Беседовал: Александр Солдатов
Правда ли, что Вас вывели из состава Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ? И кто принял это решение?
- Да, правда. Трудно сказать, кто принял решение. Кто-то из ответственных сотрудников управления президента РФ по внутренней политике - мне позвонил ответственный сотрудник и сказал, что вывели меня и начальника управления по внутренней политике, уволенного ранее.
Одно удовольствие, что меня уволили вместе с начальником управления по внутренней политике.
- Как его фамилия?
- Знаменитый член «Единой России» Володин. Вместе с уважаемым человеком меня вывели. Вместо меня ввели лютеранского епископа Дитриха Бауэра.
- А сколько лет Вы входили в этот совет?
- По-моему, с 2007 года.
- Что Вам удалось сделать за время работы там?
- Трудно сказать, что удалось. Особого огорчения в связи с завершением моего там присутствия я не испытал. Приближенность к власти как-то тебя связывает в твоих действиях. Сейчас руки более развязаны. Ты говоришь, не думая, что обидишь кого-то.
Что заменили на Дитриха - вообще непонятно. У него очень небольшое количество церквей.
- Но в чем все-таки была Ваша функция в совете? Вы же не просто заседали...
- Решать какие-то вопросы на самом заседании не удавалось. Оно, как правило, было согласовано заранее и шло по накатанной дорожке. А вот возможность бывать на приемах... Примерно шесть раз в год всех членов Совета приглашали на приемы кремлевские и там можно было поговорить со всеми, включая президента.
Когда священнослужители в торжественных одеждах — чалмах и сутанах — выстраивались, и мы трое протестантов в штатском к ним пристраивались, была возможность подойти и поприветствовать главу того или иного ведомства, или президента, или премьер-министра и сказать что-то важное, что удается сказать за 10 секунд рукопожатия. Но тем не менее это было существенно. На приемах присутствовали все министры почти всегда или ответственные сотрудники различных ведомств. И поговорить с ними, убедить в чем-то или попросить о чем-то была возможность. Теперь такой возможности нет. Отлучили от общения с элитой нашего общества.
- Вы в этом усматриваете какое-то изменение государственной политики по отношению к протестантам?
- Нет, все равно же зачислен протестант вместо меня. Не отдали православным или старо-католикам, например.
- А изменение государственной политики по отношению к отдельно взятым евангельским христианам?
- Да, скорее всего крен православия, а вместе с ним и государственной политики поворачивается к лютеранству, что является не просто заигрыванием, а определенным знаком определенным зарубежным сообществам. Так можно подумать, но насколько глубоко это продумано, честное слово, не знаю.
- Что представляет собой сейчас Ваше содружество, которое Вы представляли в совете?
- Порядка 25 малых союзов от 3 до 150 церквей общим количеством около 700.
- Они как-то по вероисповеданию различаются?
- Они все одинаковые по вероисповеданию и объединены общим названием - евангельские христиане.
- Будете ли Вы теперь считать епископа Сергея Ряховского представителем не только пятидесятнического, но и более широкого протестантского сегмента в Совете при президента?
- Я буду его считать тем, кем и считал ранее. Он представляет интересы пятидесятников, у которых более 1 200 церквей. Они есть в перечне Минюста.
Сказать, что он будет защищать чьи-нибудь другие интересы… Если его просить, может быть, чего-нибудь и можно добиться. Но надо понимать, что и его возможности ограничены.
- Мы помним, как несколько лет назад Вы принимали участие в «Программе 200» — строили два храма Московского патриархата на территории Москвы. Каковы теперь Ваши отношения с РПЦ МП?
- Для меня этот проект прекратился, поскольку не были выполнены обещания определенных чиновников как условия участия в этих проектах. В любом случае, все сводилось к деньгам, которые ты либо мог заработать и потратить в виде прибыли, либо еще каким-либо образом.
- Вас обманули?
- Изменилась ситуация. Ушел Ресин, пришел Хуснуллин. И это внесло серьезные изменения в расстановку сил на строительном рынке. И я был вынужден уйти с московского рынка строительных услуг, тем более что в последнее время я был арестован, как Вы помните. И мне пришлось передать эти стройки другим строительным организациям.
- Вы упомянули об аресте. Надо, наверное, пояснить нашим читателям, что за уголовное дело было против Вас и существует ли оно сейчас?
- Два года назад, 11 июня, ко мне пришли с обыском на дачу, где я жил — это был знаменитый медиавброс. Я был арестован, сидел три дня в изоляторе московском, а потом был помещен под домашний арест, под которым находился почти год.
