Патриотизм и вера – взаимоисключающи
Может, а вернее, должен ли христианин в свой Символ Веры включать любовь к стране, в которой родился? И почему в сознании большинства протестантизм не ассоциируется с религией, которую может исповедовать русский человек?
С чем вообще связаны предубеждения к этой ветви Христианства в нашей стране? Наверное, чтобы хоть немножко в этом разобраться (прежде всего мне самому), придется, как говорится, начинать от Адама.
Поскольку Россия исторически была сформирована как страна православная, в резкой оппозиции латинству, то Реформация если и затронула ее, то исключительно по касательной. Тем не менее, довольно скоро иностранцы – протестанты стали появляться и на ее территории. Это были купцы, чаще всего из Швеции, иногда прямые последователи Лютера, которые помимо торговли, знакомили русских людей со своим учением. Демонстрируя высокую степень приспособляемост
Другим поводом появления протестантов в России было приглашение на службу специалистов из западных стран. Это были в основном протестанты из стран Северной Европы. Разумеется, активно поучаствовал в создании российской общины протестантов Петр Первый, который рьяно зазывал к себе специалистов, в основном из стран где протестантизм уже стал доминирующим. При Петре протестанты занимали важные государственные должности, получали высокие армейские чины, возглавляли развитие науки. В последствии их потомки обрусевали, при этом сохраняя свои немецкие, шведские и другие фамилии а также приверженность протестантизму. То есть до революции протестанты дворяне были вполне легитимной и уважаемой частью общества.
А вот в современной России отношение к протестантам очень неоднозначное.
Особенно в последнее время, когда в связи с "Законом Яровой", о котором я уже рассказывал, все религии, кроме четырех (Православие, Ислам, Иудаизм и Буддизм) оказались, если так можно выразиться, «вне закона». Протестантизм оказался в их числе.
Я решил узнать, как сами протестанты чувствуют себя в современной России и какие перспективы видят в изменении своего статуса. Ведь, положа руку на сердце, если спросить любого, даже образованного человека, разве он скажет, что протестантизм – это что – то, что близко русскому духу?
Об этом и о много другом я спросил Эльвиру Чипенко, прихожанку церкви «Слово Жизни» и ведущую молодежных программ христианского радио «Теос».
-Как вы считаете, почему у большинства верующих периода 90 – ых предубеждение, что с их национальности сочетается только Православие, а остальные ветви Христианства, грубо говоря, объявляются «вне закона»?
Исторически так сложилось, что Русь у нас православная. Это сегодня Россия — многонациональна
Я, многие мои друзья, даже священники очень тепло и по – братски относятся к протестантам. Но в нашей традиции, к сожалению, укоренилось противоположное восприятие. Если отбросить теорию, в принципе это предвзятое мнение о протестантах можно поменять?
Я не считаю, что у нас укоренилось понимание «протестанты — враги». Чужие и незнакомые, да, но не враги. Чтобы протестанты перестали считаться чужими, нужно больше общения, в том числе на уровне глав церквей, союзов, епархий.
Опрос альманаха "Лодка", помимо безграмотности 80 – ти процентов верующих, показал, что в принципе даже христиане в возрасте хотят объединения. Многие надеялись на встречу с Папой, а также на Вселенский Собор летом. Как Вы считаете, со временем это может быть использовано?
Церковь — это люди. И если человек считает себя православным, никто не будет внушать ему и говорить, что теперь он католик или протестант. Зачем? Главенствующая конфессия главенствует потому, что большинство людей склоняются к выбору этой конфессии. Желание что-то изменить может быть только изнутри, но никак не сверху. Например, в школах не только ОПК можно изучать, но и в принципе основы светской культуры и других религий. Школа дает обширные знания. Родители помогают детям в этом ориентироваться. Не нужно списывать ответственность за воспитание детей с себя на школу.
Как вообще в Протестантизме преломляется понятие Патриотизм?
Вопрос про преломление патриотизма некорректен. И в целом я развожу в разные стороны понятия патриотизм и вера. Они не обязательно должны быть связаны. Люди свободны в выборе, верить в Бога или нет, любить страну или нет. Если вы спрашиваете, призывает ли протестантизм в России к патриотизму, то отвечу так: христианство в принципе это делает, неважно, какая конфессия. Протестанты молятся за власти, за страну, чтобы был мир и была мудрость у начальствующих. Но это не значит, что католики или православные этого не делают или не хотят этого
Приведите примеры экуменических встреч (молодежных и не только) для знакомства конфессий друг с другом?
Чаще всего конференции и другие общехристианские события. На конференциях собираются все вместе. На Рождество протестанты ходят к католикам, православные к протестантам, на Крещение протестанты купаются в проруби с православными, на Пасху православные приходят к протестантам, и католики заглядывают. И так далее. Ходить в гости друг ко другу можно и без этих событий. Да, у меня есть друзья и среди православных и среди католиков. Никаких разногласий.
Посоветуйте три хороших фильма для знакомства с Протестантизмом.
Фильмы не посоветую, увы. Посоветую учебники истории и разговоры с богословами.
На ваш взгляд каковы перспективы изменения статуса Протестантизма?
Протестантизм в России уже признан как религия, и очень давно. А вот признания в народе нужно ещё подождать. Имею в виду полного признания и понимания.
|
|
|
|
|