Главная>Новости>Аналитика>«Вызов Церкви. Экуменическая экклезиология Ганса Кюнга».
эксклюзив

«Вызов Церкви. Экуменическая экклезиология Ганса Кюнга».

«Вызов Церкви. Экуменическая экклезиология Ганса Кюнга».
Богословский семинар: «Вызов Церкви. Экуменическая экклезиология Ганса Кюнга».
11.04.2013

В минувший понедельник, 8 апреля 2013 года, в офисе Всероссийского содружества евангельских христиан, состоялся Богословский семинар по книге Ганса Кюнга "Церковь".

В работе семинаро участвовало  25 человек, представляющих богословские и научные круги католиков, православных и протестантов.

«Вызов Церкви. Экуменическая экклезиология Ганса Кюнга».Один из докладчиков, Иннокентий Павлов, в интервью нашему корреспонденту сказал, что интерес к книге Кюнга вызван активной дискуссией среди богословов относительно «историчности» Иисуса Христа.

Другой участник дискуссии, протестантский пастор Михаил Дубровский в своем докладе коснулся вопросов экуменической экклезиологии, как одного из основных вызовов для современной Церкви, которые также затрагивает Ганс Кюнг в своей книги.

«Вызов Церкви. Экуменическая экклезиология Ганса Кюнга».Участники семинара пришли к выводу, что начатый диалог по данным богословским вопросам необходимо продолжать, поэтому в ближайшее время будут определены даты последующих встреч способствующих межконфессиональной богословской дискуссии.

 

Тезисы докладов


Тезисы доклада  Михаила Дубровского:

«Вызов Церкви. Экуменическая экклезиология Ганса Кюнга».В основе книги лежит экуменический подход: Кюнг видит Церковь единой, и это видение вынуждает его перестраивать экклезиологию; фактически, он создает новую, экуменическую экклезиологию.
Тут звучит вызов Церкви: понимание Церкви как Тела Христова бросает вызов нашей вере, заставляет по-новому переосмысливать привычные представления. Кюнг постоянно ставит  вопрос: что для нас важнее - привычные представления и традиции либо евангельская истина?

 

I. Способ реконструкции
1) Возвращение к Новому Завету как основному источнику и авторитету: вернуться назад, чтобы сделать шаг вперед! Пожалуй, нигде так часто не цитируется лозунг реформаторов: Ecclesia semper reformanda est (Поскольку церковь состоит из грешных людей, она постоянно деформируется и потому должна снова и снова реформироваться в соответствие с Евангелием. С. 458)
2) Возврат назад не позволяет найти идеальную форму - потому должны быть положены принципы, которые неизменны, но по-разному преломляются; нужно брать Церковь в ее историческом движении через время к Вечности.
3) Есть значительное разнообразие в Новом Завете - это тоже принцип, наряду с общими базовыми: единая Церковь едина только во многообразии!

II. Апостольская преемственность
1) Церковь - экклесия - это община верующих. Важно, что эта община пребывает в общении с другими, иначе это - секта (размер при этом не важен, секта м.б. и большой). Принципиально важно, что именно община верующих является носителем церковности, а не епископ, которого вообще может не быть!
2) Преемственность апостолам - не в формальной точности цепочки рукоположений. Кюнг вообще не считает, что таинства действуют в отсутствие веры. Если бы все происходило автоматически, "тщетна вера, бессмысленно обетование". Кроме того, это означало бы, что реальность Церкви может исчезнуть, если в цепи обнаружится разрыв. А что такое, возможно, тот же Кюнг показывает на примере общины Рима: исторически невозможно показать, что Петр рукоположил первого Римского епископа. Да и в принципе утверждение, что апостолы рукополагали первых епископов в том смысле, как это понимается традицией - утверждение, более чем сомнительное.
3) Апостольскую преемственность Кюнг предлагает понимать как верность общины апостольскому духу: (1) верность евангельскому учению, (2) образ жизни, основанный на НЗ принципах и (3) устремленность на проповедь Евангелия.

III. Харизматическое и пасторское управление в Церкви
1) Церковь есть сообщество в Духе Святом или, говоря словами Кюнга, духовное строение, и созидается благодаря действию духовных даров, которыми одарован каждый христианин;
2) роль пасторского служения и его связь с апостольским служением;
3) Связь пасторского служения с пророческим, учительским и другими дарами;
4) Соборность в управлении: роль пастырей и участие народа.

