Главная>Новости>Аналитика>Поднимем христианскую культуру?!

Поднимем христианскую культуру?!

Поднимем христианскую культуру?!

Игорь Попов. Гран-при на христианском театральном фестивале в Москве.

О проблемах христианского театра сегодня.

02.02.2010

На дворе 2010 год.

Поразительно, но факт – хотя все верующие евангельских церквей так радовались тому, что «железный занавес» коммунизма рухнул, открыв Россию для Евангелия и, наконец-то, можно выйти из подвалов, зарегистрировать церкви и беспрепятственно нести весть благую, в свете последних событий складывается у меня впечатление, что несем мы её несколько медленнее, чем безбожники сеют грех и разврат.

Конечно, это очень здорово, что в каждом городе России есть живые церкви – 10-12 лет назад о таких масштабах можно было только мечтать. Конечно, много делают церкви дел и слов всяких хороших говорят много, народ прилагается, истина утверждается. Но вот только опять же – откуда столько грязи и мерзости на экранах, в умах, в думских палатах, политике и бизнесе? Какой же запас нужен той самой «святой воды», чтобы плеснуть ей в логово сатанинское и выжечь коррупцию, безнравственность и еще две беды – дураков и дороги? (хотя дураков лучше не выжигать, а вылечить духовно) Сможет ли церковь, как капля «Фэйри», отмыть гигантский поднос с жиром? (простите за сравнение, но все же…) Как просолить эту гниль, этот душок, не дающий России встать с колен? Вроде бы и власти кое-что стали понимать – травку вот запретили в виде курительных миксов, алкоголю дорогу перегораживают, за демографию взялись, за спорт; но они, к сожалению, борются со следствиями, а не с причиной. Ведь мы-то с вами знаем, в чем причина всех бед, верно? А? Господа, поклонники Господа?

А раз мы знаем, то на нас и ответственность. Разве могут догадываться обычные люди о секрете всех бед без откровения?
И что же делать нам? Или мы уже делаем? Давайте посмотрим.
 
Способы есть разные – многие церкви сильно погружаются в «социалку» и это хорошо. Хорошо весьма, потому как нет ничего сильнее дел, да еще и с верою. Многие уже отошли от штампов 90-х и перестали кричать на улицах «Иисус любит тебя» и хватать прохожих. Тоже неплохо. Кто-то верит в крусейды и масштабные собрания, где в зале из 5000 человек каются 1000 или 2000 – тоже хорошо, но я, к сожалению, на таких собраниях не бывал. Кто-то верит в спектакль «Врата рая, пламя ада» - классика церковной мистерии 21 века! Работает, как часы – после представления каются почти все, ну или человек 60-100. В воскресенье в церковь приходят 5-10 человек. Тоже результат. Кто-то верит в «Г-12», кто-то верит в «халилюйя» и «повернись к соседу, обними его и назови как минимум 27 причин, почему ты на этом месте сегодня!!! АмЭн!» - тоже вариант, но я прохладно отношусь к прививанию западного духа к духу русскому. Русскому чужды все эти улюлюканья и поворачивания к соседу, заигрыши с залом, бурная ответная реакция – многие поддерживают это только из-за уважения к проповеднику.
Все это закономерно – я не осуждаю эти вещи, ведь всё это – опыт. Ценный. К тому же, если не туда едешь, то Отец направит, верно? Главное шевелить вёслами.
 
Я вот к чему – к культуре. Русский мужик любит пиво, футбол и разговоры о политике, машинах и женщинах. Русская женщина болеет вещизмом, суетой и жалобами; а если ей за 50, то она специально прослушивает прогноз погоды на предмет магнитных бурь, чтоб знать, когда плохо себя чувствовать.
 
К нашему духу нужен особый подход. Ведь мы еще и театр любим, да всякие зрелища.
 
Так уж вышло, что поступил я в театральный вуз и стал актером. А окончив его в 1999г., сразу к Богу пришел. Покаялся. А чем еще творческий человек может Богу служить, если не творчеством? Вы не подумайте – школа смирения тоже была, куда без нее. В сердце моем сразу загорелось желание – делать спектакли с христианской тематикой, нести людям благую весть через театр. Это желание есть до сих пор, оно не угасло, оно живет, но, к сожалению, с воплощением трудновато.
А почему? А я вам расскажу.
 
