Автор: Александр Негров
Говоря о Реформации, необходимо вспомнить, что в свое время Лютер обратил внимание на профессиональное призвание человека, конечно, с богословской точки зрения.
Лютер способствовал смене акцентов – от «Arbeit» к «Beruf», от восприятия работы как Божественного наказания (за грех Адама) к принятию труда как Божественного призвания. По Лютеру, христианин должен ценить свои профессиональные обязанности (ручной и другой труд) даже выше, чем аскетическое монашеское служение, т.е. относиться к церковно-духовны
Во времена Лютера была необходимость акцентировать «спасение» (оправдание!) Богоугодного созидательного труда, который не укладывался в реалиях монашеской жизни Церкви. Я нахожу лютеровскую мысль о профессиональном призвании актуальной и в наши дни, в нашем контексте (хотя, возможно, с другими ударениями).
Наше время и вызовы будущего требуют иных уточнений касательно связи христианской духовности и труда (индивидуального или коллективного). Считаю важным поднимать вопросы и находить ответы о духовных основаниях, которые важны для обретения полноценной христианской жизни не только в выходные дни, но и в трудовые.
Что означает поставить вопрос о христианской духовности на рабочем месте?
Это значит высветить грани достаточно сложного теологического конструкта, который соприкасается с многоликой трудовой деятельностью человека в современной культуре. Богословие труда предполагает проработку вопросов о Боге, Его труде, о назначении человека, о сути Божествененного промысла соработничества с человеком, о тяжёлом, опасном и несправедливом труде как следствии грехопадения, о труде спасенных по вере во Христа и т.д. Богословские вопросы могут и должны затронуть аспекты профессиональног
Предлагаю обозначить более узкую проблематику, как она мне представляется. Христианская духовность, укорененная в нашей вере во Христа, - одухотворение ВСЕЙ нашей жизни, включая нашу трудовую деятельность. Для многих христиан, однако, понимание личных предназначения и духовности редко проникает в пространство рабочего места, рабочих будней. Христиане, работодатели или трудоустроенные в различных светских (нерелигиозных) организациях (коммерческих, некоммерческих и т.д.), искусственно ассоциируют духовную жизнь и практики только с деятельностью осуществляемой поместными церквями или так называемыми христианскими организациями (парацерковными и др.). Христианская духовность на «светском» рабочем месте нередко понимается как исполнение законов трудовой дисциплины и морали (как дело обстоит на практике – это уже другой вопрос) или как место для миссионеркой деятельности. Редко можно встретить христианина, который будет рассказывать о своей работе как о духовном опыте. Поэтому, моя цель, в данной статье, – обратить внимание на необходимость дальнейших исследований и размышлений о той связи, которая имеется между христианской духовностью и рабочим местом, местом работы и работой в целом.
Библейско-богосл
С богословской точки зрения, говорить о «духе» или «духовности» – значит иметь в виду нечто дарующее жизнь и одушевляющее кого-либо. Понятие «духовность» в отношении христианской веры – то, что её движет и мотивирует, то, что помогает верующим людям развивать и поддерживать веру, поступать в соответствии с верой. В литературе можно найти различные определения понятия «христианская духовность». Мне нравится определение Кейса Ваймана. Он постулирует, что «духовность» – процесс трансформирующих взаимоотношений Бога с человечеством1.
Христианская духовность – уникальная характеристика жизненного опыта христианина, которая обнаруживается в отношениях с Богом, с собой и с окружающими и связана с различными категориями: идентичность, смысл жизни, личное призвание, принадлежность, эффективность и т.д. Образ подлинной духовности открыт нам Богом через Его Сына. В нашем опыте христианская духовность возникает благодаря Божественному Духу, возрождающему в нас способность к сотворчеству с Богом и противлению злу и т.д.