- Нужно пояснить, что Вас обвиняли в мошенничестве в особо крупных размерах.
- Да, по делу о Малом театре меня обвиняли в «невыполнении работ» или в «незаконно полученной прибыли» в объеме 7 млн. Потом подняли эту сумму до 90 млн., а потом прекратили «в связи с окончанием срока давности», что произошло по требованию городской прокуратуры. После того, как срок давности кончился, меня были вынуждены освободить.
А по Большому театру дело осталось и продолжается. Там по жалобе одного из моих подрядчиков насчитали ущерб порядка 89 млн. рублей. Но прокуратура его тоже обжаловала. Обвинение даже не смогло арифметически правильно посчитать ущерб — ошиблись там почти на 5 млн. Такая экспертиза смешная и непонятная. И прокуратура сказала, что если есть претензии к экспертизе, то почему бы не провести еще одну экспертизу.
Потом закончился срок и по Большому театру. И прокуратура дала предписание следствию прекратить уголовное дело, но следствие пока с этим не согласно.
- Вас, очевидно, не напугали эти преследования? Вы опять вернулись в бизнес.
- Я бы не сказал, что я вернулся к бизнесу. Я доделываю определенные объекты. Строительный бизнес — это длительный процесс. Остались недоделанные объекты, которые я должен завершить или передать кому-то другому. Основная часть времени у меня уходит на епископское служение. Но какую-то часть времени на доделки в области строительства я трачу. Довершение всех этих дел займет сколько-то лет, но, в общем, я решил сосредоточиться исключительно на епископском служении.
- А чем закончилось дело с Химкинским лесом, которое было самым громким из связанных с Вами?
- Его срубили все-таки — еще я успел срубить. Потом сделали дорогу, открыли в прошлом декабре, насколько я понимаю. Благодаря пуску этой автомобильной трассы разгрузилась основная магистраль — Ленинградская, по которой сейчас стало возможным проехать, а не стоять долго-долго. Обе эти трассы активно работают, и я думаю, что экологическая обстановка в Химках заметно изменилась в лучшую сторону.
Что касается моей противницы Чириковой, то, не знаю по каким причинам, может быть, от досады, что моя работа все-таки увенчалась успехом, она переехала на жительство в Эстонию. С ней встретиться, к сожалению, не удалось, хотя я пытался с ней встретиться, пообщаться и постараться улучшить наши взаимоотношения. Не знаю, бывает ли она в Москве вообще.
- Есть ли в Вашей Церкви и лично у Вас какое-то, скажем так, пророческое видение происходящего в Украине? Поддерживаете ли вооруженную аннексию Крыма? Считаете ли Вы оправданным участие российских вооружений в событиях, которые происходят на востоке Украины?
- Это сложный вопрос, требующий осмысления, но я бы сформулировал так: в соответствии со Священным Писанием и учением Иисуса Христа, мы являемся гражданами Небесного Царства и наше жительство на небесах, поэтому войны царств — читай: государств — этого мира не могут быть нашими. Мы призываем христиан не вносить вопросы войны и мира в церковное сообщество.
Мы также признаем право христиан как граждан своей страны проявлять гражданские чувства, патриотизм и принимать активное участие в общественной жизни своего государства, однако, по нашему мнению, это не должно вноситься в церковную среду.
- Есть заповедь блаженств «блаженны миротворцы», а Вы говорите, что вопросы войны и мира должны быть безразличны христианам...
- Между государствами — это точно без нашего участия. В Библии есть хорошее место: «Ибо восстанет народ на народ и царство на царство» и будут другие события, включая землетрясения — это признаки последнего времени.
Кажется, некоторое время тому назад никому бы в страшном сне не приснилось, что мы будем переживать такие отношения с братским народом Украины, а это же случилось. И показать на кого-то пальцем и сказать, что вот он виноват – это уж слишком натянуто. Поэтому, не называя виновных с той и другой стороны, мы говорим: «Конфликт царств — точно не наша область».
- То есть это надо рассматривать в эсхатологической перспективе?
- Исключительно, потому что ни светские люди, ни христиане не могут пояснить природу возникновения этих конфликтов. Кажется, что точно не было никаких предпосылок, однако случается. Поэтому, я думаю, что Бог творит историю по Своему мнению — правильно. А нам надо, оказавшись в той или иной ситуации, вести себя тоже правильно, но и - самое главное - не переносить эти войны и конфликты внутрь церквей, что подчас везде происходит.
