Главная>Новости>Церковь>Анатолий Пчелинцев: "Не знаешь, что делать, поступай по закону"

Анатолий Пчелинцев: "Не знаешь, что делать, поступай по закону"

Анатолий Пчелинцев: "Не знаешь, что делать,  поступай по закону"
Интервью с сопредседателем Славянского правового центра, адвокатом Анатолием Пчелинцевым
03.03.2010

О роли религии в общественно-политической жизни страны с корреспондентом «Открытой» беседует известный правозащитник, старший партнер адвокатского бюро «Славянский правовой центр», почетный адвокат России Анатолий ПЧЕЛИНЦЕВ. Он успешно защищал права граждан в различных регионах страны, а также в Верховном и Конституционном судах РФ, в Европейском суде по правам человека.

Кроме того, Анатолий Васильевич - автор нескольких книг и более ста публикаций, посвященных актуальным проблемам прав человека, выступал с лекциями в университетах США, Франции, Испании, Финляндии. Является профессором Российского государственного гуманитарного университета, главным редактором журнала «Религия и право», членом Экспертного совета Комитета Государственной думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций.
Пятилетние «сектанты»
- Анатолий Васильевич, на сайте Славянского правового центра в декабре прошлого года появилась информация о нарушении прав верующих в одном из частных детских садов Ставрополя. Местные СМИ этот вопрос не освещали...
- Между тем информация заслуживает общественного внимания. Руководитель частного детского сада «Академия алфавита» в Ставрополе Юрий Ф. и его супруга, методист этого учреждения, запретили родителям, исповедующим протестанство, и их детям говорить о вере, произносить слова «Бог», «вера», «крест» и другие.
Запретили и запретили, ничего предосудительного я в этом не вижу: мы живем в светском государстве, и давать приоритет какой-то одной религии не совсем правильно. Но дело дошло до конфликта. После того, как директор в очередной раз провел беседу с детьми из верующих семей о том, что не надо афишировать свою веру, одна из родительниц попыталась выяснить, на каком основании с ее несовершеннолетним сыном беседуют по таким вопросам без ее разрешения. Разговор пошел на повышенных тонах.
На следующий день другие родители, члены протестантской церкви, также потребовали объяснений от директора. Последнему это не понравилось, его жена Светлана одела малышей и выставила их из «Академии алфавита», заявив родителям, чтобы детей больше не приводили. Налицо признак религиозной дискриминации.
- Детский сад частный, задолженностей по оплате у родителей не было?
- Все было оплачено. Возмущенные родители тут же вызвали инспектора по делам несовершеннолетних Октябрьского района и дежурного участкового инспектора, которые зафиксировали факт религиозной дискриминации. Во-первых, поступок директора непедагогичен - он нанес детям огромную психологическую травму. Во-вторых, это уголовно-наказуемое деяние, подпадающее под статью 136 Уголовного кодекса, - нарушение принципа равноправия граждан перед законом.
Однако должностные лица, узнав, что дети из семей «сектантов», стали требовать объяснений не у директора и его жены, а у родителей, и вину за происшедшее переложили на них.
Родители обратились в прокуратуру Ставропольского края и ЮФО, но им было отказано в возбуждении уголовного дела на основании проверки, проведенной отделом по делам несовершеннолетних Октябрьского ОВД.
Тогда мамы и папы пришли к нам, в Славянский правовой центр. Я, как главный редактор журнала «Религия и право», сделал запрос на имя прокурора города Ставрополя. Запрос переслали руководителю Ставропольского межрайонного следственного отдела. Оттуда ответа мы пока не получили, хотя прошло уже достаточно много времени. Но отмалчиваться официальные органы не имеют права.
- А сами родители могут обратиться в суд за защитой своих прав?
- Желания педалировать этот вопрос, привлекать кого-то к уголовной ответственности ни у кого нет. Просто поступать так нельзя. Особенно с детьми. Бог упоминается и в российском гимне, текст которого, кстати, висит в детском саду на стенде. Важно, чтобы была какая-то реакция правоохранительных органов, хотя бы в виде предостережения о недопустимости нарушения закона либо представления.
«Молочники» из зала царств
- Состоявшийся не так давно судебный процесс о «Свидетелях Иеговы» в Ростове привлек внимание многих. Действительно ли их деятельность настолько опасна?

