Главная>Новости>Церковь>Шаблон для Жизни церкви>Священник не может оставаться равнодушным к своему народу

Священник не может оставаться равнодушным к своему народу

Священник не может оставаться равнодушным к своему народу

В 2003 году Консультативным советом глав протестантских Церквей России был разработан и принят уникальный по общественной значимости документ: «Социальная позиция протестантских церквей России».

Спустя, семь лет  экспертная оценка промежуточных итогов и намеченных перспектив развития религиозно-философского воззрения протестантской церкви.

Интервью с одним из авторов документа С.В.Ряховским.

05.10.2010

Священник не может оставаться равнодушным к своему народу

 
В 2003 году Консультативным советом глав протестантских Церквей России был разработан и принят уникальный по общественной значимости документ: «Социальная позиция протестантских церквей России».
 
Впервые протестанты сформулировали единую позицию и дали оценку социально значимым понятиям современного общества.
 
Сегодня, спустя, семь лет было бы весьма полезно услышать экспертную оценку промежуточных итогов и намеченных перспектив развития религиозно-философского воззрения протестантской церкви.
 
Мы беседуем с одним из авторов социального документа,
руководителем Российского объединенного союза Христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ), Членом Общественной Палаты РФ, епископом Сергеем Васильевичем Ряховским.
 
 Интервью Эдуарда Ананьева специально для www.protestant.ru
 
Сергей Васильевич, спасибо, что нашли время, возможность и согласились побеседовать на эту тему. В чем актуальность (а может быть и уникальность) принятой социальной Позиции? Кто является ее адресатом ?
 
- В основу «Социальной позиции протестантских Церквей России» легла концепция, разработанная годом ранее Российским объединенным союзом христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ). Так случилось, РОСХВЕ - первое протестантское объединение, которое осознало необходимость формирования единой оценки социально значимых явлений. Позднее, эта идея нашла поддержку у глав остальных конфессий, входящих в Консультативный совет глав протестантских церквей России (КСГПЦР) и нашла свое отражение в едином документе, принятом в 2003 году. Уникальностью «Социальной Позиции протестантских Церквей» является то, что за ее положениями кроется не просто декларация намерений, а конкретная программа по их реализации. Концепция обращена в первую очередь к последователям евангельских Церквей, а во вторую - ко всем людям доброй воли. Разумеется, речь идет не о вселенских масштабах, а о, так называемом, русскокультурном мире (к которому относятся обладатели российской ментальности).
 
- Социальная доктрина РПЦ подчеркивает, что Церковь наднациональна, Иудеи, наоборот, - обращаются к конкретному этносу. В чем особенность протестантского представления о наднациональности Церкви? Каково отношение к таким понятиям, как «Богоизбранная нация», «каноническая территория»?
 
- В протестантизме отсутствует такое понятие, как «каноническая территория». Протестантская Церковь подчеркивает свою «межнациональность». Она не привязана к какой-либо нации или этносу, но она и не стирает культурные особенности народа. Евангельское представление о нации сформулировано в словах апостола Павла в послании к Колосской церкви: «нет ни иудея, ни эллина, ни мужеского пола, ни женского» (Кол.3:11). Культура, в евангельском понимании – это язык общения, а не национальность или цвет кожи и разрез глаз. Если определить этническую принадлежность как «русскость», то протестанты подчеркивают не «русскость», а «российскость», под которой, понимается культурная общность народов, населяющих русскокультурное пространство.
 
- Какое место отведено в протестантской доктрине понятию «личность» – каково оно, каков объем этого понятия? Можем ли мы говорить о превалировании индивидуального над общественным?
 
- Ценность понятия личность прописана в Евангелии. Бог имеет дело гораздо чаще именно с личностью. Церковь состоит из отдельных личностей. Личность принимает решения, а потом отвечает за них пред Господом. Роль личности уникальна.
Защита личностных ценностей: ее прав, свобод, благосостояния, спектра возможностей – это главная задача общества. При этом, личность не находится в абсолютном вакууме. Должна быть еще Церковь, еще должно быть общество, где личность будет реализовывать свой потенциал. Мы не можем сравнивать между собой личность, общество, церковь. Ведь все это создал Бог. Но первична, все-таки, именно личность.
Протестантская этика основана на открытии ресурсов и возможностей личности. В этом кроется принципиальное отличие протестантизма от других конфессий. При этом, протестантская Церковь не чуждается соборности. Ведь церковь – это соборность. Иисус однажды сказал: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф.18:20). В послании к Коринфянам сказано: «И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают» (1Кор.14:29). Соотношение личности и соборности в Священном Писании точно взвешено и продуманно. Тем не менее, сотериологическая ценность личности позволяет говорить о ее приоритете над остальными категориями.
 
