно, что не требует догматизации?
Как мы знаем, что догматизация свершилась? Что можно сказать о верификаторе данной процедуры? Каковы функции догмата? Эти непростые вопросы обсуждали участники семинара. Не на все вопросы они смогли дать четкие ответы. Например, вопрос о том, что догматизируется -
это пока самый сложный вопрос,ведь нельзя ответить: догматизируется то, что позволяет сохранить единство Церкви; порой нужен меч, чтобы отсечь безнадежно больное. Нельзя так же сказать: что то, что утверждает путь к спасению; слишком расплывчатый ответ, под который, при желании, можно подвести многое.
Функции догмата участники семинара опредилили как:
Очередная встреча в рамках богословского семинара состоялась 5 марта. Был особый гость - Михаил Черенков, доктор философских наук из Киева. Тема - "Новые церковные формы"
Церковь переживает очевидный кризис. Несмотря на религиозные свободы, храмы пустеют, а центры христианской активности смещаются в сторону от них. Как понимать эти смещения, и чем может ответить церковь, чтобы вновь стать центром, где пересекаются культурные, научные, светские и религиозные течения жизни?
Люди маловерующие и неверующие отворачиваются от церкви, и даже верующие люди не могут далее жить внутри ветшающих, но при этом все более политизируемых и коммерциализируемых церковных институтов.
Что такое церковь и где ее границы? Справедливо ли авторитетное мнение, что «кому церковь не мать, тому Бог не Отец»? Как быть с теми, кто верует, но не принадлежит? Как должна измениться структура церковной жизни в нетрадиционном обществе? Можно ли мыслить церковность за пределами церкви? Пространство общения христиан, разные формы их общности, не содержат ли в себе тело и дух церковности? Как совместить автономию личности, желание индивидуальной свободы и стремление «быть частью» в современных форматах церковности? Эти вопросы обсуждались на семинаре.
Выводы были необнозначны. Звучала мысль о том, духовность вне религии, религиозность вне церкви, вера вне института – эти странные возможности стали востребованными на фоне заката иерархической, системной церковности.
На взгляд автора доклада, в последние дни христианской истории, как и в дни первые, церковь будет не столько местом и обществом прихожан, сколько общиной, общностью учеников. Снова станет видимым ее обычно невидимый, надконфессиональный, собирательный характер. Церковь будет не разделять, а объединять. Можно будет принадлежать разным конфессиям, но обретать чувство церкви, общины, Христового круга в общении с «просто христианами».
Сдвиг в понимании церкви и церковности можно выразить и так: раньше Христа представляли внутри церкви, сейчас церковь представляют вокруг Христа. Произошло «освобождение» Христа от церкви, высвобождение Его Личности из иконических и идолических образов традиции.
Если церковь не избавится от самососредоточенности, увлеченности собой, внутренней борьбы за власть и блага, то возникнут новые центры церковной активности, новые формы церковной жизни. Об этом говорили участники семинара.
Семинар проходит по понедельникам, раз в две недели, с 19.30 до 22.00 в помещении Ассоциации христианских миссий (м. Чертановская, ул. Чертановская, 1В, корп. 1). Узнать точную дату очередной встречи и получить больше информации о семинаре вы можете у одного из организаторов богословского семинара Михаила Дубровского: тел. +7(909)153-4248 e-mail: problematizator@gmail.com
|
|
|
|
|