Главная>Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №10

Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №10

Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №10

Продолжение рубрики.

Тема № 10: Канонизация исторического наследия.

17.05.2011

Привет всем любящим Господа и истину Его. Мы продолжаем разрушать табу на анализ традиционной литургической практики в евангельской церкви.

Тема этого выпуска задаёт ещё большее усложнение нашей рубрике и оголяет более острые углы нашего исследования. Итак, нажимаем кнопку выключения «предубеждённости к традиции» и включаем тумблер честного «критического анализа». Поехали.

 

Канонизация исторического наследия (№10)
Протестантская реформация 16-го века оказала колоссальное воздействие на освобождение менталитета людей от тоталитарного гнета папства, и тем самым повлияла на развитие культуры, которая позже привела к развитию цивилизации. Реформаторы понимали, что это не последняя реформация в жизни Церкви. Они открыли принцип «reformanda semper reformanda» (постоянно реформирующаяся реформация). Водимые Духом Святым, они осознали, что нуждаются в постоянной реформации. Но осознание нужды в ней приходит только в том случае, если человек понимает, что уклонился от какого-то идеала.
Славянская культура отличается своей статичностью и ортодоксальностью, но она так же периодически переживает «реформацию» во всех областях культуры и общества – это факт и жизненная необходимость.
 
Но, когда, спустя сотни лет греческое православное христианство, менявшись все это время, снова попыталось оказать влияние на Русь, то встретило волну сопротивления со стороны славянского священства, которое так не на йоту и не изменилось. Без «реформации» развитие и прогресс, какого либо общества невозможны.
 
Только та культура будет здоровой и развивающейся, которая постоянно переживает «реформацию» своего существования. Стремление к совершенству – это естественный процесс и не только в христианстве - это закон, который вложил внутрь нас сам Господь.
 
Сакрализация традиций в евангельских церквях вызвана не только особым славянским, православным или молоканским менталитетом, но и долгим временем гонений, при которых невозможно было развиваться в образовании, по причине физического устранения большинства образованных и талантливых братьев. Практически не развивалось творчество, так как, во первых было не до него в тяжелое время, во вторых «Советом по Делам Религиозных Культов» богослужение было поставлено в жесткие рамки. Подтверждением этому служит инструктивное письмо, принятое в 1959 году, но еще более значительными доказательствами являются письма хранящиеся в ГАРФЕ и которые ещё не опубликованы.
 
Музыкальное служение церкви было сильно ограничено по возрастам, количеству хористов и музыкальной аранжировке. Количество проповедей – это, во первых результат их качества, от недостатка служителей, а во вторых это своеобразная «игра в наперстки», прикрывая основного служителя и проповедников.
 
Осторожное отношение к людям в баптизме и евангельских общинах в то время (боязнь проникновения уполномоченного в ряды церкви), гонения на всех уровнях жизни за принятие «сектантства» - все это привело к тому, что приток разнородно талантливых и не ангажированных конфессией людей свелся к минимуму. Приток «новой крови» в Тело Христа практически остановился, а самая лучшая постоянно выкачивалась. В такой тяжелейшей обстановке речь шла просто о сохранении веры.
 
Был период в CCCР, когда союз ЕХБ, в который входили и баптисты и евангельские христиане и пятидесятники и т.д., даже номинально не существовал. В такой обстановке «консервация» всех сфер жизни церкви, в том числе и богослужения – это был единственный способ выживания и самоидентификации. Обвинять в чем либо братьев того времени – это по меньшей мере нечестно.
Сегодня много братьев служителей, которые научены теми, кто пережил это время. Соответственно, понимая, что учение о богослужении передается уже в нескольких поклонениях, не трудно догадаться, что эта тенденция становится частью веры церквей являющихся наследниками литургии того времени.
Тенденция законничества (о которой мы поговорим в следующей статье), свойственная всему человечеству, тоже подливает масла в огонь «канонизации» исторического наследия. Если первые евангельские христиане России с верой во Христа принимали и постоянно качественно меняющееся и динамичное христианство, то теперь несколько поколений наблюдали за тем, как вся богослужебная практика находится в статичном состоянии относительно ко времени и в глухой обороне перед лицом опасности.
 
