Главная>Мартин Лютер не отделял себя от католической церкви
интервью

Мартин Лютер не отделял себя от католической церкви

Мартин Лютер не отделял себя от католической церкви
Архиепископ Евангелическо-Лютеранской Церкви в России Дитрих Брауэр
31.10.2016

Беседовала: Юлия Виноградова

 

 

Ровно 499 лет назад Мартин Лютер обнародовал свои 95 тезисов с критикой практики индульгенций. День накануне Торжества всех святых стал считаться началом Реформации в Европе. Мы побеседовали с архиепископом Евангелическо-Лютеранской Церкви в России Дитрихом Брауэром о современных лютеранах и экуменическом диалоге.

- Без малого пятьсот лет назад началась реформация, которую можно назвать расколом Западной Церкви. Лютер решительно разорвал отношения с Римский Папой. Теперь Папа отправляется в Швецию, чтобы принять участие в праздновании юбилея Реформации. Что происходит, как считаете?
- Происходят радостные события: не только сближение церквей, не только диалог между ними, но и совместная молитва, совместное богослужение после сотен лет некоторого противостояния и разногласий. Последние 100 лет между нашими Церквами ведется интенсивный диалог. От общения вербального мы перешли к общению духовному. Это очень ценно, и мы этому очень рады. В наших общинах мы будем распространять информацию об участии папы в праздновании юбилея Реформации; о том, что мы вместе молимся, ведем диалог друг с другом, в том числе и относительно совместного причащения.

И это самая актуальная задача, стоящая сейчас перед нами. Очень много уже достигнуто. Например, в 1999 году достигнуто взаимопонимание с Католической Церковью в учении об оправдании. Достигнуто взаимопонимание относительно многих богословских аспектов, в том числе таинств. Подписан совместный документ «От конфликта к общению». В нем обозначено и единое видение многих вопросов, и те вещи, которые нуждаются в уточнении. Главная идея этого документа – единство Церкви согласно заповеди Христовой.

В Вашем вопросе упоминается, что Лютер отмежевался от Католической Церкви. Действительно, в 1520 году состоялось отлучение Мартина Лютера от Католической Церкви. Но это произошло согласно булле Папы, которая требовала от Лютера отречься от его тезисов. В его тезисах были обнажены те злоупотребления, которые существовали тогда в церкви. И которые были позднее признаны Католической Церковью.

Мартин Лютер никоим образом не отделял себя от Католической Церкви, как Церкви вселенской. Папа отлучил Мартина Лютера, и Лютер не мог согласиться с этим решением. И, в конечном итоге, ему ничего не оставалось, как созидать церковную, приходскую жизнь.

Аугсбургское исповедание в каком-то смысле вполне католическое. Оно сохраняет все основы католической церкви и при этом открывает возможность для реформ. И реформы эти нужны были не для того, чтобы создать какую-то отдельную конфессию, а для того, чтобы вернуть церковь к ее единому корню. Этот духовный корень – сам Христос.

Все учения Реформации – старые учения. Например, учение о спасении по благодати через веру. Это библейское учение, в котором нет ничего нового, это учение отцов церкви. Оно нуждалось в новом осмыслении. Вся церковь нуждалась в обновлении. В настоящее время между нашими церквами достигнут консенсус мнений, что это обновление было необходимо.

Сегодня мы, безусловно, сожалеем о том, что произошло после Реформации. Войны, противостояния – это наш обоюдный человеческий грех. Мы все в нем раскаиваемся.
Но, раскаиваясь в прошлых грехах, мы уверенно смотрим в будущее. Эту уверенность мы черпаем в происходящем на наших глазах успешном диалоге между нашими церквами.