1999 год – я уверовал. Впервые увидел христианский театр – это был ярославский «Екклезиаст». Потрясающе! Спасибо Богу и вам, ребята что вы были тогда и есть. Так держать! После этого в сердце загорелась мечта делать то же и в таком же духе.
 
2000-2004 годы – сценки, пробы, капустники, церковная самодеятельность – одним словом, поиск и становление. Формирование команды, подбираемся к чему-то большему.
 
2005 год – наш первенец, мюзикл «Он должен умереть…». Первый удачный опыт пасхальной драмы, в основу легла книга Майлза Олбрайта «Большое видение». Сами написали музыку, тексты и вперед! Память о проекте хранит видео, сделанное моим другом с одной камеры. Для первой пробы неплохо, но до серьезного уровня недотягивает. Шоу-однодневка, самый большой минус которого таков: репетируешь месяца 2-3, шьёшь костюмы, делаешь декорации, учишь песни, репетируешь и… показываешь 1 раз. На Пасху. Или на Рождество. И всё. Это нормально для церкви, но не нормально для театра. В театре спектакль оживает только после 15-20 показов. Тогда отнесем это больше к шоу, к театрализованному действу, чем к театру. Ну разве не так? Думаю, со мной согласятся все театральные коллективы при церквях, которые делали что-либо подобное. Итог – радость на 1,5-2 часа и забвение. Хорошо, если останется какой-то плод в виде покаявшихся или еще чего подобного.
 
2006 год – спектакль «Завтрашний день». Как мы вытянули такую махину, до сих пор удивляюсь! Это чудо Божье и помощь верных служителей. Спектакль повествовал о тяжелых буднях христиан, живущих во времена правления антихриста. Путешествия во времени и все такое, микс видео-роликов и действа. В целом, получилось неплохо, густонаселённо, но подзатянуто и сыро. И опять тот же epic fail – показали 1 раз. Тут уже наша команда совсем подзагрустила – очень уж много сил было потрачено, репетиций прошарашено, танцев отрепетировано… И кто ж виноват в том, что не живут церковные спектакли долго? А вот и разберемся позже.
 
2007 год – «Король Лир». Это наш прорыв. Именно он оказался оптимальнее, мобильнее и лучше предыдущих постановок на голову. Этот спектакль взял гран-при на христианском театральном фестивале в Москве в 2007г. Это нас очень сильно вдохновило!!! Спектакль прожил чуть дольше – мы показали его 8 раз. Бюджет «Короля Лира» был смешным – всего 30000 рублей. И, тем не менее, проект окупил себя, так как мы продавали билеты и вырученные деньги потратили на костюмы, декорации и поездку в Москву на фестиваль. Маленький шажок для нашего театра вперед, но огромный шаг для меня лично в вопросе осознания того, каким должен быть христианский театр. И тем не менее, это совсем не повод почивать на лаврах, так как много еще хромало, многому надо еще нам учиться.
 
В 2008г. в нашей церкви случился пожар, который уничтожил костюмы и декорации, но мы не отчаялись – мы приступили к новому проекту.
2008 год - «Метаморфозы». Это фантазия на тему пьес А.Н. Островского, размышления о вечности, помещенные в рамки комедии. Спектакль имел успех у молодежи, так как персонажи 19 века пользовались ноутбуками и интернетом, превращались в современных героев и вмещали в себя образы обывателей, прожигающих жизнь. Эта постановка также была отмечена на христианском театральном фестивале «Мистерия», мы показали её впервые за всю историю нашей церкви в Саратове на сцене Академического Театра Юного Зрителя! Её посмотрело более 2000 человек. Но, как ни прискорбно, сейчас спектакль не идет, театр наш не живёт. Костюмы пылятся на полках, актеры рады бы в бой, но есть много НО, о которых дальше я и хочу поговорить.
Казалось бы, чего нам еще надо, актеришкам? Чего нам еще надо, творческой церковной интеллигенции? Чего мы так скулим и сетуем, на что? На кого? Довольствуйтесь, казалось бы, тем, что есть и радуйтесь! Ан нет. На сердце грусть и тоска, без нашего, без Колобка. Что есть Колобок? Это решение проблем. А проблем много.
 
