Вот в прежние времена, я слышал, было хорошо…
Безбожная власть заботилась о том, чтобы пастору жилось не хуже, чем любителю художественного чтения из самодеятельного кружка Дома Культуры Железнодорожников. В советские времена, тоже не все мужики после работы пиво шли пить. Были и такие, кто пел в самодеятельных хорах, играл роли в народных театрах.
А те, кто в Бога веровал, иногда служили пасторами в поместных общинах.
Не скрою, читал о жертвенных и самоотверженных людях, несших в те годы служение в Церкви и получавших за это гонорары не в рублях, а в годах тюремных сроков. Этих людей я и в жизни встречал. Но процент их среди прочих был крайне низок.
Помню, что хорошим считался пресвитер, который просто не мешает христианам служить Господу. А все пасторство сводилось к конферансу во время богослужения (объявить номер гимна, назвать имя следующего проповедника), ломанию хлеба в причастии и редких «треб» в виде крещения (раз в год), наставлению перед бракосочетанием (я не шучу, все наставничество будущих супругов тогда умещалось в одну проповедь непосредственно перед венчанием), и похоронам.
А уж как к проповеди «готовились». В воскресенье по дороге в церковь, обдумаешь две-три мысли и готово! Самоотверженные служители садились за проповедь в субботу вечером. Таких считали героями. Они тратили на подготовку Слова 2-3 часа. Таких уважали и приглашали проповедовать на съездах.
Поэтому неудивительно, что их дети теперь считают, что проповедь в церкви лучше всего сократить до 10 минут, а может быть, вообще выкинуть. Что пастору платить — деньги на ветер. Что пастор — это лузер, которого больше никуда не взяли, а жить на что-то надо.
Осуждать отцов — дело неблагодарное. Во-первых, судьи из нас никудышные да криворожие, во-вторых, место Судьи уже занято Богом.
Лучше поговорим о дне сегодняшнем…
Дело осложняется тем, что большинство и современных пастырей живут по совдеповскому образцу. Хотя при этом требуют высоких зарплат, дорогих автомобилей и шикарных апартаментов.
Они по-прежнему живут, не напрягаясь…
Проповедь, готовят «на лету», выступают в роли конферансье богослужения и много и часто ездят отдыхать в особые места, как некогда пелось: «где я не буду никогда».
А вместе с тем, подрастает плеяда совестливых пасторов, которые живут совсем иначе.
Это о тебе, современный нормальный пастор! О тебе песнь моя!
Ведь ты понимаешь, что прежде чем стать пастором, нужно призвание от Бога. А на то, чтобы это понять и сформировать в себе необходимый служителю характер уходят годы. Пастор не может быть из новообращенных.
Потом надо учиться. Время самодеятельного служения прошло. Надо быть специалистом, ведь пастырь работает не с железками, а с бессмертными душами людей. Лезть с кайлом и топором в тончайший механизм — преступление.
А учиться — это минимум пять лет в разных учебных заведениях. Чтобы знать языки оригинала Писания, чтобы набраться мудрости предыдущих поколений служителей. Да не просто учиться, а во время учебы еще и пахать помощниками служителей в местных церквах, выполняя, как правило, самую непрестижную работу.
А потом, испытательный срок в церкви. И вот, наконец, долгожданное рукоположение. Ты пастор. Но это еще не значит, что у тебя автоматически появляется церковь. Ты ведь, как правило, второй или третий пастор в уже существующей церкви. Или тебя посылают миссионером, открывать новую церковь, а это, как говаривал Киплинг, совсем другая история…
Мы не будем о грустном… Не расскажем о тяготах становления молодой церкви, о мытарствах твоей семьи в чужом городе, без прописки, жилья и медицинского полиса. Не станем лишний раз напоминать тебе о вечной нехватке денег, о том, что у тебя нет, и не может быть друзей, потому что нехристиане считают тебя сектантом, а христиане (напомним) лузером, которого больше никуда не взяли.
Представим себе идеальный вариант. Ты уже пастор в своей церкви. Все проблемы роста остались позади. Теперь тебе платят зарплату, еженедельно попрекая тем, что ты живешь «за чужой счет».
Люди забавны. Они считают, что зарплату должны получать учителя, врачи, психологи, консультанты, юристы, но не пасторы.
Каков твой день? Да ты лучше меня, брат пастырь, знаешь!
Утро… в 7 утра у тебя звонит телефон. Это кто-то из дьяконов решил уточнить, что именно вы решили на том церковном совете, который он пропустил, ибо поехал на дачу, спасать урожай. Ты Просыпаешься, хотя у тебя есть еще законные полчаса, чтобы поспать. Рассказываешь все, и не дай Бог, собеседник уловит тень раздражения в твоей речи.
Тебе нужно помолиться, почитать Библию. Нужно держать себя в форме.
Ты едешь в троллейбусе в свой офис. Да, у тебя есть машина… иномарка… Ей уже 20 лет, ее тебе с барского плеча кто-то подарил. И легче поехать на троллейбусе, чем найти деньги на ее ремонт…
В офисе тебя ждет около 50 писем и сообщений. Кто-то предлагает план реорганизации церкви, кто-то просто ругается, кто-то задает действительно важные вопросы. Ты пытаешься во все вникнуть, привычными жестами отправляя в корзину письма от сумасшедших.
А у тебя еще висит долг!!!
Нужно написать две статьи, подготовиться к лекциям в семинарии или библейском колледже, проверить домашние работы студентов (ты ведь пытаешься еще и подрабатывать, ибо тех денег, что тебе платит церковь не хватает. А пенсии тебе не положено, и жена у тебя не работает, потому что у детей должен быть хотя бы один из родителей). Тебе надо подготовиться к малой группе, к выступлению на конференции, тебе надо вести свой блог и следить за церковным сайтом — ты должен быть актуальным, интересным, начитанным… Иначе ты не поможешь людям.
