Главная>Новости>Церковь>Владимир Вигилянский: "Живой Журнал — поле для проповеди Благой Вести"

Владимир Вигилянский: "Живой Журнал — поле для проповеди Благой Вести"

Владимир Вигилянский: "Живой Журнал — поле для проповеди Благой Вести"
Православный священник рассказал о своем служении в блогосфере
22.07.2009
Руководитель пресс-службы Московской Патриархии, священник Владимир Вигилянский ответил на вопросы корреспондента портала «Богослов.Ru» иеромонаха Адриана (Пашина) об участии священнослужителей в Живом Журнале.
- Вы несколько раз высказывались по поводу участия православных священнослужителей в «блогосфере» и даже называли цифру — чуть ли не 500 представителей духовенства, имеющих свой Живой Журнал. Откуда Вы взяли эту цифру?
- Эти расчеты, конечно, приблизительны. В моем ЖЖ-досье адреса около 200 русскоязычных блогов священнослужителей; при этом я наверняка пропустил и не учел предположительно полсотни иных блогов. Итого — 250. Эту цифру я механически удваиваю, поскольку думаю, и небезосновательно, что интернет-журналы ведут православные архиереи, священники, диаконы и монахи и на других языках: украинском, белорусском, английском, греческом, грузинском и так далее.
- Это много или мало?
- Не просто мало, а очень мало. В Русской Православной Церкви более 30 тысяч священнослужителей, не считая монашествующих. Таким образом, у нас менее 1% духовенства имеет свой личный журнал в Интернете. А если учесть, что каждый из них призван быть миссионером, а читателей «блогосферы» в РФ более 2 миллионов, то эта аудитория остается совершенно без окормления. Безусловно, участие священников в православном ЖЖ — дело новое, которое проходит сейчас период становления и формирования и к тому же имеет характер стихии. Миссионерская роль священников в «блогосфере» еще не осознана.
- Как это рассуждение сочетается с вашими критическими высказываниями об участии священнослужителей в ЖЖ-дискуссиях?
- Я не отказываюсь от своих слов, произнесенных на круглом столе, посвященном проблеме конфликтов в Церкви: «Вообще пустословие, стеб, зубоскальство — одна из отличительных черт стиля "блогосферы". Вместо того, чтобы давать образцы культурной благожелательной полемики, священнослужители перенимают у своих собеседников загрязненный сленгом язык ЖЖ. Хорошим тоном здесь является охаивать правящих архиереев, высмеивать церковных чиновников, иронизировать по поводу церковных мероприятий. Как любое другое средство коммуникации, Интернет нейтрален, и только от нас — авторов и пользователей — зависит, станет ли он языком миссии, свидетельством истины, христианской свободы и любви или превратится в мусорную свалку мелких самолюбий, словоблудия и зложелательства» («Церковный вестник», № 15-16, август, 2008). Как видите, здесь речь идет о качестве некоторых ЖЖ-дневников и странной безответственной позиции юзеров-священнослужителей.
- Неужели все так плохо?
- Совсем нет. Сейчас наблюдается очень перспективная тенденция - организации communities (сообществ) по интересам в среде православных авторов ЖЖ-дневников. Отсутствие бумажных и электронных периодических церковных изданий, связанных с вопросами изучения Священного Писания, истории Церкви, аскетики, патристики, с проблемами церковной педагогики, церковного устава, церковного пения и иконописания, церковного воспитания детей, церковной журналистики и т.д., дало толчок созданию интернет-содружеств юзеров. Например, созданное 4 года назад сообщество православных журналистов (ortho_periodics), объединяющее 234 участника, имеет (на 20 июня 2009 г.) 1352 записей в журнале и 7476 комментариев, а сообщество, интересующееся вопросами церковного устава (ustav), созданное 3 года назад, объединяет 776 участников и содержит 1798 записей и 33652 комментария. Таких православных журналов в «блогосфере» насчитывается более 50, священнослужители в них занимают заметное место. «Профильная» информация, публикуемая в сообществах юзеров, в отличие от иных СМИ не только оперативна и интерактивна, но и более адресна. Кроме того, здесь информация подразумевает ответную реакцию заинтересованных лиц - участников сообщества - и в результате живой полемики обрастает множеством нюансов, обогащается дополнениями и оценками специалистов.
- А разве личные журналы священнослужителей лишены этих качеств? У каждого из них есть многочисленные «друзья», которые также дополняют авторские постинги дополнениями и оценками.
- Действительно, множество личных блогов функционирует по такому же принципу. Однако интересы автора здесь более разнообразны и разнонаправлены. И кроме того, по шкале «субъект — объект» информация тяготеет к субъекту, тогда как в communities (сообществах) она направлена на объект. Психологическая подоплека создания личных журналов весьма различна. Посмотрите, сколь значительна доля тех блогов, чьи авторы-священнослужители живут за границей отечества, находятся в длительных командировках, оторваны от единомышленников, от родственных социальных и профессиональных групп. Совершенно естественно их желание рассказать о себе, о своем жизненном опыте, поделиться сокровенным, обозначить свои интересы, найти друзей. Но многие ли из них задумываются, что их дневники читают люди, далекие от Церкви, люди, которые не имеют собственного церковного опыта, и которые судят о Православии по таким дневникам? У некоторых авторов «живых журналов» совершенно утрачено чувство корпоративной солидарности, они ничтоже сумняшеся могут всенародно обсуждать и осуждать действия своих собратьев, сплетничать, делать рискованные обобщения, связанные с негативными сторонами церковной жизни. Чувствуя в этом смысле свою уязвимость, они зашифровывают свои священнические имена, придумывают псевдонимы («ники»), скрывают под «замок» некоторые свои записи, которые могут прочитать только зарегистрированные друзья (френды), используют эзопов язык, иносказания.
- Все эти псевдонимы, «замки», иносказания не свидетельствуют ли о существовании церковной цензуры в Интернете и боязни клириков дисциплинарных прещений за свободомыслие? Такие примеры у всех на слуху — в Белоруссии, в Украине...
- И хотя в каждом из упомянутых Вами случаев своя история, их объединяет одно — авторы с их записями послужили соблазном для других. Вместо любви и мира они сеяли порой вражду и ненависть. Livejournal все больше и больше становится публичным пространством и перестает быть личным делом их авторов. Налицо явное противоречие слов, которые эти авторы произносят во время богослужения, и записей в публичных дневниках. Впрочем, вопрос о прещениях находится в руках у архиерея, который, по Уставу РПЦ, «наблюдает за деятельностью епархиального клира» и не только «заботится о хранении веры, христианской нравственности и благочестия... о совершенствовании духовного и нравственного состояния духовенства», но и «имеет право отеческого воздействия и взыскания по отношению к клирикам, включая наказания выговором, отстранением от занимаемой должности и временным запрещением в священнослужении». Слава Богу, что большинство юзеров-священнослужителей ответственно относятся к своему участию в Живом Журнале и к каждому написанному постингу, не позволяют себе празднословить и перемывать косточки участникам публичной полемики.
- На упомянутом Вами круглом столе Вы упрекнули священнослужителей, которые «позволяют себе участвовать в интернет-болтовне вместе с откровенными врагами Церкви, не давая должной оценки злоречивым высказываниям собеседников, потворствуя тем самым и насмешкам в отношении священников и иерархов, и даже откровенной клевете». Что имеется в виду?
- К некоторым православным юзерам я бы применил известную поговорку: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Каждый блог имеет «личную информацию», в которой публикуется список «друзей» (френдов). Я не раз с большой грустью отмечал, что среди «друзей» наших интернет-пастырей есть чрезвычайно активные в блогосфере известные хулители Церкви. И хотя многие авторы дневников предупреждают, что в своих журналах не допустят провокаций, хамства, наглости, брани, бездоказательных обвинений, что подобные записи будут стираться, тем не менее, грубость и пошлость слишком часто мелькают в интернет-дискуссиях.
Я верю в то, что пройдет несколько лет, и в пространство православного Livejournal вольется новое поколение священнослужителей и прихожан Церкви, которое всецело будет использовать это поле для проповеди Благой Вести.