- Кстати, у Вас из-за всего этого не испортились отношения с братьями в Украине?
- Конечно, испортились. Мы поначалу пытались как-то говорить, но потом я понял, что «молчание - золото» в этой ситуации и оказание помощи. Мы ездим и туда, и туда, и возим свою посильную помощь и пытаемся примирить. Вот это и есть исполнение заповеди «блаженны миротворцы».
Можно разжигать этот конфликт, вносить его в церковную среду, делать разделения в церквях по тем или иным точкам зрения, но лучше этим не заниматься. Это мое убеждение.
- Вы недавно создали Фонд защиты гонимых христиан. Поясните, пожалуйста, каких именно христиан этот Фонд защищает? И есть ли уже реальные успехи?
- Мы защищаем всех христиан. Но он в стадии становления. Мы его развернули пока что в полном объеме в Интернете на русском языке. Сейчас мы переводим все эти материалы на английский язык. И делаем все факты преследования кого бы то ни было, включая и православных в том числе, достоянием гласности. Сегодня это главное оружие — люди должны узнать. А вот уже что делать дальше — это очень разнообразно. Мы используем все методы, чтобы помочь нашим нуждающимся и находящимся в заключении, особенно это касается сидельцев. К сожалению, подробно говорить об этом мы не можем.
- Насколько я знаю, Вы не всех, называющих себя христианами, признаете за христиан. Например, в России большим преследованиям подвергаются Свидетели Иеговы, которые сами себя называют христианами. Вы не готовы их защищать?
- Мы готовы защищать всех нуждающихся, потому что это основа христианства — помогать всем, правда, сказано «наипаче своим по вере». Поэтому мы должны защищать, по возможности, свободу вероисповедания и Свидетелей Иеговы тоже, потому что не бывает свободы для одних и преследований для других. Свобода или есть для всех, или ее нет вовсе. Избирательной свободы не существует.
Поэтому говорить о том, что мы за то, чтобы гнали Свидетелей Иеговы, потому что они нам не нравятся по тем или иным признакам, неправильно — свобода для всех.
- И это девиз Вашего Фонда?
- Это девиз Фонда, да, в том числе. Но, конечно, мы публикуем наипаче о своих по вере. Ничего не скажешь, все равно кто-то ближе, кто-то дальше.
- Мы с Вами начали с того, что Вы почувствовали себя более свободным человеком, освобожденным от ряда обязательств, после того как вышли из Совета при президенте. Может быть, Вы теперь задумаетесь о возвращении в христианскую политику? Когда-то, в начале 90-х, Ваше имя тесно ассоциировалось с христианским демократическим движением.
- Я не увидел Божьего благословения в своей политической активности, и я согласен с тем, что мне говорили многие раньше - «Царство Мое не от мира сего». Все-таки политическая деятельность — это установление справедливого царства на земле. Априори этого не существует.
Мне неприятно это говорить, но приходится соглашаться со словами искусителя, сказанными Иисусу Христу: «Все царства мира принадлежат мне. И я тебе их дам, если мне поклонишься». И точно мне не хочется кланяться искусителю, который и является господином этого царства, как бы это ни неприятно было слышать нынешним властителям. Все власти точно от Бога, но точно все царства мира принадлежат лукавому. И он не сильно врал, когда говорил об этом.
- То есть, Вы считаете, что Бог передал эти царства в руки лукавого, раз они изначально принадлежат Богу?
- Точнее я бы сказал, что позволил контролировать определенную часть вопросов. Очень значительную, кстати. Если мы читаем Книгу Иова, то там между всеми Сынами Божиими пришел сатана, который обратил внимание на Иова и начал уговаривать Бога позволить ему отобрать у него все имущество, а затем и здоровье. Так что нельзя же отрицать очевидное — то, что написано в Библии как пример, существующий для нас.
Но в то же время надо и помнить молитву Иисусову, в которой есть знаменитые слова: «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Когда мы подвергаемся искушению, например, той же властью, то мы становимся очень близко к искусителю. Я бы предупредил всех желающих быть к нему поближе, во власти находясь, обратить на это внимание.
- Вы не верите в искренность тех политиков, которые пытаются использовать христианство для своей поддержки?
- Я верю, что они стараются это сделать искренне. Но я также верю, что у них ничего не получится.
Источник: "Портал-Credo.Ru"
|
|
|
|
|