О христианской духовности в 1 Кор 2:6-3:4
О христианской духовности, следуя лютеровской идее Sola Scriptura и в протестантской традиции приоритета Библии в вопросах веры, лучше говорить на основании всего Священного Писания, не выборочно. Такой подход, конечно, требует масштабной работы. Однако чтобы начать дискуссию о христианкой духовности на рабочем месте на основании Библии я предлагаю обратиться к пониманию христианской духовности, предложенном в учении Апостола Павла, а именно – в 1 Кор2:6-3:4. Интерпретация библейского текста, конечно, требует от нас адекватного герменевтическог
Заметим, что один из главных тезисов Первого послания к коринфянам заключается в том, что Церковь, располагая духовной силой, может являть собой пример гармоничного взаимодействия людей для достижения общей цели. Церковь как Тело Христово созидается благодаря тому, что все уверовавшие во Христа были помещены в него Духом Святым (1 Кор 12:13). В домостроительств
По Павлу, духовная зрелость христиан (или совершеннолетие; см. 1Кор 14: 20) выражается именно в признании важности крестной смерти Иисуса Христа и в практическом подражании Христу в повседневной жизни (Фил 3:15; Кол 1:28). В Церкви Божией происходит общение с Сыном Божиим (1Кор 1:9), Который является гарантом духовности христиан, их праведностью, освящением и искуплением (1Кор 1: 30). Напротив, в представлении же жителей древнего Коринфа, не принадлежащих к христианским общинам, понятия «совершенство» и «зрелость» носили сугубо философский и художественно-ис
По Павлу, духовность заключается в том, что Бог через Самооткровение позволяет человеку стать сопричастником того, что является духовным (1 Кор 2:10-12, 14-15). Все духовные вопросы разрешаются только Духом Святым и «от Духа Божия» (1Кор 2:10; 6:19; 12:3). Духовность возникает при стремлении человека к Богу, искании жизни с Богом. Духовность богоцентрична; она основана на работе Духа Святого в человеке. Душевность человека, по Павлу, имеет антропоцентричес
Апостол Павел подмечает, что называясь христианами, верующие в Коринфе не подчинили себя полностью Духу Божию, и, следовательно, без Его влияния поступали недостойно звания христиан (их поведение было похоже на поведение непослушных детей; 1Кор 3:1). Апостол тщательно подбирает слова и приемы, чтобы показать реальную картину. В 1Кор 3:1 он утверждает что при всем своем желании он не мог разговаривать с христианами Коринфа как с духовными. Во-первых, Павел замечает с сарказмом, христиане – обыкновенные люди, они еще в физическом теле (1Кор 3:1; «имеющие плоть»; греч. – саркиной). Они не стали неземными существами (хотя о себе, возможно, они именно так и думали). Во-вторых, безнравственные (плотские, бездуховные; греч. – саркикой) поступки коринфских христиан (1Кор 3:3) указывают на их духовную незрелость, на их младенчество во Христе. (Заметим, что Ап. Павел не называет их душевными людьми, т.е. неверующими!).
Следуя учению Ап. Павла в 1Кор 2:6-3:4, о христианской духовности можно размышлять в нескольких направлениях: обращаясь к личности Богочеловека Иисуса Христа (т.е. христологически)
Духовность последователей Иисуса Христа возможна благодаря Духу Божию, потому что духовность – результат деятельности Святого Духа (продукт субъекта, т.е. объективация Духа). По Павлу, христианин столь духовен и целостен, сколь приобщен к Христу: ищет Христа, живет с Христом, живет Христом, живет во Христе (именно в посланиях Павла фраза «во Христе» используется больше всего, а контекст, в котором она используется, являет собой практические примеры жизни во Христе и, таким образом, христианской духовности). Духовное возрождение приходит к человеку тогда, когда он или она отвечает верой на Божественное откровение, верой принимает Христа, верой духовно соприкасается с личностью Бога и открывает свою душу и сердце Божественной истине о силе Бога воскресить не только Иисуса Христа из мертвых, но и воскресить духовно мертвых людей, оживить физический труд в духовную деятельность.