Источник: invictory.org

Темы этой статьи
 
Похожие статьи
Христианские церкви Европы прирастают за счет иммигрантов
C 17 по 21 октября в Германиипроходит Генеральная Ассамблея Европейского Евангельского Альянса. Генеральный секретарь Альянса Нейк Трэмпер принял служение руководителя организации более года назад. Он также несет служение...
Работа. В чем смысл?
Почему иногда неверующие люди, в том числе и бизнесмены, бывают успешнее верующих?– Неверующие порой успешнее верующих только по одной причине: из-за невежества верующих в отношении своей работы.У неверующего человека...
Слово, вера, благодать
– Легко ли вести русский приход в Латвии в условиях «национально-политических противоречий», о которых Вы говорили в одном из своих интервью? – Благодарение Господу, такие противоречия не очень-то...
Алексей Смирнов: «Лето – это период затишья, но не остановки…»
Вот и подошло к концу лето 2011 года… Совсем скоро жизнь вновь ускорит свой темп, возобновятся проекты и служения, приостановленные на период отпусков, и жизнь вступит в свой привычный рабочий ритм. Но...
Нелогично в миру, благословенно в Боге
Миссионерская семья Вячеслава и Валерии Гринь. Миссионеры общества «Свет на Востоке», сотрудники РС ЕХБ.Интервью: Юлии ВдовинойВячеслав, вы 13 лет служили на Чукотке. Как вы попали в Певек?В 1997 году мы с...
Как стать христианином – Христиане.ру