- Лютеране в разных странах мира возводят храмы, посвященные святым, появляются лютеранские монастыри, лютеране перенимают католические молитвенные практики (розарий, месса св. Фомы в Финляндии). Спустя 500 лет идет движение в обратную сторону? 
- Нет, это не движение в обратную сторону. Все это всегда существовало в лютеранской традиции. Лютеранская церковь это церковь Реформации, и у Лютера не было цели создавать какую-то новую церковь. Целью Лютера было реформировать Католическую Церковь. Поэтому монастыри, возведение церквей в честь святых – все это существовало и существует по сей день в лютеранской традиции.

Сам Мартин Лютер вынужден был покинуть монастырь. Но он не был против определенных форм благочестия. И мы ни в коем случае не отвергаем почитания святых. Например, наш Кафедральный Собор назван в честь святых Петра и Павла. И все наши церкви носят имена тех или иных святых. Святые, безусловно, являются для нас примером, которому мы следуем. Но этот пример мы ни в коем случае не ставим в один ряд с нашим Спасителем Иисусом Христом.
Мы продолжаем вселенскую кафолическую традицию, которая зародилась в первых веках христианства. И те различия, которые существуют между различными христианскими традициями, не должны стать препятствием для диалога.

- Если честно, то можно запутаться в обилии лютеранских церквей в нашей стране: Евангелическо-лютеранская церковь Европейской части России, Евангелическо-лютеранская Церковь Урала, Сибири и Дальнего Востока, Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии, Сибирская Евангелическо-Лютеранская Церковь, Карельская Евангелическо-лютеранская Церковь, Евангелическо-лютеранская Церковь «Согласие», Евангелическо-лютеранская Церковь Аугсбургского Исповедания… Это разные епархии одной Церкви или разные структуры? Кто из них «настоящие лютеране»? С кем католикам строить диалог?

- Сейчас передо мной лежит список зарегистрированных в Минюсте России религиозных организаций. И я вижу здесь около десятка церквей, претендующих на звание православных; несколько церквей хотят считаться старообрядческими. И в католической среде существует как каноническая Католическая Церковь, так и различные течения. Например, лефевристы и старокатолики. Есть некие группы, которые в Интернет-пространстве выдают себя за представителей Римско-Католической церкви. К сожалению, это феномен современности. Это явление нового информационного пространства, позволяющее не очень чистоплотным людям дезинфомировать верующих. То же самое происходит и в протестантской среде, и в лютеранской церкви тоже. 

В своем вопросе Вы назвали наши региональные церкви. Как существует Архиепархия Божьей Матери в Москве, существуют и другие епархии Католической Церкви в России. Примерно такая же структура и в нашей Лютеранской церкви России.

Некоторые из названных Вами структур не являются каноническими для Лютеранской церкви России. Так же, как некоторые псевдокатолические структуры не являются каноническими для Католической Церкви.

Существуют основы преемственности в церкви, которые были сохранены нами во времена репрессий и гонений. В чем-то они отличаются от католических, но, в то же время очень похожи. Любой епископ в Лютеранской церкви поставляется согласно апостольским правилам. Существует у нас и апостольская преемственность. Да, она несколько иначе понимается в Лютеранской церкви, чем в Католической. Но есть и много родственных представлений по этому вопросу.

Мы будем вести диалог с Католической Церковью. Для нас именно она является канонической Церковью. Также и мы хотим, чтобы воспринимали канонической церковью именно традиционную Евангелическо-Лютеранскую Церковь России, которая существует в России уже более 440 лет.

Евангелическо-Лютеранская Церковь России входит во Всемирную Лютеранскую Федерацию, которая объединяет лютеранские церкви во всем мире. В нашей церкви нет такого единоначалия, как в католической. В этом смысле мы похожи на православную церковь. Православные церкви являются национальными. И наши лютеранские церкви тоже национальные, которые объединены в ВЛФ. Мы являемся там членами.

Церковь Ингрии – наша сестринская Церковь. Ингрия это историческая часть России севернее Санкт-Петербурга. Это финское культурное и этническое наследие. Но в то же время это часть канонической Лютеранской Церкви, с которой мы находимся в полном общении.