- С точки зрения протестантского мировоззрения первично общество или государство, что более значимо и почему?
 
- Если вспомнить историю Израильского народа, то сначала Бог создал Общество Израиля, и лишь много лет спустя, уважая его (народа) выбор, дал повеление о создании государства.  
Весьма уважительно к институту государственной власти относился Иисус Христос. Вспомните историю, когда к Нему подошли лукавые люди и, искушая, спросили: «позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет» (Лк.20:22). Иисус, в ответ сказал: «… итак, отдавайте кесарю кесарево, а Божье - Богу» (Лк.20:25).
Такой же точки зрения придерживалась и первая церковь.  Например, апостол Павел, прекрасно понимая, что государство – это инструмент управления и принуждения, в послании к Римлянам пишет: «всякая душа да будет покорна высшим властям» (Рим.13:1).
Говоря о значимости государства через призму современной социальной позиции, отмечу, что в отличие от социальных документов иных конфессий, (в частности РПЦ), Документ протестантской Церкви не декларирует возможности участия в акциях гражданского неповиновения . Мы верим, что всякая власть от Бога!
Отвечая на вопрос: что первично, подчеркну, – Высшей ценностью, с евангельской точки зрения был и остается Человек. Общество состоит из личностей. Государство должно служить Обществу. При всем уважении к государству, как институту власти, оно вторично по отношению к обществу.
 
- Все христианские конфессии согласны, что государство – это установление Бога. При этом Православной и Католической конфессиям импонирует монархический принцип организации власти, а каковы установки, взгляды на этот счет в протестантской среде?
 
- Безусловно, государство – это Божье установление. Протестантизм не исключает монархию, в качестве богоугодной формы правления, ведь подобную модель мы встречаем в Священном Писании. Вспомним,  как Господь устами пророка Исаии называет своим помазанником языческого царя Кира (Ис.45:1). Вместе с тем, нам, как евангельским верующим, более присуще государство не монархическое.
Структура протестантской церкви в отличие от структуры церкви католиков или православных (теократической по своей форме), тоже теократична, но по своему содержанию. Большую роль в жизни общины играют сами люди, которые и есть всеобщее священство, всеобщее апостольство. Вот почему протестантам более близка модель государства, которая бы гарантировала соблюдение прав человека, обладало независимой судебной системой, свободой средств массовой информацией, защитой частной собственности. Т.е. соблюдающее все основные библейские, евангельские истины, описанные в Слове Божьем. Можно сказать, что это государство – республика, с демократической формой правления, но при этом чуждая либеральных ценностей.  
Думаю, это должна быть республика с консервативным доктринальным отношением в вопросах нравственности, морали. Описание подобного устройства мы встречаем в Священном Писании, в самых первых главах книги Бытие при описании сада Едемского, когда Бог насадил разные деревья, в том числе дерево жизни и дерево познания добра и зла дал определенный выбор Адаму и Еве. Он не навязывал свою точку зрения первым людям, позволив им сделать свой выбор самим. В этом уникальность демократии. Она всегда позволяет сделать свой выбор.
Невозможно насильно сделать человека высоконравственным, честным, счастливым. Это приходит только через осознанный выбор. Вместе с тем, государство должно обеспечить право этого выбора, вот почему мы говорим о консервативной демократии. 
 
 - На Ваш взгляд, какое основание обеспечивает достаточность для взаимоувязывания таких феноменов как Церковь и политика? Могут ли священнослужители участвовать в политической жизни страны и почему? 
 
 - Церковь не может оставаться в стороне от жизни общества. Говоря простым языком: «нам до всего есть дело». Конечно, мы не проповедуем о политике с Церковной кафедры. Это даже не по тому, что подобная агитация запрещена Конституцией, а потому что Церковь – это место поклонения Богу. В Церкви мы встречаемся с Ним, служим Ему. Здесь нет, и не может быть места для реализации чьих-то политических амбиций.
Вместе с тем, в обыденной жизни, мы призываем людей, занимать активную жизненную позицию, не только в общественной, но и в политической жизни. Мы разделяем и поддерживаем волеизъявления прихожан посредством участия в политических партиях и движениях. Ведь таким образом, они реализуют полученное от Бога право выбора.
В отношении священнослужителей действительно, существует ряд ограничений. Человек, призванный Богом в качестве священника не может при этом быть политическим деятелем. Политика – этот всегда борьба за власть. Это всегда поиск путей воздействия на механизм принятия политических решений в интересах своей политической партии. Как только священнослужитель станет отстаивать интересы чьей-то партии, он больше не сможет служить тем людям, которые придерживаются иных политических убеждений.
При этом, священники не имеют права оставаться равнодушным к происходящему в стране. Их должны волновать проблемы общества: демография, экономика, преступность, социальная защищенность и т.д. Должна быть активная социальная позиция, которую не нужно стесняться озвучивать, в том числе и через СМИ. Для себя я вижу хорошие перспективы для влияния на общество посредством участия в работе Общественной палаты РФ. Убежден, мы должны активно реагировать на все, что происходит в государстве.
 