- «Свидетели Иеговы» существуют в России с начала прошлого века. Только официально в нашей стране зарегистрировано более 400 общин. С ними боролись в советское время - высылали в Сибирь, Казахстан, но так и не сломили. Это мужественные люди, очень преданные своей вере. Они рассматривают действия властей, как испытания и божественное провидение, и готовы к гонениям. «Свидетели Иеговы» существуют сегодня более чем в 150 государствах, и нигде у них нет таких проблем, как в России, не считая Китая, Северной Кореи и некоторых стран Ближнего и Среднего Востока.
Мы провозгласили себя правовым социальным государством. Статья 28 Конституции гарантирует каждому свободу совести. Но в отношении религиозных меньшинств конституционные принципы нередко нарушаются. На мой взгляд, это недостаточно вписывается в стратегию развития нашего государства как светского и правового.
- В чем у нас обвиняют «Свидетелей Иеговы»?
- Претензии были к конкретным высказываниям из журналов «Свидетелей Иеговы», которые издаются во всем мире, переводятся на несколько десятков языков и в других государствах отторжения не вызывают.
Я не берусь анализировать подробно содержание печатной продукции верующих, но не могу согласиться с заключениями экспертов, утверждающих: если «Свидетели Иеговы» объявляют свою религию истинной, то это якобы разжигает религиозную вражду.
- Все конфессии считают свое вероучение истинным...
- Вот именно. Если верующие не считают свою религию истинной, то это уже не религия, а клуб по интересам. Православные считают, что их религия наследует апостольскую веру, и она самая истинная и самая благодатная. Мусульмане считают истинной свою религию, иудеи – свою и так далее.
Если же мерить одним аршином, то в любой религиозной организации есть то, что не вписывается в современное понимание цивилизованности и толерантности. Давайте тогда запретим Библию, в которой очень много резких высказываний и противоречий.
- Недавно два жителя Ставрополя обратились в суд с требованием признать Библию
экстремистской литературой.