После того, как мы поставили «Метаморфозы», запала хватило еще на какое-то время, а потом стало тяжело – выехать в другой город, собраться и репетировать ударными темпами, но у всех работа, семьи, дети… Как мы репетировали? Да очень просто. После работы, допоздна, потом приходили домой и валились с ног. А что ж вы хотели? Театр-то не коммерческий, не профессиональный – на добровольных началах, ради вести благой, ради служения людям. Тут-то мы плавно подъезжаем к первой проблеме, проблеме №1 – финансирование театра, или как поставить коллектив на ноги.
 
Где продюсер? Ау?
Продюсер – слово нам знакомое давно. Многим он видится, как некий верткий человек, умеющий раздобыть деньги, раскрутить, отшлифовать и выгодно продать. Что продать? Продукт. Ведь творчество тоже продукт, да еще какой! Вы думаете, почему зритель отдает по 5000р. за то, чтобы сесть в партер и полюбоваться на того же Безрукова, Миронова, Певцова и т.д.? Ну а если нет в спектакле именитого актера, то рублей 150-200 (в регионах) в обычный драмтеатр и то не жалко отдать. Поймите правильно, я говорю сейчас не о том, чтобы раскручивать самодеятельный коллектив при такой-то церкви, играющий 2 раза в год сценки про Рождество и Пасху в простынях. Я говорю о том, что театр – это отдельный организм, который живет по своим законам. И он либо есть, либо его нет. Но лучше, чтобы он был, особенно христианский. После «Метаморфоз» мы сломались именно из-за того, что сложили руки. Я сложил руки, потому что устал. Устал всех вдохновлять, уговаривать, искать – я режиссер, я актер. Я деятель и творец. Мне нужна пара, мне нужен деятель-делец! Тот человек, тот талантище дел административных, кто увидит, продумает, раскрутит, продаст. Вам мои слова кажутся циничными? Не «христианскими»? Да ладно, чего там! Думаете «Страсти Христовы» имели бы такой резонанс, если бы их делал не Мэл Гибсон? И если бы этот фильм не показали бы в кинотеатрах? И если бы Мэл не вложил туда свои деньги, потому что продюсеры отказались вкладываться в такой «слишком религиозный проект»? Скажете мне: "Ну куда там вам до Мэла Гибсона…" ДРУЗЬЯ!!! Поверьте, я знаю ТАК много людей и ТАК много идей, связанных с христианским творчеством, идеи эти просто МОЗГОВЫНОСЯЩИЕ, если их воплотить, то это будет БОМБА! И бомба эта взорвется не ради пиара, денег и подиумов славы, а ради Бога! Ради людей и их спасения! И все это в России!!! Спросите: «Почему эти идеи не воплощены?»
 
А я вам задам встречный вопрос, цитируя Остапа Бендера: «Что скажет купечество?»
Все низменно и просто. Все проще некуда – за воплощение идей отвечает серебро. Если вы хотите видеть в России спектакли высокого уровня, шоу, похожие на «Blast», «Blueman group», «STOMP» и прочие, то надо  осознавать, что без вложений такого не получится.
Скажете мне, что артистов такого уровня в России нет? Я имею в виду верующих. Нет таких глыб, как Майкл Дабл-ю Смит, Чак Норрис и Патлис? Нет музыкантов, певцов, артистов? Позвольте возразить – их полно. Просто вы их не замечаете, потому что они в смирении сидят в своих «кукуевках» и кукуют, играя в местной филармонии за 3500р. в месяц! Или едут в Москву, продавая свой талант тем, кто его готов купить, кто реально помогает им подняться, но это уже совсем другая тема – Москву и регионы я в этой статье не хотел бы трогать, это тема другой статьи. Вернемся к нашим зайцам.
 
