Главная>Новости>Аналитика>"Фактор Маргот Кессманн", как проявление клубка православно-протестантских противоречий

"Фактор Маргот Кессманн", как проявление клубка православно-протестантских противоречий

"Фактор Маргот Кессманн", как проявление клубка православно-протестантских противоречий
Только ли половой признак был причиной неприятия Православием М.Кесман? Отдельные фрагменты из истории экуменизма (в привязке к православию)
10.03.2010

"Фактор Маргот Кессманн", как проявление клубка православно-протестантских противоречий

Есть ли выход?
 
Для мировых религиозных конфессий (хотя и не только этого электората) третья декада олимпийского февраля в немалой степени прошла под знаком обсуждения автодорожного происшествия на дорогах Германии. Имеется ввиду не снежый бум, а задержание главы Совета евангелических церквей (лютеранской церкви) Германии (СЕЦГ) Маргот Кессманн за вождение собственного автомобиля в нетрезвом виде. Как известно, она была остановлена полицейскими, вследствие проезда на красный свет светофора. Проведенный тест на алкоголь подтвердил превышение его допустимой нормы в крови почти в три раза (что, как отмечалось, равносильно испитию полной бутылки вина или полтора литра пива непосредственно перед тем, как сесть за руль).
 
Несмотря на ее поддержку Советом ЕЦГ (в кратком заявлении 14 священников констатировалось "безоговорочное доверие своему председателю", должного принять «поддержанного всеми» решения), М.Кессман определила совершенный ею поступок как "большую ошибку". "Мое сердце говорит мне четко, что я не могу остаться, - сказала она 24 февраля, заявив о снятии с себя всех церковных полномочий. Вслед за чем замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) игумен Филипп (Рябых) сообщил об открытости Российской православной церкви (РПЦ) "к диалогу, к разговору с ЕЦГ о наших будущих отношениях и сотрудничестве". 
 
Чтобы понять, о чем идет речь в последнем предложении, целесообразно совершить несколько экскурсов в недавнюю и чуть более раннюю историю.
 
Избрание М.Кессманн главой ЕЦГ и православный взгляд на происшедшее
В октябре 2009 г. на Синоде ЕЦГ М.Кессман (разведенная, мать четырех детей) была избрана главой крупнейшей протестантской церкви Западной Европы (132 голоса из 142 возможных!), объединяющей до 25 млн протестантов (более 20 лютеранских и реформатских церквей). До этого М.Кессман (с 1999 г.) являлась епископом Евангельской лютеранской Церкви (ЕЛЦ) в Ганновере (крупнейшая региональная структура Германии, насчитывающая 3 млн человек). Ее бывший супруг - лютеранский пастор регионального церковного управления в Касселе Экхард Кессман.
 
Сразу же вслед за занятием М.Кессман новой должности, иеромонах Филипп (Рябых), охарактеризовав ее избрание, как внутреннее дело этой христианской общины, назвал происшедшее "вызовом" и еще одной победой "либерального течения в лютеранстве". В религиозном контексте добавив, что нигде в Новом Завете не указывается о доверении такого служения женщинам, "а мы стараемся следовать апостольским правилам в этих вопросах". Проконстатировав сложившиеся в последние годы "очень теплые отношения" РПЦ с ЕЦГ, иеромонах в то же время подчеркнул важность "серьезно задуматься об их будущем" после нового назначения. Хотя, конечно, "необходимо поддержание отношений", чтобы "остающаяся верной апостольской вере" РЦ свидетельствовала перед немецкими христианами "о чистоте христианства". 
 
Вслед за чем глава ОВЦС МП архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев) сообщил о возможности "в ближайшее время прервать дипломатические отношения" РПЦ с ЕЛЦГ. Обратив внимание на намеченное в конце ноября-начале декабря 2009 г. празднование пятидесятилетия диалога с лютеранской церковью Германии, он сказал, что юбилей "одновременно станет и концом этого диалога". "Женский епископат" противоречит "евангельским принципам", - пояснил руководитель службы коммуникаций ОВЦС МП священник Георгий Завершинский, - поэтому не может быть церковных отношений. Скорее всего, будут выработаны новые формы общения - как между общественными организациями"(1).
 
М.Кесман, в свою очередь, высказала уважение к позиции РПЦ, исключающей посвящение женщин в сан. "Но если я хочу поддерживать контакты с другой церковью, - подчеркнула она, - то должна быть терпимой к ее правилам". Объяснив свою позицию принятием факта наличия в РПЦ патриархов, что "для нас немыслимо". Но "такова эйкумена, и я ожидаю терпимого отношения" к "нашему пониманию" права женщин "представлять церковь на любом уровне" (2).
 
