Делегация Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского Исповедания России (ЕЛЦ АИ) посетила город Нитру в Словакии, где прошла очередная сессия богословского диалога между российскими лютеранами и Старокатолической Церковью Европы.
Этот диалог длится уже больше года и призван углубить экуменическое сотрудничество между консервативными апостольскими церквями в Евразии.
Третья сессия была посвящена вопросам совместного понимания природы Таинств и прежде всего Евхаристии. Опираясь на опыт заключенных ранее соглашений между лютеранскими, англиканскими и старокатолическими церквями северной Европы и Германии, была выработана дорожная карта развития экуменического общения.
Стороны достигли согласия в фундаментальном вопросе понимания причастия, как приобщения истинных Тела и Крови Иисуса Христа и выражения внешнего единства общины. По вопросу о церковном служении стороны достигли согласия о необходимости сохранния либо восстановления служений епископа, диакона и пресвитера согласно апостольскому порядку и преемственности веры, сохраняемому и поддерживаемому Аугсбургским исповеданием. Исследовав другие канонические вопросы, стороны пришли к соглашению, что, несмотря на различия традиций и истории общин, они могут прийти к взаимному общению и продолжить диалог. Следующая сессия запланирована на весну 2015 года в Москве
Избранный епископ ЕЛЦ АИ Константин Андреев и архиепископ-митрополит Старокатолической церкви Августин Бачинский подписали соглашение о духовном общении между ЕЛЦАИ и Старокатолической Церковью в Словакии. Соглашение должно быть ратифицировано Синодами церквей.
Старокатоликами принято называть общины, отделившиеся от Римско-католической церкви в 1870 году, в результате непринятия решений Первого Ватиканского собора: догмата о безошибочности папы в вопросах веры и морали, а также догмата о Непорочном Зачатии Девы Марии. Эти общины получили каноническое рукоположение от епископа Утрехта, и объединились в Утрехтскую Унию. В результате последующей реформации, старокатолики вернулись к учению неразделенной церкви Семи Вселенских Соборов, отказались от обязательного целибата священнослужителей, гипетрофированного культа Марии и некоторых других искажений вероучения, против которых ранее протестовали Мартин Лютер и Филипп Меланхтон. В 20 веке старокатолики принимали участие в восстановлении апостольской преемственности некоторых лютеранских объединений в Германии и Австрии, а также в Польше и США.
В XX веке старокатолические церкви заключили соглашение о полном общении с Англиканским Содружеством и ведут активный богословский диалог с лютеранской Церковью Швеции. В 2001 году Старокатолическая Церковь в Словакии вышла из состава Утрехтской Унии в знак протеста против распостранения практики женского священства и благословения однополых союзов. В 2003 году церковь заключила соглашение о евхаристическом общении с Ортодоксальным Англиканским Сообществом (объединяющим церкви Бартонвильсского соглашения консервативных англиканских юрисдикций Северной Америки и Африки). В то же году она стала членом Международного Союза Национальных Католических Церквей, а Августин Бачинский был рукоположен в епископы иерархамии Бразильской Апостольской Католической Церкви, которая ведет свою преемственность от римско-католического епископа Дуарте Косты.
Старокатолическая Церковь в Словакии имеет статус одной из традиционных государственных церквей, и входит в состав Экуменического Совета Церквей Словакии. Согласно последним данным она насчитывает около 2000 прихожан. Архиепископ Августин Бачинский является митрополитом Провинции св. Мефодия, в состав которой входят старокатолические церкви и общины в Хорватии, Австрии, Чехии, Польше, Германии.
Центром митрополии является город Нитра, бывший местом епископской кафедры св. Мефодия, а затем св. Горазда, который после изгнания немецким епископами, продолжил свою деятельность в Болгарии и стал просветителем восточных славян. В духовной традиции св. Горазда большое место занимают идеи сохранения национальной культуры, соборности, активной евангелизации, проповеди Слова Божьего на родном языке.