Так что же получается? Есть ли бизнесмены-христиане, есть ли фонды, готовые помочь воплотить эти светлые идеи в сфере театра, музыки, кино? Не знаю, я пока не встречал. Хотя я и пытался наладить связь с некоторыми такими людьми, ничего из этого не вышло. Каждый занимается своим делом и не замечает ничего вокруг. Или просто еще, как это модно стало говорить среди верующих, «не время». А когда время? Когда мы состаримся, ляжем костьми, и наши дети восхитят светлые замыслы? Бред. Время всегда. Время действовать. И пусть эта статья будет, как кнут для меня и для тех, кто хоть сколько-нибудь заинтересован в развитии христианского творчества в России.
 
На фронте музыки дела обстоят получше – тут, слава Богу, есть и продюсеры, и клип-мейкеры, и певцов полно с музыкантами, и ЕМА есть, Александр Бабич есть, а уж групп сколько – не пересчитать и каждый день новые и новые появляются. Только зайдешь вконтакт – тут же тебе опа! – вас добавил Алексей Романов в видео, смотрим: там «Simple Stuff» или «Nuteki» - и душа радуется – прёт у ребят!!! Слава Богу за них, но, правда, эти постоянные добавления поднадоедают, но что ж… Ничего, издержки пиар-фронта, так надо. Они первопроходцы, они выводят это на профессиональный уровень, на уровень такой, чтобы не стыдно было потом их отправить на детское Евровидение или еще куда. На уровень достойный Отца. И что вы скажете, это все так? Даром? Уверен, что нет. Это большой ценой дается, как времени, так и усилий, репетиций и денег. За сим позвольте тему музыки оставить, так как там все благополучно развивается вверх по спирали – такими темпами лет через 5-10 в России христианские коллективы составят серьезную конкуренцию обычным коллективам, о них будут знать и говорить на каждом углу, тем самым и прославится Отец наш Небесный. Так держать, ребята! Вперёд!
 
Пропустим кино (тут тоже все неутешительно, как видите), так как о нём надо писать отдельную статью опять же, и вернемся к театру.
Сейчас я пишу эту статью, находясь в Москве, на заработках. На каких же? Да все очень просто – я репетирую в одном театральном проекте, скоро премьера. Это не мой проект, я просто участвую в нем, как актёр. И грустно мне от того, что я мог бы сейчас реализовывать проекты для Христа, творить во имя спасения душ, но не делаю этого. Потому что, как это модно стало говорить, «просто тупо» надо зарабатывать на жизнь! Да! А вы как думали?! Я всегда мечтал зарабатывать на хлеб именно творчеством (но успел поработать и плиточником, сантехником, менеджером, частным предпринимателем), ничего другого мне и не надо.  Мои идеи, пьесы, наработки лежат в папках и ждут своего часа, когда прилетит вдруг волшебник… Да какой волшебник, понятно, что все это зависит от меня самого. Но всё же пора всколыхнуть это болото! Почему вначале статьи я писал о хаосе, о трудной ситуации в России? Потому что на культуру всем наплевать! Экономические и социальные проблемы вместе с коррупцией серьёзно выбивают из седла наших правителей и им бы от них отбиться, где уж там до культуры… Посмотрите, что происходит – вся культурная жизнь в Москве, регионы хоть и куют кадры в консерваториях, но эти кадры несчастны от того, что их зарплаты мизерны, приходится калымить на свадьбах, по кабакам, а то и класть плитку, торговать, выживать, одним словом! Меня это сильно возмущает! Вы только представьте себе, каким чудом можно в Саратове снять кино, сделать мюзикл, поставить шоу, типа «Blast»? Вот именно, только чудом. Поэтому и бежит народ творческий в Москву, Питер, где есть шанс хоть что-то урвать, а ведь могло бы быть все и не так…
 
Вы спросите: «А где же еще проблемы? С деньгами понятно, а что еще мешает вам творить, как и прежде?»
Я вам отвечу – а нет больше проблем. Найти артистов? Не вопрос! Написать музыку? Свет, звук, декорации? Сценарии, воплощение, режиссура, пиар? Никаких проблем. Все решаемо. Когда в проект вложены деньги, когда труд оплачен, то что мешает творить? Ничего. Не надо разрываться, думать о том, где заколымить, как выкрутиться… Только попутный ветер был бы от Отца и вера, а уж качество и уровень – вопрос профессионализма.
 