- И в Коране, и в Библии немало спорных высказываний. Но на них надо смотреть сквозь призму исторических эпох, человеческой цивилизации. Кроме этого, необходимо толковать их с богословской точки зрения.
Я мог бы привести немало примеров из текстов различных Священных Писаний. Озвучу только одно всем знакомое высказывание: «Не мир я принес, а меч...» Как это понимать? Кто-то может сказать, что это разжигание ненависти. Но человек, духовно подготовленный, резонно возразит, что речь идет о духовном мече.
- Получается, что «Свидетелей Иеговы» обвинить не в чем?
- У государственных органов есть много претензий к этой организации. Ее члены, например, отказываются от переливания крови. Серьезное обвинение. Но это их право! По закону любое медицинское вмешательство должно осуществляться только с согласия пациента. Даже на простую операцию по удалению аппендикса у пациентов всегда берут письменное согласие.
Правда, если пациенты - дети, возникает проблема морально-этического характера. Маленький ребенок не в состоянии объективно оценивать ситуацию и предвидеть негативные последствия, которые могут произойти с его жизнью и здоровьем. За него по закону решение принимают родители или опекуны. Но если хирургическое вмешательство ребенку жизненно необходимо, то врачи прямиком обращаются в суд, который в течение часа принимает решение и обязывает медиков делать операцию или переливание крови. Такая практика в российской судебной системе уже есть. Так что это не правовая проблема.
- Многие усматривают нарушение своих прав в том, что «Свидетели» навязывают им свою веру: ходят по домам, раздают журналы...
- На мой взгляд, обвинять «Свидетелей Иеговы» в навязчивости по меньшей мере некорректно. Они вежливы, доброжелательны, в частную жизнь не вторгаются. Когда ко мне постучались бабушки с журналами, я попросил, чтобы они ко мне не приходили, и больше их не видел.
Есть нормы международного права, которые предоставляют религиозным организациям право распространять свою веру. В одном из решений Европейского суда организацию «Свидетели Иеговы» образно сравнивают с молочником. Когда утром в Западной Европе молочник звонит в дверь и предлагает свежее молоко, никто не подает на него в суд и не считает, что нарушены чьи-то права. Почему же подают иск в суд на однажды позвонивших в дверь «Свидетелей Иеговы»?!
- В Балашихе возле железнодорожной станции Салтыковка на месте сегодняшнего «зала царств» «Свидетелей Иеговы» в советские времена была пьяная забегаловка. В Ставрополе в Северо-Западном районе в «зал царств» переоборудована такая же пьяная кафешка. Благое дело, можно сказать, сделали. Но за верующих крепко взялись чиновники. Почему?
- Я думаю, потому что число этих верующих быстро растет, они очень активны. Ко мне часто обращаются за юридическими консультациями чиновники разного ранга. Бывает, что на них давят силовики или вышестоящее начальство, принуждая к незаконному решению. Человек в затруднении. С одной стороны, он должен выполнять требования начальника. С другой - понимает, что это не совсем законно. Тогда я советую: не знаешь, что делать, поступай по закону.
- Верховный суд ликвидировал организацию «Свидетелей Иеговы» только в Ростовской области?
- Закрыты организации в Москве и Таганроге, начались процессы в других регионах. Однако там «Свидетели Иеговы» продолжают существовать в качестве религиозных групп, что тоже разрешено законом.
Проигравшая сторона уже обжаловала постановление Московского городского суда в Европейском суде по правам человека, и в скором времени ожидается его решение. Я на сто процентов уверен, что оно будет в пользу верующих. Российская сторона должна была предвидеть это, когда принимала юридически необоснованное постановление о ликвидации религиозной организации. Чего мы добиваемся? Неужели кто-то всерьез полагает, что если «Свидетелей Иеговы» запретить, они сразу откажутся от своих убеждений и разбегутся? Конечно, нет! Верующие, как собирались в своих «залах царств», так и будут собираться. Только, будучи «ликвидированными», они уйдут в подполье. Запрещение и преследование могут вызвать дестабилизацию государственно-конфессиональных отношений. Для государства лучше, чтобы организация была прозрачной, но пока оно принимает решения, которые не знает, как реализовать.
Религиозная дедовщина
- Может быть, надо создать в России специальный орган, который занимался бы религиозной политикой?