IV. Всеобщее и особое священство
1) Каждый христианин является священником. Кюнг наглядно показывает, что НЗ применяет термин 'священник', "священство" (будь то иерей или клир) ко всем верующим, не выделяя в этом смысле никакого отдельного сословия "особого священства";
2) Кюнг выделяет людей, призванных к созиданию общины - пастырей; они такие же священники, как и прочие, просто специфика их даров и призвания требует особого признания их служения общиной как руководителей.

V. Служение Петра и примат Папы
1) Кюнг предполагает, что из НЗ можно сделать вывод о лидерстве Петра в группе апостолов. А из истории Церкви можно увидеть особый авторитет Римской церкви среди других. Однако Кюнг явно отрицает, что этот авторитет хоть как-то связан с тем, что ап. Петр принял мученическую смерть в Риме либо рукоположил первого римского епископа;
2) Кюнг разворачивает мысль, что первенство епископа Рима - не в объеме власти, а в готовности служить;  можно говорить, что такой подход должен исповедовать не только епископ Рима, но и любой служитель Церкви, да и любой христианин вообще!
3) Встает вопрос: а что если такой пример показывает не римский, а какой-то иной епископ? Значит ли это, что кафедра Петра может не иметь постоянной локализации? Но в этом случае логичным было бы утверждать, что дух Петра пребывает в Церкви в целом, а не привязан ни к Риму, ни к епископату в принципе.

 

Тезисы доклада о. Инокентия Павлова:

1. Говоря о задаче нового издания своего известного труда Кюнг пишет: «Для автора во всем было важно разъяснить не столько вопросы христианской догматики, сколько – конечно, всегда в свете личности и судьбы самого Иисуса Христа – объяснить, что значит быть христианином на практическом уровне. На это указывало уже первоначальное название книги „Быть христианином“! Это подчеркивается и в новом названии ее краткой редакции: „Христианский вызов“! ». Однако прежде чем подойти непосредственно к Иисусу из Назарета, Ганс Кюнг обращается к некоторым темам прежнего издания своей книги, писавшейся четыре десятилетия тому назад. Делает он это, очевидно, с целью последующего ответа на вопрос о том, в чем же теперь состоит христианский вызов. Причем не иначе, как в свете жизни и учения Иисуса. Первой в этом ряду становится тема секулярного мира, в котором проходила долгая и при этом весьма плодотворная жизнь автора. «В наше время, — указывает в связи с этим Кюнг, — человек прежде всего желает быть человеком. Не сверхчеловеком, но и недочеловеком. Полностью человеком – и в как можно более человечном мире. Разве не удивительно, насколько человек овладел миром, как он отважился на прыжок в космос и, еще ранее, на спуск в глубины своей собственной души? Разве не удивительно, что тем самым он взял в свои руки многое, и даже почти все то, за что раньше отвечали Бог, сверхчеловеческие и сверхмировые силы и духи, и действительно стал взрослым?» . Здесь явно просматривается аллюзия к психоанализу Зигмунда Фрейда, но куда важнее оказывается аллюзия к Дитриху Бонхёфферу с его идеей взросления человечества (во всяком случае, европейского) и, соответственно, с утратой исторической церковью языка, на котором бы она могла с ним изъясняться . Тем не менее, Кюнг пытается найти язык, на котором бы он как богослов мог говорить с секулярным миром. Да и не только он сам, но, что куда для него важнее, современные ему христианские церкви. Для него это важно еще и потому, что даже внутри христианского мира они не находят «ясных практических решений» относительно вопросов «веры и церковного устройства» . Посему Кюнг предлагает историческим христианским церквам обратиться к вопросам практического христианства, когда бы они «легко договорились <…> в отношении своих требований к обществу». «В Риме и Женеве, в Кентербери, Москве и Солт-Лейк-сити, — пишет он далее, — можно было бы, по крайней мере, теоретически, подписать следующую гуманистическую программу: развитие человека и человечества; защита прав человека и религиозной свободы; борьба за устранение экономической, социальной и расовой несправедливости; требование международного взаимопонимания и ограничения вооружений; восстановление и сохранение мира; борьба с неграмотностью, голодом, алкоголизмом, проституцией и торговлей наркотиками; медицинская помощь, здравоохранение и другие виды социальной поддержки; помощь находящимся в нужде людям и жертвам природных бедствий…» . Данный пассаж из книги 1974 г. не случайно оказался в новом ее сокращенном варианте. Здесь явно просматривается концепция Weltethos, разработанная Кюнгом уже на рубеже тысячелетий, но которая возводится им изначальной вести Иисуса.

