Ровно 70 лет назад, 28 августа 1941 года, был обнародован Указ Президиума Верховного Совета СССР о депортации, бесстрастным канцелярским языком именуемый «Указом о переселении немцев, проживающих в районах Поволжья», согласно которому все немцы СССР, а их, по переписи 1939 года, насчитывалось 1 мил. 427 тыс. человек, подлежали насильственному выселению в Сибирь и на Крайний Север.
Мужчины, в возрасте от 15 и до 55 лет, и женщины, с 16 и до 45 лет, отправлялись на работы в концентрационные лагеря НКВД, а старики и дети в местные сибирские колхозы, леспромхозы, по деревням.
К 1942 году власти успели депортировать свыше 805 тыс. человек. Из них около 228 тыс. немцев умерло: либо при осуществлении депортации, от болезней и голода, либо уже позднее в лагерях, от рабского изматывающего труда.
И по окончанием войны значительная часть репрессированного народа всё еще продолжала содержаться в лагерях, вплоть до 1953 года, когда вместо извинений за совершенное, власти еще на 10 лет ограничили свободу российским немцам, обязав их находится в подчинении спец.коммендатур в местах их высылки – на спец.поселение.
И только 3 ноября 1972 года принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР «О снятии ограничений в выборе места жительства, предусмотренного в прошлом для отдельных категорий граждан».
Так через 31 год (!) после депортации российские немцы получают юридическое право вернуться в места довоенного проживания, на Волгу, на Украину.
Но и то, с условием, не претендовать на возвращение своих родных домов, и без восстановления Автономной Советской Социалистической Республики Немцев Поволжья (Autonome Sozialistische Sowjetrepublik der Wolgadeutschen) , существовавшей в составе РСФСР с 19 октября 1918 года до 28 августа 1941 года.
В условиях депортации, режима спецпоселений и позднее, 60–70-х годах XX века, не имея своей национальной автономии, российские немцы пытались наладить свою религиозную жизнь, искали поддержки и утешения в Боге. Так возродились братские пиетические лютеранские общины, существовавшие еще, 200 лет назад, с момента переселения немцев в Россию при Екатерине Великой.
Демократический дух этих общин, их братская сплоченность, стойкость в вере, помогли им выжить и в советское время, не смотря на все гонения, которые предпринимались властями. Только на территории Алтайского края, где проживало более 100 тыс. российских немцев, в послевоенное время таких общин насчитывалось около 30.
Существовала подобная братская пиетическая лютеранская община и в Барнауле. Здесь люди могли не только молиться Богу, но и петь христианские песни и слушать проповеди, как на русском, так и на немецком языке.
В такой общине Евангелическо – Лютеранской Церкви России Аугсбургского Исповедания и прошло траурное служение 28 августа 2011 года. Проводил его первый заместитель епископа, пастор для общин г.Барнаула и села Новотырышкино Алтайского края, Александр Франц.
В своей проповеди он напомнил собравшимся, что «помнить о депортации нужно для того чтобы во-первых, сохранялась историческая память, без которой никакой народ существовать и называться народом не сможет, а во-вторых, чтобы не допустить повторения подобного в будущем, а для этого надо не только простить всё зло совершенное против тебя, но и самому просить прощения у Бога!»
Слова пастора тронули прихожан, также как и объявление о предстоящем визите 10–13 сентября в Барнаул, Белокуриху и село Новотырышкино Смоленского района епископа Евангелическо – Лютеранской Церкви России Аугсбургского Исповедания Константина (Андреева), который помимо торжественного богослужения в Барнауле, планирует участвовать в освящении здания церкви в Новотырышкино. Эта лютеранская церковь будет посвящена Деве Марии, ее строительство как раз завершается в эти дни на средства местных предпринимателей из г.Белокурихи, людей добрых и думающих о духовной составляющей жизни народа, а 12 сентября в 12 часов уже должно состояться первое богослужение в ее стенах, которое будет вести сам епископ Константин.