Ну, так что будем делать, господа христиане?
Я обращаюсь сейчас не к тем творцам, которые уже при деле и заняты воплощением своих идей – их я понимаю, так как сам такой и буду биться за свои идеи до конца (хотя если среди таковых найдутся те, кто поддержат меня, я только рад буду!) Я обращаюсь к тем, кто имеет опыт, власть, влияние, деньги и желание распространять слово Бога по земле. Верите ли вы в то, что в России (пусть пока только в России для начала) можно изменить ситуацию? Верите ли вы в то, что мы, христиане-артисты, способны на достойном уровне заявить о себе? Верите ли вы в то, что великое призвание воплощается при содействии, оно воплощается в команде, где каждый знает свою роль, и она ему нравится? Верите ли вы в то, что в нас можно инвестировать? Верите ли вы в то, что мы можем на данном этапе создать альтернативный институт культуры, культуры именно от Бога, в противовес светскому и пошлому, низменному и вульгарному? Верите ли вы в то, что мы сможем создавать новое, создавать уникальные вещи? Создавать рабочие места для артистов всех мастей – художников, музыкантов, актеров, певцов? Верите ли вы в то, что театр – это не однодневка, а постоянно меняющийся организм и сильное орудие в руках того, кто им заправляет? Верите ли вы в то, что ТЕАТР – СИЛЬНЕЙШАЯ ПРОПОВЕДЬ? В то, что он сильнее «халилюйя» и прочих приспособ раскачки зала? В то, что театр может обращать к Богу? Что он может врачевать души и сердца? Верите ли вы в то, что эта статья – не просто моя попытка пропиарить себя, засветиться, нашуметь, а КРИК ДУШИ творческого верующего человека, который понимает, что дни лукавы и промедление смерти подобно!? Я ищу, ищу тех людей, которые готовы откликнуться на мой зов, которые смогут стать со мной одной командой единомышленников! Мне не нужны «денежные мешки», люди, из которых можно выбить средства, спонсоры. Мне нужны соратники! Товарищи! Я открыт, я жду.
Что-то как-то по-революционному получилось, ну да ладно.
У нас есть огромный потенциал, но мы ленивы и боязливы. Этого надо остерегаться, этого надо избегать. Всех, кого затронул статьёй, прошу комментировать, писать мне куда-нибудь - хоть сюда, хоть на почту. И простите заранее, если кого-то задел за живое или обидел, неточен был – эмоция, она такая, собака. Захлестнет, сядешь, напишешь… На одном дыхании.
P.S.
На наши спектакли в церкви «Слово Жизни» г. Саратова приходило всегда больше людей, чем на любого приглашённого проповедника. Ничего не имею против проповедников и даже за, но людям нравится и театр. Людям нравится действо, тем более, если оно хорошо сделано и захватывает.
Всё. Выдох. Прости Господи и направь! Спасибо Тебе за всё!
 
Игорь Попов специально для www.protestant.ru
Темы этой статьи
 
Похожие статьи
 Уроки истории по вторникам
Онаших «баптистских отцах-основателях» Не скрою, когда я читал книги по истории «нашего братства», написанные нашими же братьями, меня не покидало ощущение, что я читаю Жития Святых… Именно...
Сцена или возвышенность?
В проектировании и оформлении залов домов молитвы с начала 2000-х годов наблюдается сдвиг от кафедры к сцене.Кафедра уже не диктует условия, но освобождает центральную часть сцены для других составляющих богослужения,...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №23
Всем доброго здравия. Сегодня не простая статья, а очень спорная, для многих, тема. Совершить аналитическое трезвое прочтение всей статьи и не скатиться до фанатичного беглого просмотра с негативной критикой в адрес...
Христианская сказка для взрослых №5
Прием окончен. Если Дикобраз куда – то спешил, то весь лес об этом знал. Потому, что треск кустов разносился по всей округе. Вот и на этот раз Ежик еще минут за десять знал, что его приятель сейчас появится...
Христианская сказка для взрослых №4
А НЕ ПОРА ЛИ НАМ ВЕНИКИ ВЯЗАТЬ? Теплая летняя ночь накрыла землю ласковым покрывалом. Ежик и Дикобраз лежали под деревом и смотрели на звезды, думая каждый о своем. Как всегда неожиданно Дикобраз...
Как стать христианином – Христиане.ру