- Проблемы этики: католики рассматривают такой феномен (элемент) бытия как «нравственность» во взаимосвязи с феноменом «свобода», иудеи и мусульмане видят взаимообусловленность с правом, а что по этому поводу думают протестанты?
 
- Для меня вопрос этики – это нравственность и свобода. Апостол Павел в Первом послании к Коринфянской церкви писал: «подражайте мне, как я - Христу» (1Кор.4:16). Павел указывает на Христа, но при этом подчеркивает свою добровольность остаться неким Его слепком. В послании к Галатам, апостол вновь призывает нас: «стойте в свободе, которую даровал Христос и не подвергайтесь опять игу рабства..» (Гал.5:22). Речь идет о свободе от похоти, от страсти, от греха. В этом призыве как раз и содержится  евангельская этика.
Этика не имеет ничего общего с моралью. Ведь мораль – относительна. То, что приемлемо с точки зрения морали одного общества, может оказаться совершенно неприемлемо с точки зрения другого общества.  Я бы рассматривал этику, как некую ипостась нравственности с внутренней свободой. Разделить  их внутри себя невозможно.
 
- Отношение к труду. С Вашей точки зрения первичен результат труда или сам процесс? Можем ли мы говорить, что для протестанта труд – это форма богопоклонения?
 
- Безусловно, для протестанта труд – это Богопоклонение. Сказано в Священном Писании, все, что ты не делаешь, делай как для Господа. Мы чтим Бога, делая добро.
Рассматривая процесс труда, мы подчеркиваем его ценность. При этом, нельзя умалять его результата. Ведь в той же Библии, в книге притч написано: «… с плачем несущий семена для посева, будет пожинать их с радостью». Земледелец всегда видит плод своего труда, при условии, что он должным образом относится к его процессу.
Подчеркиваю, процесс, и результат труда не могут быть отделены друг от друга. В отличие от католического понимания концепции труда заключающейся в первичности процесса, и следующей за ним наградой в Вечности, протестанты допускают и получение награды в этой жизни, в качестве его плодов.
 Таким образом, и процесс, и результат труда – есть формы Богопоклонения. С одной стороны, мы все знаем, что «без труда не вытащишь и рыбку из пруда», а с другой, нам известен евангельский принцип: «Бог ничего не делает бесцельно».
 
- Право собственности: Как протестанты относятся к богатству? Насколько сегодняшние протестанты придерживаются принципа кальвинистской аскезы?
 
- Одно из основополагающих библейских определений заключено в том, что Бог дал человеку право владычествовать Землею. Слово «владычествовать» характеризует частную собственность. С другой стороны, мы слышим от наших оппонентов о том, что в Первоапостольской  Церкви верующие продавали имения и приносили вырученные деньги к ногам апостолов…. Все верно, но, чтобы, продать имущество, необходимо им обладать. Невозможно продать то, чего у меня нет.
Для нас отношение к частной собственности – носит символичный смысл. Мы проповедуем, что сами являемся частной собственностью Бога.
Богатство, если к нему не прилеплена душа, становится благословением. Оно способно приносить пользу. В Священном Писании 28 глава книги Второзаконие целиком посвящена обетованиям Бога о богатстве в нашей жизни, если только мы будем чтить Его и не нарушать заповедей Его. Наоборот, Писание подчеркивает, что если мы не будем слушаться Его гласа, то будем бедными и нищими.  В моем понимании, аскеза – это и есть непривязанность к богатству. 
  
- Преступление – это посягательство на общее благо или нарушение границ свободы (свободы в узком и широком смысле, в том числе и предоставленной)?
 
