Главная>XVI - Анабаптизм

XVI - Анабаптизм

06.09.2011

Анабаптисты («перекрещенцы» от греч. anabaptizo- вновь погружаю). Члены возникших в период Реформации радикальных протестантских движений и групп, отвергавшие господство Римско-католической церкви и многие ее обряды и ритуалы. Прежде всего А. отрицали крещение младенцев, считая его не имеющим силы спасения ( на основе отсутствия такой практики в Новом Завете), и выступали за необходимость повторного крещения в сознательном возрасте и создания новой свободной церкви. К религиозным требованиям перекрещения А. часто присоединялись антифеодальные  политические требования революционной направленности. Вместе с другими группами, известными как революционеры, спиритуалисты и евангелические рационалисты, А. принадлежали к радикальному крылу протестантской Реформации. «Революционные А.» ассоциируются с Т.Мюнцером (1490-1525 гг.), а «евангелические А.» - с Конрадом Гребелем (1498-1526 гг.) и основателем протестантской церкви меннонитов Менно Симонсом (1496-1526 гг.).

Первое крещение взрослых прошло в 1525 г. в Цюрихе. Реформационный А. возник в социальных низах в Швейцарии и Германии и быстро распространился по соседним странам. А. выступали за справедливость и социальное равенство, по-своему толковали воплощение Христа, пытаясь обожествлять человеческую природу, делали акцент на оправдании только личной верой. Выступая против феодальных и церковных привилегий А. осуждали богатство, зачастую требовали уравнительного или коллективного землевладения, отрицали церковную иерархию, ратовали за религиозную свободу личности, за отделение церкви от вмешательства государства. «Пророк из Цвикау» Т.Мюнцер помимо крещения взрослых требовал , чтобы индивидуальное крещение Св.Духом становилось основой веры и поведения.
Некоторые общины А. приступали к строительству града Божьего на земле путем провозглашения всеобщего равенства, обобществления имущества и требований к светским правителям присоединиться к ним. А. были главной силой повстанцев под предводительством Т.Мюнцера во время Крестьянской войны в Германии (1524-1525 гг.). Лидер немецкой народной Реформации Т. Мюнцер хотел преобразовать Мюльхаузен (Mulhausen, Тюрингия) в « новый Иерусалим», но проиграл сражение в мае 1525 г., был пленен и подвергнут смертной казни. М.Лютер признавал обоснованность некоторых требований Т.Мюнцера, но его напугали политический радикализм и антифеодальный размах народных выступлений, поэтому он еще в 1522 г. анафематствовал «бунтовщиков», а затем в 1525 г. одобрил проведение жестких репрессий против них. После поражения Т.Мюнцера А. подверглись репрессиям и преследованиям не только католической, но и большинства протестантских церквей и бежали в Нидерланды, Бельгию, Германию, Англию, Моравию и Чехию. Позднее многие из них отправились в Северную Америку.
 
В 1527 г. А. пытались объединиться под предводительством бывшего бенедиктинца М. Саттлера, но последний был вскоре пойман и сожжен на костре. Сторонники этой Свободной церкви приняли свой символ веры из 7 пунктов, но после казни лидера им пришлось из-за преследований разъехаться по разным странам. В 1529 г. по решению германского рейхстага за принадлежность к А. ввели смертную казнь. В учении разгромленных и жестко преследуемых А. тезисы о социальной справедливости и общественном переустройстве сменились эсхатологическими ожиданиями второго пришествия, идеями эскапизма и пацифизма. А. стали отвергать любые формы насилия, ношение и применение оружия, осуждать присягу как идолопоклонство, запрещать своим приверженцам поступление на военную службу и занятие государственных должностей.
 
В Германии и Нидерландах после устранения крайностей новые А. начали объединяться в общины, положившие начало таким протестантским движениям, как меннониты, мельхиориты, оббениты (сторонники братьев Obbe и Dirk Philips),  гуттерские братья. Общину мельхиоритов удавалось сохранять благодаря активной деятельностьи Мельхиора Хоффмана (1500-1543 гг.), опиравшегося на Библию и эсхатологию. Этот «апостол Балтики» был посажен в тюрьму в Страсбурге, где и умер через 10 лет. Его ученики, мельхиориты, разделились на сторонников насилия и пацифистов, они действовали в нескольких городах Нидерландов (Амстердам, Гарлем, Лейден).
 
Сторонники насилия группировались вокруг двух других лидеров - булочника из Гарлема Яна Маттхейса (Матиса) и портного из Лейдена Яна Бейкельса (Бокелзона). Последний получил широкую известность как Иоанн Лейденский (1509-1536 гг.). Они перебрались со своими сторонниками в Мюнстер (Вестфалия), незадолго до этого перешедший на сторону Реформации и ставший для анабаптистов новым Иерусалимом. Здесь была создана радикальная экстравагантная реформационная теократия- Мюнстерская коммуна анабаптистов. Они проповедовали общность имущества, полигамию, отвергали науки, книги и предметы искусства. У Иоанна Лейденского было 15 жен.  В апреле 1534 г. Я. Маттхейс был убит во время вылазки. Иоанн Лейденский провозгласил себя «царем Сиона» и назначил новых соратников. Светский правитель Филипп Гессенский начал новую осаду Мюнстера и в июне 1535 г. город был взят. Иоанн Лейденский вместе с соратниками попал в плен и был казнен. Мюнстер вернулся в лоно римско-католической церкви.               
 
Некоторые идеи А. позднее были также восприняты баптистами и квакерами. Эмигрировавшие в Северную Америку А. помимо общин гуттерских братьев и меннонитских церквей создали несколько специфических этно-конфессиональных ответвлений, например таких, как прибывшие из Пруссии Амиши. Подобные группы предпочитали жить закрытыми сообществами в максимальной изоляции от окружающего мира. В России А.были среди немцев-колонистов. С 18 века началось переселение в Россию меннонитов, преимущественно выходцев из нидерландских провинций.  
 
Современное значение А. размыто и связано преимущественно лишь с самим фактом крещения (или перекрещения) в зрелом возрасте вне зависимости от содержания практикуемых вероучений.

 

 

Темы этой статьи
 
Как стать христианином – Христиане.ру