2. Начиная с середины 1950-х гг. и особенно во времена, когда Кюнг писал свою «знаменитую» книгу, стало принято (и справедливо) сравнивать провозвестие Иисуса с учением Кумранской общины. Это, действительно, обогатило взгляд исследователей на общую картину религиозно-политической жизни, в которой действовал Иисус. В связи с этим весьма ценным мне представляется следующее наблюдение Кюнга: «Он (Иисус) не принадлежал истеблишменту или революционной партии и не хотел уходить от обычной жизни и быть аскетичным монахом. Очевидно, Иисус не соответствовал той роли, которую ожидали, которую некоторые связывают со святым или святоподобным человеком или даже пророком. Для этого он был слишком нормальным – в своей одежде, в своих трапезных обычаях, во всем своем поведении. Он выделялся не благодаря своему эзотерически-благочестивому стилю жизни, он выделялся благодаря своей вести. А она была совершенно противоположна эксклюзивной, элитарной идеологии „сынов света“. Не люди производят разделение, лишь Бог, видящий сердца, может сделать это. Иисус возвещает не суд мести над чадами мира и тьмы, не царство для элиты совершенных. Он возвещает Царство безграничной благости и безусловной благодати именно для потерянных и бедствующих. В отличие от мрачного учения Кумрана и строго призыва к покаянию Крестителя, весть Иисуса является необычайно радостным известием. Сложно определить, использовал уже сам Иисус слово „евангелие“ или нет. Однако то, что он хотел сказать, в любом случае, было не грозной вестью, но во всеобъемлющем смысле слова „радостной вестью“. Прежде всего для тех, кто не является элитой и знает об этом» . Здесь требуются некоторые пояснения для русскоязычного читателя относительно выделенной Кюнгом формулы Царства, возвещаемого Иисусом. Выражение «потерянные и бедствующие» есть прямая аллюзия к притче, которая по-славянски и по-русски называется «О блудном сыне», тогда как в европейских языках она именуется не иначе как «О потерянном сыне» (см. сказанное в Лк 15:24,32). Так, человек, оказавшийся потерянным для Бога и бедствующий, а точнее испытывающий моральный дискомфорт вследствие своего положения, при возвращении к Богу как к любящему Отцу становится причастником той самой безусловной благодати, т.е. любви, которая не считается с теми или иными заслугами.

3. Развивая эту тему, Кюнг приходит к следующему, на мой взгляд, очень важному наблюдению, позволяющему понять – что есть оригинальное, т.е. настоящее христианство: «Никакая дискуссия не может скрыть факт, что Иисус был на стороне бедных, плачущих, голодных, безуспешных, безвластных, незначительных. Богатых, собирающих сокровища, которые могут уничтожить ржавчина и моль и могут похитить воры, и прилепляющих свое сердце к богатству со всей их скупостью, он приводит в качестве устрашающего примера. Успех, социальное восхождение не значат для него ничего: возвышающий себя будет унижен – и наоборот. Иисусу чужды люди, которые в уверенности и безопасности сковали себя преходящими благами этого мира. Человек должен принять решение, он не может иметь двух богов. Там, где богатство встает между Богом и человеком, где человек служит деньгам и делает деньги идолом, там звучат слова „горе богатым“, которые Лука, вероятно, сам противопоставляет словам о блаженстве бедных» . Здесь, пусть и несколько по касательной, Кюнгом затронута очень важная, еще со времен Давида Штрауса, проблема подлинных слов Иисуса (ipsissima verba Jesu). Думаю, что Кюнг прав, относя, сказанное в Лк 6:24 и дал. не к самому Иисусу, а к Sitz im Leben (месту в жизни) общины, по всей видимости иудео-христианской, терпящей бедствие после катастрофы Иерусалима 70 года. Впрочем, и сказанное в Лк 6:20b: «Блаженны нищие, потому что ваше есть Царство Бога», вопреки авторитетному мнению Иоахима Иеремиаса (1900–1979) , я бы также отнес к интерпретации указанной общиной в указанное время подлинных, на мой взгляд, слов Иисуса в Мф 5:3. Не стану теперь развивать эту тему, поскольку это заняло бы слишком много времени и места. Отмечу лишь, что наблюдения Кюнга за словами и делами Иисуса и их историческим контекстом очень даже пригодятся в будущих дискуссиях.