- Условно, все преступления мы можем объединить в 10 заповедях, полученных Моисеем от Бога еще на горе Синай. Источник преступления – помраченное состояние человеческой души.  Отсюда, преступление – это не просто противоправное деяние, а нарушение границ Богоданной свободы. Это гораздо шире и ответственнее, чем противоправное действие, порицаемое законом.
Давайте вспомним публичное противостояние РОСХВЕ и канала ТВ «2х2». Мы убеждены, что тот суррогат, который распространялся с экранов этим каналом – это преступление против нравственности. Я помню, полемику, которая велась в обществе, вокруг этого противостояния. Помню мнение некоторых публичных политиков, которые говорили: «если народ это хавает,  то так ему и надо. Вам что, жалко это быдло? Ваши же дети эту грязь не смотрят»! Мы, как евангельские христиане не можем принять и никогда не примем  такую позицию. Грех влияет не только на личность, его совершившую, но и на окружающее общество. Причем, это происходит независимо от того, согрешил публичный человек или маргинальная личность.  Повторюсь, происходит это только в результате нарушения границ Богоданной свободы.
 
- Наказание – это средство воздаяния или внутреннее очищение (что первично)?
 
- Преступление всегда должно быть наказано. Священное Писание учит нас о воздаянии в виде наказания, причем, само наказание всегда должно быть соразмерно совершенному деянию.  
Вместе с тем, на основании Библии мы признаем и всячески приветствуем покаяние за совершенное преступление. В этом случае, Бог силен простить и даровать Свое очищение. Без покаяния очищение невозможно.  На наш взгляд, первично все-таки внутреннее очищение, а вторично уже воздаяние.
 
- Семья и ценность этого института. На Ваш взгляд, в Протестантизме в ее осмыслении превалируют социологические или онтологические установки, какова степень ее сакрализации?
 
- Ценность семьи исключительна. Ведь церковь – это сама по себе есть духовная семья. Вместе с тем, она состоит из семей, а зачастую – из семейных кланов, представленных несколькими поколениями. В этом особенность сегодняшней евангельской церкви. Говоря о ценности брака, отмечу, что в первую очередь, он обладает сакральной ценностью: «что Бог сочетал, человек да не разлучает» (Мф.19:6), мы считаем, что браки венчаются на земле, но заключаются они на Небесах. И лишь потом мы можем говорить об их социологической и онтологической значимости.
 
- Глобализация - неизбежность или необходимость? Почему?
 
- Анализируя Священное Писания, понимаешь, что конечно, это неизбежность, стоящая в одном ряду с другими признаками приближающейся кульминации Божьего плана человеческого спасения. Глобализация экономики, глобализация политики, пришествие Антихриста, все это звенья одной цепи. Вместе с тем, мы не говорим о фатальности картины мира. Для нас, для Верующих, апокалипсис – это надежда, связанная с приближением пришествия Христа. Мы рассматриваем глобализацию с сотериологической точки зрения, в качестве одного из знамений скорого пришествия Иисуса Христа.
 
Что есть, на Ваш взгляд социальная идея в современной культуре, или, говоря по-другому, какова идеология социальной идеи (доктрины)?
 
-  На мой взгляд, социальную идею очень сложно разглядеть в современной культуре. Слишком велико расслоение лукавства. С одной стороны, есть декларируемая социальная идея, которая не нова: мир – равенство – братство, борьба за экологию и т.д. И есть те, кто на самом деле направляют и используют эту идею. В большинстве своем, за красивыми лозунгами сегодня находятся интересы корпораций и политических элит. Основную социальную идею много  лет назад сформулировал известный Израильский царь Соломон. Он сказал: «за все отвечает серебро» (Еккл.10:19). Алчность и жажда наживы правят миром. К сожалению, такова реальность.
 
 
 
 
Похожие статьи
Епископ Ряховский о послании президента РФ
29 февраля 2024 года Владимир Путин обратился с Посланием к Федеральному Собранию. Церемония оглашения прошла в Москве, в Гостином дворе. Само Послание продолжалось более двух часов. Участниками мероприятия стали политики,...
Поздравление с Рождеством и наступающим Новым годом от РОСХВЕ
Поздравление с Рождеством и наступающим Новым годом от Начальствующего епископа РОСХВЕ(п) Сергея Васильевича Ряховского. Пресс-служба РОСХВЕ
«Россия и мир: образы – связи – будущее»
20 ноября 2023 года в Москве в Международном мультимедийном пресс-центре «Россия сегодня» состоялась международная стратегическая сессия по укреплению общероссийской гражданской идентичности «Россия и мир: образы – связи...
Епископ РОСХВЕ принял участие во встрече с президентом РФ
25 октября 2023 года в Кремле состоялась встреча Президента Российской Федерации Владимира Путина с представителями религиозных объединений России. Во встрече принял участие Начальствующий епископ Российского объединенного...
Протестанты попросили Путина о помощи
Российские протестанты направили письмо на имя президента РФ Владимира Путина с просьбой оказать содействие в создании в России фонда поддержки протестантского образования. Об этом сообщил начальствующий епископ Российского...
Как стать христианином – Христиане.ру