Главная>Новости>Аналитика>«Протестантизм vs Патриотизм»/Часть первая
интервью

«Протестантизм vs Патриотизм»/Часть первая

«Протестантизм vs Патриотизм»/Часть первая
Автор: Сергей Быструшкин, христианский журналист.
08.02.2017

Патриотизм и вера – взаимоисключающие или «неслитно и нераздельно» связанные друг с другом константы?

Может, а вернее, должен ли христианин в свой Символ Веры включать любовь к стране, в которой родился? И почему в сознании большинства протестантизм не ассоциируется с религией, которую может исповедовать русский человек?

С чем вообще связаны предубеждения к этой ветви Христианства в нашей стране? Наверное, чтобы хоть немножко в этом разобраться (прежде всего мне самому), придется, как говорится, начинать от Адама.

Поскольку Россия исторически была сформирована как страна православная, в резкой оппозиции латинству, то Реформация если и затронула ее, то исключительно по касательной. Тем не менее, довольно скоро иностранцы – протестанты стали появляться и на ее территории. Это были купцы, чаще всего из Швеции, иногда прямые последователи Лютера, которые помимо торговли, знакомили русских людей со своим учением. Демонстрируя высокую степень приспособляемости к иным национальным, политическим, социальным и экономическим условиям, отличным от тех, в которых он возник и развился на Западе, протестантизм в России постепенно превратился из вероисповедания незначительного числа иностранцев, оказавшихся по своим делам в России, в вероисповедание сначала небольшой, но со временем всё более заметной части россиян.

Другим поводом появления протестантов в России было приглашение на службу специалистов из западных стран. Это были в основном протестанты из стран Северной Европы. Разумеется, активно поучаствовал в создании российской общины протестантов Петр Первый, который рьяно зазывал к себе специалистов, в основном из стран где протестантизм уже стал доминирующим. При Петре протестанты занимали важные государственные должности, получали высокие армейские чины, возглавляли развитие науки. В последствии их потомки обрусевали, при этом сохраняя свои немецкие, шведские и другие фамилии а также приверженность протестантизму. То есть до революции протестанты дворяне были вполне легитимной и уважаемой частью общества.

А вот в современной России отношение к протестантам очень неоднозначное.

Особенно в последнее время, когда в связи с "Законом Яровой", о котором я уже рассказывал, все религии, кроме четырех (Православие, Ислам, Иудаизм и Буддизм) оказались, если так можно выразиться, «вне закона». Протестантизм оказался в их числе.

Я решил узнать, как сами протестанты чувствуют себя в современной России и какие перспективы видят в изменении своего статуса. Ведь, положа руку на сердце, если спросить любого, даже образованного человека, разве он скажет, что протестантизм – это что – то, что близко русскому духу?

Об этом и о много другом я спросил Эльвиру Чипенко, прихожанку церкви «Слово Жизни» и ведущую молодежных программ христианского радио «Теос».

«Протестантизм vs Патриотизм»/Часть первая-Как вы считаете, почему у большинства верующих периода 90 – ых предубеждение, что с их национальности сочетается только Православие, а остальные ветви Христианства, грубо говоря, объявляются «вне закона»?

Исторически так сложилось, что Русь у нас православная. Это сегодня Россия — многонациональная и многоконфессиональная страна. И если католики с православными достаточно близки по образу действия (храмы, рясы, иконы, обряд Крещения и т. п.), то протестантов часто воспринимают как бунтарей. Ну, а раз это произошло на западе — западных бунтарей. А 90-е были замечательным временем, когда люди вновь знакомились с религией после 70-лет официального атеизма. Знакомиться проще с тем, что уже когда-то было: с Православием. Ставка на патриотизм в принципе не должна делаться с конфессиональным уклоном. А как же буддисты? А мусульмане? Они тоже часть нашей страны.

Я, многие мои друзья, даже священники очень тепло и по – братски относятся к протестантам. Но в нашей традиции, к сожалению, укоренилось противоположное восприятие. Если отбросить теорию, в принципе это предвзятое мнение о протестантах можно поменять?