Исторический факт и богословское значение физического воскресения Иисуса Христа из мертвых, на мой взгляд, необходимо связывать с нашим пониманием христианской духовности не только как с некими богословскими рассуждениями и «духовными» практиками, но с реальной физической и практической жизнью христианина как что ни на есть духовной жизнью (1Кор 6:14).
Отношения христианина с Богом Отцом должны выстраиваться через духовную принадлежность к Богу Сыну, которая стала возможной по рождению от Духа. Важно помнить, что духовность данность появляется не сама собой, но в результате соработничества с Богом! Дух Божий, в свою очередь, преображает человека, конечно, без насилия над человеком, открывая заложенный в нем потенциал «возлюбить Бога» и «возлюбить ближнего» (см. Мк. 12:30-31, ср. Мф. 22:39; Лук. 10:27). Эти две заповеди проецируют возможность достижения гармонии духовного и вещественного начала в человеке и обществе, в настоящем и в будущем.
Учение Ап. Павла о христианской духовности в 1Кор 2:6-3:4 можно суммировать в трех главных частях:
(1) Бог по своей благодати через Христа (ср. 1:4, 30) спасает людей, устанавливает духовные ориентиры (ср. 8:6), призывает их к общению с Богочеловеком (ср. 1:9), Который является Божественной премудростью для людей.
(2) Бог открывает Духом Своим Божественную тайну и мудрость о Христе (Ср. 1:10; направляет действия христиан в верное русло (Ср. 12:3; 12:7).
(3) Христиане призваны искать и воспринимать Божественную мудрость (1:2; 2:4-5, 12); у них есть доступ к разумению и реализации того, что от Бога (2:10-12; 12:7-11); в послушании Богу и верности Христу (ср. 3:11), они направляют свои усилия на укрепление единства в Церкви (ср. 12:12-13; 4:12) как соработники у Бога (3:5-10). Значимость последователей Христа в том, что они делают дело Господне (16:10-11) соответственно Божественным критериям и стратегиям (2:1-5). Как носители образа Божия они обладают творческим потенциалом и разумом для созидательных решений и действий.
Что можно сказать об учении Апостола Павла в 1Кор 2:6-3:4 применительно к трудовой деятельности христиан? Признаем, что перед нами непростая задача свести горизонты библейского текста (учение Апостола, обращенное к поместной общине в древнем Коринфе, но одновременно и ко всем христианам) и рабочего места (как современной ситуации, в которой находятся множество трудоспособных христиан). Возможные контекстуальные связи многочисленны. Их перечисление и проработка выйдет за рамки нашей задачи. Однако замечу, что если строить мост от нашего понимания богословско-прак
1Кор 2:6-3:4 позволает говотить о христианской духовности на рабочем месте не прямо, но косвенно, и, как мне представляется, как минимум в трех аспектах (христологическо
Конечно, познание Бога и жизнь (трудовая деательность) в соответствии с Его волей возможны благодаря взаимодействию творческих энергий в человеке (антропоургия) и делом Бога в человеке (теургия). В свое время о. Сергий Булгаков указал на важный вопрос о Божьем непосредственном участии и водительстве в созидательной творческой деятельности человека. Непосредственное участие Бога – теургия по Булгакову – «действие Бога, излияние Его милующей и спасающей благодати на человека... продолжающееся во времени и непрерывно совершающееся Боговоплощение, не прекращаяющее действие Христа в человечестве». Эта концепция теургии исторически связана с нисхождением Духа Святого в День Пятидесятницы, является истинным описанием прихода божественной силы, предназначенной для всех богоугодных практических и творческих дел.
С моей точки зрения необходимо и уместно говорить о практических вопросах христианской духовности на рабочем месте, о нашем духовной жизни в рабочие часы, дни и недели, когда мы прислушиваемся к Божественной мудрости данной нам во Христе и открываемой нам Духом. Жизнь с Богом и соработничество с Ним, испытанные в процессе работы – уникальный опыт верующих людей, который непросто конкретизировать и обобщать. Это живой опыт, который возможно испытать, но не всегда легко описать.