А время все шло, менялись события, политическая власть, культура, но в практике богослужения ни чего не менялось. «Немного из вас мудрых» (1Кор.1:26) сказал апостол и был прав. Далеко не все одаренные люди выбирали для себя путь евангельского христианина, а общей массе искренних и святых Божиих братьев тяжело было сориентироваться в достаточно не простой сложившейся ситуации.
 
С другой стороны, честному аналитическому мышлению лидеров евангельских церквей, не дал опомниться другой раздражающий фактор. Харизматическое движение, ворвавшись в нашу страну, местами, начало раскалывать церкви, ссорить искренних служителей и спекулируя не всегда обоснованными лозунгами сеять множество сомнений. Без того тяжелейшая ситуация в литургической практике усугубилась еще большим конфликтом разума и истины.
 
Отстаивание всего, даже непонятного в традиции баптистов и евангельских христиан, и огульная критика всего того, что привнесло в Россию новое христианское движение ознаменовали продолжение времени застоя в богослужебной практике ЕХБ и ЕХ. На весах избирательного мышления крайностями(см. статью №7) оказались стойко пережитые искренними слугами Божьими времена гонений с одной стороны, и молодые «адреналина-зависимые» реформаторы без серьезных исторических заслуг и с подмоченной местами репутацией, с другой.
 
В таком сложнейшем выборе из черного и белого, на эмоционально взаимно-негативном отношении, невозможно увидеть огромный спектр серых оттенков. Что и произошло в тот момент, что тянется и до сих пор. Огульно обвиняя в харизматии, чувственности или либерализме даже соседние евангельские общины за малейший отход от традиции, искренние братья даже не пытаются отсеять заблуждения от формы поклонения (« … мух от котлет» Путин В.В.), т.е. чисто культурных особенностей. А культурные особенности в музыке, проповеди, дизайне, одежде, атмосфере в зале и т.д. ну ни как не могут быть духовными или нет.
 
Самым важным является поклонение Иисусу Христу, а служение – вторично.
 
Служение как замещение поклонения, – это идолопоклонство, даже если пред идущие заслуги перед Господом просто невероятны и «совершенны». Делами нельзя ничего заработать или заслужить у Бога, даже собственную «святую форму богослужения». Этот путь всего лишь канонизирует традицию и, всё больше и больше со временем, лишает людей возможности воспринимать поклонение Богу на языке привычной им культуры. А значит, все меньше и меньше со временем, люди будут поклоняться там Богу. И всё больше и больше будет там то, что описано в следующем выпуске…
 
Мы должны подрожать евангельскому духу братьев переживших гонения и лишения - не традиции мы должники и не ей мы должны подрожать. Традиция всегда актуальна только в своё время – в свою современность.  
В следующем выпуске мы поговорим о тенденции возврата к закону. Не пропустите.

Дмитрий Узенцев, специально для Портала www.protestant.ru

Статьи из этой серии
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №35
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №34
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №33
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №32
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №31
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №30
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №29
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №28
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №27
 Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №26
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №25
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №24
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №23
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №22
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №21
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №20
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №19
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №18
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №17
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №16
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №15
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №14
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №13
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №12
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №11
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №9
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви)  №8
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №7
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №6
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №5
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №4
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №3
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №2
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №1
Похожие статьи
Возможны ли изменения в богослужении?
Готовы ли мы, взять и поменять все в нашем богослужении? Абсолютно всё … Что за вопрос, скажете вы. Зачем все эти перемены, революции? Всё идёт, как идёт. Всё проверено годами, отточено и так привычно....
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №35
Привет вам. Как то грустно мне писать эту статью. Ведь она последняя в нашей рубрике. Да и что еще сказать, когда все уже, вроде бы, сказано? Постараемся в этой статье сделать общий вывод всей рубрике «Кризис...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №34
Что такое мир между церквами и зачем он нужен вообще? Странный вопрос, скажете вы. Но, к сожалению, на практике все на столько сложно и печально, что иногда у меня возникает вопрос: как может евангельская...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №33
Привет всем мыслящим в Господе и имеющим ум Христов. Независимым мышлением, имеющим в фундаменте своем учение Иисуса Христа без всевозможных человеческих примесей, могут стремиться мыслить только, по настоящему, зависимые...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №31
Радости вам! Счастья вам! Праздника вам в Господе! Праздник! Что это за слово такое? Каково его значение? Разве можно в церкви устраивать праздники? Это ж все мирское, душевное … или нет? Можно ли в...
Как стать христианином – Христиане.ру