4. Теперь пора перейти к теме Иисуса как Христа, Сына Божьего. Какова же функция Иисуса в этом качестве в христологии Кюнга? Здесь она определятся как представительство . В связи с этим Кюнг отмечает: «Уже в земной жизни исторический Иисус из Назарета, поскольку он провозглашал Царство и волю Бога словом и делом, выступил как публичный поверенный в делах Бога. <…> Он жил, страдал и боролся на основании необъяснимого опыта Бога, присутствия Бога, уверенности в Боге, даже из уникального единства с Богом, которое позволяло ему обращаться к Богу как к своему Отцу. Тот факт, что в общине его называли „Сыном“, мог быть отблеском, падающим на его лик от благовествуемого Бога Отца. Ввиду этого был понятен переход к традиционному титулу „Сын Божий“» . И уже говоря о послепасхальном Иисусе как о превознесенном Христе, Кюнг пишет: «Даже как возвышенный к Богу, Иисус, возвещавший не себя самого, но Царство Божье, не стал самоцелью. Именно как Сын Божий, как представитель, делегат, заместитель он является во всем живым указанием на Бога Отца, который больше его . Он – „предтеча“ Бога по отношению к людям, прежде чем сам Бог достиг их. И одновременно он – „предтеча“ людей по отношению к Богу, идентифицируя себя со следующими и не следующими за ним. Его господство еще не окончательно. Оно предварительно, провизорно. Оно пребывает под знаком «уже, но еще не“, между исполнением и завершением, временем и вечностью. Тем самым цель истории, возвещенная Иисусом, не изменилась ввиду того, что он стал из вестника возвещаемым: целью было и остается Царство Божье, в котором победило дело Божье, абсолютное будущее стало настоящим и представитель возвратил свое господство тому, кого он представлял, чтобы Бог был не только во всех, но и всем во всех» . Здесь Кюнг в основном следует христологии Павла, причем не только прямой аллюзией к 1 Кор 15:25–28, но и имплицитной к Рим 8:18–21, имея в виду упоминание Павлом «творения», т.е. человечества, которое «также будет освобождено от рабства тлению к свободе славы детей Божьих». На Павла здесь же указывает и обозначение его керигмы, данное еще в 1936 г. Чарльзом Доддом .

5. Ну а как быть с церковью, основанной Иисусом? Этот вопрос, как известно, является самым притыкаемым камнем в вот уже более столетия длящихся экуменических диалогах и полилогах. Кюнг выводит его из тесных экклезиологических рамок, открывая ему широкий простор общественных отношений. Вот что он в связи с этим пишет: «Иисус требует от своих учеников добровольного служения без порядка старшинства. Там, где индивидуум или группа идет по пути Иисуса Христа, не требуется несбыточного уничтожения субординации в обществе. Однако предлагается общее взаимное служение как новая возможность общественной жизни» . Это высказывание принципиально важно. По сути, оно предваряет одно из важнейших открытий «третьего поиска» исторического Иисуса, сделанного Джоном Домеником Кроссаном, а именно безброкерного характера Царства Бога, возвещаемого Иисусом, в котором отсутствуют привычные в религиозной и политической сферах отношения патроната-клиентуры .

Как видим, основные идеи Кюнга относительно теологии и антропологии, христологии и экклезиологии, высказанные им без малого четыре десятилетия тому назад, не только не утратили актуальности, но явили собой классические места как для современного богословия, так и для научного изучения христианства как оригинального, так и исторического.

 

Пресс-служба Медиа-холдинга «Протестант»

Темы этой статьи
Еще по этой теме
Похожие статьи
Душепопечение в Ессентуки
20 мая на базе церкви «Ковчег» г. Ессентуки прошли семинары на тему: «Внутреннее обустройство церкви «душепопечение». Основным спикером семинаров был автор большого количества книг, профессор и миссиолог мирового масштаба...
«Настоящая любовь побеждает»
«В любви нет страха…» 1-е Иоанна 4:18 Парни и девушки общаются, влюбляются и затем... Взрослые хватаются за голову: «Все ли будет в порядке и благопристойно?», «Сможет ли молодежь принять правильные шаги и развивать...
Месяц с известнейшими евангелистами Европы
Дорогие друзья! Приглашаем насеминар "Служение евангелиста" с15октября по16ноября вМоскве. Вы проведете время вобщении иснаряжении духовными дарами вместе сКарлом Густавом Севериномиизвестнийшими евангелистами Европы. Втечение...
Научиться благовестию может каждый
Научиться благовестию может каждый ! Перед Пробуждением важна подготовка. Благовестию всовременных условиях нужно учиться! Идет набор на4-месячные online-семинары поблаговестию"3шага": Преимущества семинаров: Вы можете...
Миссионерство в свете «закона Яровой»
Наталья распространяет газеты «Сокрытое сокровище» и «Ключи к здоровью» возле станции метро, расположенной недалеко от ее дома. Литературу привозит в хозяйственной сумке-тележке регулярно, раз или два в неделю, и бесплатно...
Как стать христианином – Христиане.ру