Нужно признать, что использование какой-либо христианской терминологии для передачи идей «духовности на рабочем месте» без четких дефиниций и разъяснений может вызвать различные недоразумения. Чтобы избежать этого, необходимо искать адекватные способы передачи идей христианской духовности тем сотрудникам (или руководителям) организаций, которые малознакомы с христианством.
Духовность в организациях
Интерес к духовности в организациях – один из значительных трендов в области современного организационного менеджмента. В 2001 году международная Академия менеджмента (Academy of Management – AOM) создала специализированн
В литературе указывается на отличие понятия «духовность на рабочем месте» от «веры/духовности на работе». Под «духовностью на рабочем месте» понимается организационная культура, отражающая положительную духовность, которая помогает людям в их личном духовном поиске даже в то время, когда они находятся на работе. Это можно понимать как обретение духовности, которой обладает организация (например, христианская религиозная организация или христианская бизнес-компания)
Юркевич и Джиакалоне полагают, что духовность на рабочем месте можно рассматривать как «измеряемый аспект культуры организации, гармонично предоставляющий чувство связанности с миром посредством рабочего процесса»7. С их точки зрения работодателей и работников различных организаций можно оценить по следующим 10 ключевым критериям: благотворительно
Порой люди убеждены, что они являются частью Высшего Смысла и, следовательно, имеют внутренние желание или ощущение реализовать свое призвание в соответствии с Промыслом. По Липс-Вирсма, такие люди, считающие себя духовными, предпочли бы работать в тех организациях, которые могли бы удовлетворить четыре их пожелания: (1) предоставить возможности для личностного развития и возможности быть самим собой; (2) возможность обрести опыт единства с другими; (3) предоставить среду для самовыражения; и (4) возможность служить другим8. Эффективное организационное руководство должно учитывать эти четыре ожидания духовных людей как стратегию, необходимую для эффективности организации.
В некоторых современных теориях организационного менеджмента существует мнение, что духовность является конкурентоспособ
Заключение
Мера христианского совершенства и христианской духовности – мера персонификации Христа в жизни христианина, включая рабочие будни и пространство. Веруя, что Дух все проницает (1Кор 2:10), есть смысл в поиске того, чтобы рассматривать дело Духа на нашем рабочем месте, результат действия Духа в нас и в окружающих.
У Бердяева мы встречаем призыв к созданию царства труда, в котором будет преодолен дуализм теоретического и практического разума, умственного и физического труда9. Полагаю, необходимым определять и делать новые шаги на пути созидания царства христиански одухотворенного труда, чтобы труд человека облагородился, оживотворился Духом Божиим.
1 См. К. Ваайман. Духовность. Формы, принципы, подходы. В 2-х томах. M.: ББИ. 2009.
2 С. Булгаков. Свет Невечерний. М. 1994. С. 320.
3 В настоящее время (Весна, 2013 года) к данной группе принадлежат 6166 ученых.
4 R. A. Giacalone & C. L. Jurkiewicz (Eds.). Handbook of Workplace Spirituality and Organizational Performance. New York, NY: M.E. Sharpe. 2004.
5 См. P. Hill, C. Jurkiewicz, R. Giacalone, & L. Fry. From concept to science: Continuing steps in workplace spirituality research. // R. F. Paloutzian and C. L. Park (Eds.). Handbook of the Psychology of Religion and Spirituality. 2nd ed. New York: Guilford Press. 2013. P. 618.
6 James E. Jr. King & Oscar Holmes. Spirituality, recruiting, and total wellness: overcoming challenges to organizational attraction. // Journal of Management, Spirituality & Religion. 2012. №9 (3). P. 239–240.
7 R. A. Giacalone and C. L. Jurkiewicz. (Eds.). Handbook of Workplace Spirituality and Organizational Performance. New York, NY: M.E. Sharpe. 2004. P. 130.
8 M. Lips-Wiersma. The Influence of Spiritual ‘‘Meaning-Making
9 H. Бердяев. Человек и машина. // Путь. 1933. № 38.
|
|
|
|
|