- Чем живут лютеране России сегодня?
- Мы живем молитвами, мы живем надеждами, памятью о том, что Лютеранская церковь большое и важное наследие России.

Мы не являемся какой-то иностранной конфессией или новой конфессией для России. Мы вполне традиционная часть российского общества и русской духовности.
Мы до сих пор живем и молитвами о том, чтобы возвращались наши храмы, чтобы они восстанавливались. Мы литургическая Церковь, и для нас важно восстановить приходскую жизнь в полном объеме. Это необходимо для того, чтобы церковь выполняла свою основную задачу – проповедь Евангелия.

- Какое место занимает экуменический диалог с католиками в жизни Лютеранской Церкви в России?
- Наша конфессия очень экуменически ориентирована. Двери нашего исповедания открыты для укрепления отношений со всеми конфессиями, и, в первую очередь, с Католической Церковью. Совсем недавно я встречался с архиепископом Паоло Пецци. Мы обсуждали различные вопросы, в том числе, как вместе будем отмечать 500-летний юбилей Реформации в следующем году. На официальном уровне Католическая Церковь будет взаимодействовать с Лютеранской церковью во всем мире в праздновании этого большого события.

Безусловно, этот праздник имеет и горький привкус разделения и конфронтации церквей, что является грехом. Мы хотим вместе оплакивать этот грех и вместе каяться в нем для того, чтобы преодолеть его, и идти дальше.

- Как российские лютеране будут праздновать 500-летие Реформации? 
- На юбилейный 2017 год намечен целый ряд мероприятий: конференции, презентации книг, ярмарки. В них нас поддерживает и государство, и традиционные конфессии России. Сейчас мы создаем организационный комитет по празднованию. Он находится в стадии формирования. Я очень надеюсь, что в него войдут высшие представители традиционных конфессий. Это позволит нам провести мероприятия на самом высоком уровне. И не только в религиозной среде, но и с просветительскими и общекультурными целями.

Необходимо сделать так, чтобы юбилей не стал только воспоминанием об исторических процессах, но чтобы люди восприняли идеи реформации как близкие себе. И не только в области церковных отношений, но и в области культуры, науки и политики. Процессы реформации, обновления нужны всем нам. Нам всегда нужно задумываться о том, что требует обновления, а что нуждается в сохранении. Вот такой диалог нам необходим.

 

Источник: gaudete

Темы этой статьи
Похожие статьи
История Дня Реформации
Фильм снят по заказу Консультативного Совета Глав Протестантских Церквей России (КСГПЦР). В фильме показана история Праздника Реформации: библейская ретроспектива, история реформации в Европе и в России, комментарии известных...
День реформации - 31 октября
31 октября Евангелическо-Лютеранская церковь,а в месте с ней и большинство протестантского мира,празднует День Реформации.Некоторые полагают,что это праздник в честь основания Евангелической Церкви,но это не так. Церковь...
Сотрудничество РЕА и ЕЛЦР
20 мая 2021 года по инициативе Генерального секретаря Российского евангельского альянса (РЕА) Виталия Власенко состоялась встреча с Архиепископом Евангелическо-Лютеранской Церкви России (ЕЛЦР) Дитрихом Брауэром. На встрече...
Мартин Лютер во время короновируса
Сейчас, когда карантин на долгое время отделил прихожан от храмов, я вновь вглядываюсь в фигуру этого великого реформатора и повторяю вслед за ним эти жизнеутверждающие слова: «На том стою и не могу иначе. Да поможет...
Снимут ли отлучение с Лютера?
Группа из 30 богословов среди которых как протестанты так и католики,попросила Папу Римского Франциска снять отлучение от Церкви с основоположника протестантизма Мартина Лютера. Как считают инициаторы прошения Папа Франциск...
Как стать христианином – Христиане.ру