13 ноября конфликт вышел на новый уровень: в Ганновере было обнародовано подписанное М.Кессманн и руководителем отдела по экуменизму и работе за границей ЕЦГ епископом Мартином Шиндехютте письмо на имя Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Зафиксировавшее "удивление и величайшее непонимание" комментариями ОВЦС МП о назначение женщины главой германских лютеран. Сделанных "абсолютно недопустимым образом". Различное отношение к возможности совершения женщинами богослужений в Христианстве до сих пор не было преградой для «плодотворных двусторонних и многосторонних отношений между Православной и евангелической Церквами», - подчеркнули руководители лютеран Германии. Поэтому, «несмотря на различия между нашими конфессиями, необходимо придерживаться христианской заповеди взаимного уважения и братского обращения», - подчеркивалось в письме. Авторы также высказали сожаление в связи с отказом РПЦ от намеченной на 30 ноября торжественной встречи в Берлине, приуроченной к 50-летию диалога и сотрудничества между двумя конфессиями. Тем не менее, ЕЦГ высказала надежду "на дальнейшее продолжение теологического диалога" (3).
 
Параллельно секретарь по экуменическим связям Греческой Православной митрополии протоиерей Константин Мирон (из города Брюля) "намерение Московского патриархата прервать отношения с ЕКД" назвал "самостоятельным решением". С его слов, хотя православные церкви "не принимают поставления женщин в священнический сан", тем не менее они не стремятся прервать экуменический диалог. Протоиерей не увидел никаких оснований для предположения обсуждения Вселенским Константинопольским Патриархатом (Стамбул) "подобных шагов в отношениях" с ЕЦГ (4). 
 
Как усматривается, здесь "дамский" фактор сыграл и в другой плоскости. 4 декабря в Москве прошел I-й Всероссийский форум православных женщин, подчеркнувший в декларации призвание женщины к особому роду "служения Богу и людям, обусловленному ее способностью порождать новую жизнь, быть матерью и созидательницей семьи. Христианская традиция во все времена с особым уважением относилась к этой роли женщины" (5).
 
На этом фоне в интервью немецкому Der Spiegel архиепископ Иларион опроверг муссируемую СМИ информацию об отказе РПЦ развивать диалоговое окно с лютеранами Германии. Но при этом заявил о невозможности продолжать осуществлявшийся в последние 50 лет богословский диалог «в прежних формах». Он обосновал это тем, что, несмотря на непризнание ЕЦГ "церковью в нашем понимании слова церковь", патриарх и председатель Совета ЕЦГ все же встречались. Но после появления во главе лютеран Германии женщины это исключено. Архиепископ также возложил вину за срыв торжеств на немецкую сторону, т.к. его предложение об участии в юбилейных мероприятиях в Берлине заместителя, а в Москве - экс-главы германских лютеран не было принято. Данное решение он назвал "импульсивной реакцией", т.к. РПЦ готова развивать диалог, правда, на уровне мужского представительства. К слову, архиепископ аккуратно дистанцировал католичество от протестантизма (в преломлении к православию). Отметив признание Таинства католической церкви и их священников, он подчеркнул невосприятие протестантских церквей как таковых, т.к. последние являются лишь «сообществами христиан». Это отношение исходит из "фундаментальных различий во взглядах на богословские и нравственные вопросы" (6).
 
Что касается ответного письма в адрес М.Кессманн и М.Шиндехютте (тот же декабрь), глава ОВЦС МП вновь выразил сожаление из-за отмены торжеств, принятой немецкими протестантами в "одностороннем порядке". Повторив, что нахождение во главе ЕЦ женщины является принципиальным для "продолжения диалога в указанном формате". Т.к. германская сторона "идет по пути, драматически усугубляющему различия между нашими традициями". Сегодня "все более глубокой становится пропасть", разделяющая традиционные христианские Церкви и те общины западных христиан, которые "встали на путь либерализации вероучения, церковного устройства и нравственных норм в угоду современным секулярным стандартам", - подчеркнул он. Оставляя за РПЦ "право принимать решение о целесообразности дальнейшего продолжения" диалога, архиепископ "полагал бы правильным по прошествии некоторого времени в спокойной обстановке обсудить сложившуюся ситуацию, для каковой цели готов посетить Германию весной 2010 г." (7).
 
Решающим же выступлением на этот счет оказалось сказанное 2 февраля 2010 г. патриархом Кириллом в докладе на Архиерейском cовещании. В преломлении к новой "драматической ситуации" вокруг немецких лютеран отметившим, что факт избрания главой национального протестантского сообщества женщины свидетельствует о неготовности последнего принимать на себя «проистекающие из диалога» с ПЦ обязательства. Причем в затрагивающей "саму суть этого диалога" области. Тем самым, "50-летний диалог не остановил наших протестантских братьев и сестер от шага, еще более отдалившего их от нашей общей вероучительной основы". Хотя патриарх высоко оценил "многолетние дружеские отношения с немецкими протестантами", назвав "опыт богословского диалога" уникальным и полезным, он знаково озвучил необходимость "переформатировать наши двусторонние отношения" (8).
 