- С точки зрения общественных интересов такой орган, безусловно, необходим. Потому что религия играет все большую роль в жизни общества, налицо рост религиозного сознания и религиозной активности граждан. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что терроризм и экстремизм часто бывают религиозно мотивированы. Все эти процессы надо исследовать, а в нашем государстве никто, кроме силовых ведомств, изучением религии всерьез не занимается. Но у силовиков свои задачи.
Если брать отдельные города, то комитеты по делам религий работают в Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровске, кое-где есть советники губернаторов, которые отвечают за вопросы религии, но нет единой централизованной системы. Между тем сегодня госкомитеты или министерства по делам религии существуют практически во всех государствах Европы. Из всех стран бывшего СНГ такого ведомства нет только в России и Грузии.
Я давно об этом говорю, а воз и ныне там. Еще 10 лет назад были готовы все документы по созданию государственного комитета, но Московская патриархия выступила против. Потому что сегодня патриарх может напрямую выходить на президента и премьер-министра. У него вертушка, прямой телефон. А так придется через госкомитет… У него большой черный лимузин, госохрана, и он не нуждается ни в каких госкомитетах. Он сам себе госкомитет.
- Анатолий Васильевич, как бывший военный прокурор, что вы скажете о соблюдении свободы совести в армии?
- Я очень критично отношусь к идее введения в армии института военных капелланов. Для этого у нас нет правовой базы, ни одного закона, только приказ министра обороны о военных священниках, который противоречит Конституции и Федеральному закону «О статусе военнослужащих».
Между тем армия не площадка для экспериментов. Здесь действуют принципы военного управления - жесткая централизация, единоначалие и безоговорочная дисциплина. Не подменит ли священник военного воспитателя или командира? Каковы будут его права, обязанности, ответственность? Все это должно быть прописано в законе.
Согласно архивным данным, в царской армии служило немало офицеров и генералов протестантского, армяно-григорианского и мусульманского вероисповеданий. У всех были свои армейские священники. А сегодня, кроме православных священников, в армию никого не пускают. Говорят: будет 10% верующих одной конфессии в части, тогда и поговорим. А вот в европейских армиях присутствуют капелланы разных вероисповеданий, даже если представителей отдельных конфессий всего несколько человек.
В свое время я побывал в составе официальной делегации Министерства обороны в военно-воздушной академии в США. Так там служат девять капелланов, в их числе протестанты, католики, иудей, мусульманин, даже православный! Меня это поразило, ведь США - преимущественно протестантское государство. Я спросил у капеллана, сколько православных военнослужащих обучается в многотысячной академии. Оказалось, девять(!) человек. Государство идет навстречу даже такому малому количеству военнослужащих.
Есть опасение, что появление в Российской армии священников только одной конфессии может привести к религиозной дедовщине. Образ внутреннего врага начнут искать в лице военнослужащих, которые не принадлежат к титульной религии.
- Ставропольский край вошел в число пилотных регионов, где с нового учебного года в школах начнут преподавать основы православной культуры.
- Речь идет о духовно-нравственном компоненте в образовании. Я только за. Дети должны знать религиозную культуру своей страны. Знать религию не только свою, но и своих соседей. Необходимо воспитывать толерантность, уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий. Здесь мы можем столкнуться с такими проблемами, как ксенофобия и нетерпимость. Не начнут ли в школах делить детей на своих и чужих? Опасные прецеденты в этом плане уже имеются.
- Как вы считаете, недавнее решение президента о создании Северо-Кавказского федерального округа повлияет на состояние религиозных институтов в регионе?
- Александр Хлопонин - эффективный менеджер, а проблемы Северного Кавказа носят прежде всего экономический характер. Люди сидят без работы, экономика в средневековом состоянии. Если у человека есть работа, перспективы, ему незачем бегать по лесам и стрелять в кого-то. Мне кажется, назначение Хлопонина - это очень правильный ход президента.


Беседовала
Елена СУСЛОВА
"Открытая", номер 7 (397) 24 февраля - 3 марта 2010 г.
Источник: Славянский правовой центр

Темы этой статьи
 
Похожие статьи
Христианские церкви Европы прирастают за счет иммигрантов
C 17 по 21 октября в Германиипроходит Генеральная Ассамблея Европейского Евангельского Альянса. Генеральный секретарь Альянса Нейк Трэмпер принял служение руководителя организации более года назад. Он также несет служение...
Работа. В чем смысл?
Почему иногда неверующие люди, в том числе и бизнесмены, бывают успешнее верующих?– Неверующие порой успешнее верующих только по одной причине: из-за невежества верующих в отношении своей работы.У неверующего человека...
Слово, вера, благодать
– Легко ли вести русский приход в Латвии в условиях «национально-политических противоречий», о которых Вы говорили в одном из своих интервью? – Благодарение Господу, такие противоречия не очень-то...
Алексей Смирнов: «Лето – это период затишья, но не остановки…»
Вот и подошло к концу лето 2011 года… Совсем скоро жизнь вновь ускорит свой темп, возобновятся проекты и служения, приостановленные на период отпусков, и жизнь вступит в свой привычный рабочий ритм. Но...
Нелогично в миру, благословенно в Боге
Миссионерская семья Вячеслава и Валерии Гринь. Миссионеры общества «Свет на Востоке», сотрудники РС ЕХБ.Интервью: Юлии ВдовинойВячеслав, вы 13 лет служили на Чукотке. Как вы попали в Певек?В 1997 году мы с...
Как стать христианином – Христиане.ру