Я не считаю, что у нас укоренилось понимание «протестанты — враги». Чужие и незнакомые, да, но не враги. Чтобы протестанты перестали считаться чужими, нужно больше общения, в том числе на уровне глав церквей, союзов, епархий.

Опрос альманаха "Лодка", помимо безграмотности 80 – ти процентов верующих, показал, что в принципе даже христиане в возрасте хотят объединения. Многие надеялись на встречу с Папой, а также на Вселенский Собор летом. Как Вы считаете, со временем это может быть использовано?

Церковь — это люди. И если человек считает себя православным, никто не будет внушать ему и говорить, что теперь он католик или протестант. Зачем? Главенствующая конфессия главенствует потому, что большинство людей склоняются к выбору этой конфессии. Желание что-то изменить может быть только изнутри, но никак не сверху. Например, в школах не только ОПК можно изучать, но и в принципе основы светской культуры и других религий. Школа дает обширные знания. Родители помогают детям в этом ориентироваться. Не нужно списывать ответственность за воспитание детей с себя на школу.

Как вообще в Протестантизме преломляется понятие Патриотизм?

Вопрос про преломление патриотизма некорректен. И в целом я развожу в разные стороны понятия патриотизм и вера. Они не обязательно должны быть связаны. Люди свободны в выборе, верить в Бога или нет, любить страну или нет. Если вы спрашиваете, призывает ли протестантизм в России к патриотизму, то отвечу так: христианство в принципе это делает, неважно, какая конфессия. Протестанты молятся за власти, за страну, чтобы был мир и была мудрость у начальствующих. Но это не значит, что католики или православные этого не делают или не хотят этого

Приведите примеры экуменических встреч (молодежных и не только) для знакомства конфессий друг с другом?

Чаще всего конференции и другие общехристианские события. На конференциях собираются все вместе. На Рождество протестанты ходят к католикам, православные к протестантам, на Крещение протестанты купаются в проруби с православными, на Пасху православные приходят к протестантам, и католики заглядывают. И так далее. Ходить в гости друг ко другу можно и без этих событий. Да, у меня есть друзья и среди православных и среди католиков. Никаких разногласий.

Посоветуйте три хороших фильма для знакомства с Протестантизмом.

Фильмы не посоветую, увы. Посоветую учебники истории и разговоры с богословами.

На ваш взгляд каковы перспективы изменения статуса Протестантизма?

Протестантизм в России уже признан как религия, и очень давно. А вот признания в народе нужно ещё подождать. Имею в виду полного признания и понимания.

Темы этой статьи
Еще по этой теме
Похожие статьи
"Шеф" № 11
"Шеф"- новый циклрассказов известногохристианского писателя С.Быструшкина. Анотация: "Зачем верить, когда знаешь?". Этот вопрос уже давно не дает покоя Патрику Штейну. Известный московский журналист, пережив клиническую...
"Шеф" № 5
"Шеф"- новый циклрассказов известногохристианского писателя С.Быструшкина. Анотация: "Зачем верить, когда знаешь?". Этот вопрос уже давно не дает покоя Патрику Штейну. Известный московский журналист, пережив клиническую...
"Человек без камилавки" №12
"Человек без камилавки"- цикл рассказов известного христианского журналиста и писателя Сергея Быструшкина, о приключениях миссионера Феликса Лефортова. Как сам автор пишет о своем герое: "Феликс Лефортов - журналист по...
"Человек без камилавки" №10
"Человек без камилавки"- цикл рассказов известного христианского журналиста и писателя Сергея Быструшкина, о приключениях миссионера Феликса Лефортова. Как сам автор пишет о своем герое: "Феликс Лефортов - журналист по...
О молодых христианах
В свое время я проводил исследование на тему того, остались ли в наше время молодые христиане? И есть ли им вообще дело до своей веры. Не поверите – но когда – то мне действительно казалось, что юный христианин...
Как стать христианином – Христиане.ру