Главная>XVI век – век Реформации

XVI век – век Реформации

06.09.2011

«Истинное сокровище Церкви – это пресвятое Евангелие (Благовестие) о славе и благодати Бога» ( Тезис 62 Мартина Лютера)

XVI - Анабаптизм

 
АНТИТРИНИТАРИИ 
( От греч. Anti- против и Trinitas- троица). Антитринитарии или унитарии (от лат. unitas-единое, единство), сторонники христианской секты, отвергающие центральный христианский догмат о божественной Троице, о единосущности трех ипостасей Бога. Движение А. распространилось в европейских странах (Италия, Швейцария, Германия и др.) в период Реформации, однако его корни уходят еще в 3-4-й века, когда александрийский священник Арий выступил против учения о единосущности Бога-сына и Бога-отца, доказывая, что предвечен только Бог-отец. Арианство было осуждено как ересь в 325 г. на Никейском вселенском соборе и с тех пор, практически до 19 в. Антитринитариев, появлявшихся в модифицированных видах в различных странах, начали жестко преследовать.
     А. отрицают божественную природу Иисуса Христа и Святого Духа. Они придерживаются идеи единоличия Бога-отца, который иногда отождествлялся с мировым разумом и природой. А. отвергают таинства, учение об искупительной жертве Христа, догмат о первородном грехе, утверждая естественную доброту человека и проповедуя толерантность. А. выступали против церковной иерархии, монашества, икон и почитания святых. Как теология антитринитарианство сложилось в период Реформации.
     В 1553 г. за антитринитаризм и критику никейской доктрины троицы по указанию Ж.Кальвина женевской консисторией был осужден и сожжен на костре испанский мыслитель, теолог и врач М. Сервет (род. в 1511 г.). После смерти М.Сервета его идеи нашли своих сторонников в Венгрии и Польше. В Нидерландах, Польше и в Англии кальвинистская ортодоксия способствовала появлению социнианства, являвшегося , по сути одной из исторических форм антитринитаризма. А. пытались очистить христианское вероучение от небиблейских по их мнению добавлений и доказывали, что твердого библейского обоснования для учения о Св. Троице они не находят. В Англии закон 1689 г. о веротерпимости на антитринитариев не распространялся, а закон о смертной казни А. был отменен лишь в 1813 г. Однако в Великобритании и Ирландии многие пресвитерианские конгрегации в 18 веке уходили от вестминстерской ортодоксии и строгой догматики в более простое библейское христианство, созвучное А. Часть А. отрицала внутрихристианские деления на вероучения и конфессии, считая, что им нет обоснования в Библии. В 1791 г. было создано первое Генеральное Унитарианское общество, и с этого момента термин «унитарии» начал более широкое распространение в организационном, церковном значении. В 18 в. за антитринитарную ересь преследовался Дж. Пристли (1733- 1804 гг.), который в 1791 г. был вынужден эмигрировать в США, где он не только создал школу А.-деистов, но и способствовал созданию первой унитарианской церкви США в 1796 г.  
     Некоторые идеи А. нашли свое отражение в либеральных и модернистских течениях протестантской теологии 19-20 веков. В 19 веке предложенная унитариями качественно возросшая роль разума, интеллекта и практического опыта открыла дорогу новым религиозным идеям, прежде всего социальным протестантским доктринам и движениям. Однако в 20 веке влияние и роль антитринитариев резко упали. В 1928 г. в Англии была создана Генеральная ассамблея унитарианских и свободных христианских церквей. В 1961 г. была создана Унитарианская универсалистская Асооциация. Объединения А., унитарианские церкви и общины в наши дни продолжают существовать в США, Канаде, Мексике, Великобритании и некоторых других странах.
Темы этой статьи
 
Как стать христианином – Христиане.ру