Наконец, тебе нужно подготовить проповедь.
Ты не Христос и не апостолы. Христос не готовился к Своим проповедям, не писал конспектов, не редактировал свои проповеди. Он был Бог, а апостолы были пророками. Им Господь давал непосредственное откровение. А ты — учитель, дидаскал. Ты как Тимофей. Павел никогда не повелевал ему: «И что скажет тебе Бог, то передай верным людям». Нет, Тимофей должен был учить людей тому, что услышал от Апостолов или прочитал в апостольских Писаниях.
Слушателю на это наплевать. Член церкви не читает книг и не знает разницы между профитией и дидаскалией. Он не знает, что для того, чтобы подготовить проповедь нужно минимум 15 часов.
Ты берешь текст оригинала, делаешь свой перевод, проводишь тщательную экзегезу текста, составляешь гомилетический план, подыскиваешь иллюстрации. Плачешь, молишься, в слезах стираешь все написанное, пишешь заново, молишься, опять правишь текст… И так несколько дней — воскресенье приближается.
В это время пищит напоминалка в телефоне. Сейчас придет семейная пара. У них назревает развод. Им нужно помочь. Ты бежишь на кухню (секретаря у тебя нет, хорошо, если есть кухня), ставишь чайник. Приходят они. Ты говоришь с ними, и их боль становится твоей. За годы ты выслушаешь столько историй о людских бедах, что либо станешь прожженным циником, не хуже патологоанатома, либо тебя самого хватит инфаркт…
Проводив людей, ты вспоминаешь! Сегодня же еще надо посетить ту бабушку, которая уже давно не ходит в церковь. Помощников у тебя нет. Есть дьяконы, но они не получают зарплату и не всегда могут исполнять свои обязанности, ибо они работают, а потом должны отдыхать. Ты же мучаешься от чувства вины, если тебе удалось раз в два года поехать в деревню к родителям на две недели (Какая заграница? Туда ездят чиновники от религии, а ты простой пастор).
Ты мчишься к бабушке, причащаешь ее. Выслушиваешь ее длинный монолог. Ей ведь поговорить не с кем. От бабушки ты мчишься на встречу с членами церкви, которые не могут заехать в офис. Они работают. Ты встречаешься с ними в кафе и только там понимаешь, что обед ты забыл захватить из дома, поесть не успел, а кафешный обед тебе не по карману. Ты делаешь вид, что сыт, заказывая чашечку кофе, непринужденно болтаешь с человеком, попутно решая его духовные проблемы вселенского масштаба. Ты ведь — духовный супермен, у тебя не может быть сомнений, у тебя должны быть готовы правильные ответы на все вопросы. Ошибки тебе не прощают…
За день ты отвечаешь на десятки телефонных звонков. В основном звонят те, кому действительно нужна помощь. Ты назначаешь новые встречи, обещаешь поговорить с пьяницей-мужем, съездить к больному старику в госпиталь, кстати, там ты успеешь поговорить с его соседями по палате.
Ты возвращаешься в офис, начинаешь писать вторую статью, потом возвращаешься к проповеди, делаешь то, что запланировал… И с тоской смотришь на папку в компьютере, которая называется: «Книга-Черновик». Ты давно хочешь написать книгу. Тебе есть что сказать, но где взять время?
Снова пищит телефон — уже вечер, пора на мужское общение или на малую группу, или преподавать в вечернюю школу, или на занятия по подготовке к крещению, или проводить вебинар. Люди пришли с работы, они жаждут пообщаться с тобой, у них еще больше проблем. Они рады высказать тебе свои претензии и ожидания. Редко кто похвалит или посочувствует. Услышав добрые слова, тебе хочется разрыдаться от умиления.
Около полуночи ты возвращаешься домой. Ты уже много лет не знаешь, что такое прийти домой в 20.00. Дети привыкли. Они даже не ложатся спать. Ты с ними читаешь Библию, с каждым надо поговорить, обсудить школьные проблемы, поиграть. Вы с женой их укладываете, ты вспоминаешь, что так и не пообедал и идешь ужинать. За ужином вы общаетесь с женой. Вы женились по любви, и ваша супруга разделяет с вами все тяготы, она понимает вас, выслушивает, прощает. Вы читаете вместе Библию, что-то пытаетесь сделать по дому. Третий час ночи — вы наконец засыпаете. Спать вам осталось не более 4-х часов.
В течении неделе у вас — стройка, починка дома молитвы, выезды на конференции, преподавание в семинарии, подготовка проповедей, малые группы, общение, наставление, преподавание на нескольких курсах, посещение больных, написание статей, книг, писем, подготовка к детским лагерям, проведение евангелизаций, запись радиопрограмм и аудиоподкастов, пастырское служение через интернет, вебинары и веб-конференции, душепопечительские беседы без права на ошибку, вытирание соплей, выжимание жилетки, ободрение, вселение надежды, заражение оптимизмом, выслушивание претензий и похвал.
А также, вам ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно читать, быть культурным, интересным, разносторонне образованным, духовным, знающим Библию, компетентным, радостным, вежливым, подтянутым, здоровым и еще раз радостным.
А вы не против! Вы действительно находите в этом счастье. Потому что Бог призвал вас быть пастором. Вы не променяете свою жизнь, ни на какую другую…
Вот только платили бы хоть чуть-чуть побольше… Но и это, в сущности, ерунда. Никто не обещал, что будет легко.
Будет непросто, но мы справимся…
О нас замолвил слово Господь!
пастор Павел Бегичев, специально для protestant.ru
|
|
|
|
|