В принципе, в данной позиции РПЦ ничего нового не было. Еще в послании Священного Синода о V-й Ассамблее ВСЦ Церквей и ее результатах (1976 г.) на имя архиепископа д-ра Эдварда Скотта, тогдашнего модератора ЦК Совета, и генерального секретаря ВСЦ д-ра Филипа Поттера была озвучена православная позиция: "Мы не видим оснований для возражений против любого решения этого вопроса в конфессиях, где священство не признается таинством и где, следовательно, с точки зрения Православия, сакраментального священства, как такового, вообще нет" (9). В итоговом документе Межправославной богословской консультации «Место женщины в Православной Церкви и вопрос о хиротонии женщин» (1988 г.). "невозможность получения женщинами специальной хиротонии, основанная на предании Церкви, выявилась" (в т.ч.) в неизбрании Иисусом "ни одной женщины в число Своих апостолов"; нерукоположением "женщин в это особое священство Церкви" апостолами и др.(10).
В то же время, для более объективной картины происходившего, целесообразно привести еще две цитаты в плане октябрьского (2009 г.) избрания М.Кессман. Но уже не с православного берега. Так, председатель Консервативной конференции общин в ЕЦГ пастор Ульрих Рюсс (Гамбург) высказал сомнение: "Не должны ли мы исходить из того, что представителям католической, православной и других церквей будет сложно общаться с разведенной женщиной-епископом?" Продолжив, что либерально-феминистическое течение в ЕЦ наносит вред не только экуменическому движению, но и единству внутри евангелистов (11).
 
Только ли половой признак был причиной неприятия Православием М.Кесман? Отдельные фрагменты из истории экуменизма (в привязке к православию)
После вышеизложенного, помещенный в название главы вопрос, на первый взгляд, звучит вроде как некорректно. Однако, по мнению ряда экспертов, М.Кесманн "оказалась неугодна" Московскому Патриархату не только по причине своего пола. Для понимания этого заключения необходимо совершить хотя бы кратчайший экскурс в историю экуменизма.
Общеизвестно, что под этим понятием подразумевается идеология всехристианского единства (в более узком и общепринятом значении - движение за лучшее взаимопонимание и сотрудничество христианских конфессий). Где преобладающая роль принадлежит протестантским организациям. В 1948 г. в Амстердаме была основана Международная экуменическая организация - Всемирный совет церквей (ВСЦ). В которую входит 348 христианских церквей из более чем 100 стран, представляющих около 400 млн христиан, за исключением Южных баптистов, Миссурийского лютеранского синода в США, Римско-католической церкви, Катакомбной Церкви (ИПЦ) и Евангельских христиан-баптистов в России. РПЦ вступила в ВСЦ в 1961 г. Правда, как писали в 1976 г. Глеб Якунин (бывший священник РПЦ, член московской Хельсинкской группы, один из соучредителей общественного «Христианского комитета защиты прав верующих в СССР» (депутат Госдумы с 1993 по 1996 г.) и Лев Регельсон (православный богослов, историк церкви, в тот период правозащитник) "верующие РЦ не строили особых иллюзий по поводу вступления Московской Патриархии в ВСЦ, - этот акт, санкционированный государственными органами в период жесточайшего гонения на религию, очевидно преследовал их собственные цели тактического характера, далекие от задачи укрепления христианских позиций в современном мире" (13).
 
В 1998 г. на VIII-ой Ассамблее ВСЦ в Зимбабве была создана специальная комиссия по вопросу об участии Православных Церквей в работе ВСЦ (по 30 протестантов и православных). В свою очередь, в принятом на Архиерейском Соборе РПЦ в 2000 г. документе "Основные принципы отношения РПЦ к инославию" отмечалась неприемлемость т.н. "теории ветвей", утверждающей "нормальность и даже провиденциальность существования христианства в виде отдельных ветвей". Т.к. православие не признает убежденности в неизбежности "христианского разделения", как последствия "несовершенства христианской истории". "Важнейшей целью отношений ПЦ с инославием" было названо "восстановление богозаповеданного единства христиан", входящего "в Божественный замысел" и принадлежащий "к самой сути христианства". Но при этом конкретизировалось, что "диалог ПЦ с экуменическим движением" не означает признания "равноценности или равнозначности с остальными участниками движения". Т.к. под членством в ВСЦ не подразумевается признания структуры "церковной реальностью более всеобъемлющего порядка, чем сама ПЦ". Поскольку последняя "и есть Единая, Святая, Соборная и апостольская Церковь". Также подчеркивалось, что нахождение в организации не является признанием обладания ВСЦ и экуменическим движением "хоть какой-то церковной реальностью" самими по себе. Потому что "духовная ценность и значимость ВСЦ обуславливается готовностью и стремлением" входящих в него участников "слышать и отвечать на свидетельство кафолической Истины". Зафиксировав опасное направление развития ВСЦ, вызванного кризисом структуры, собор призвал "к пересмотру всего нынешнего этоса, принципов ВСЦ". Однако, «радикальное реформирование ВСЦ должно подразумевать не смену формы при неизменности содержания, - раскрывал документ, - а изменение именно сути ВСЦ». В противном случае "всякий новый шаг в направлении усиления протестантской экклезиологии в ВСЦ" станет "духовным самоубиством" органа. После чего резюмировалось: "Православные, требуя реформирования ВСЦ, настаивают на том, чтобы в ВСЦ была возможность полновесного православного свидетельства об истине Церкви, о принципах единства". При отсутствии обеспечения этого, а именно, отходе деятельности ВСЦ от стремления к восстановлению христианского единства, ВСЦ фактически "утрачивает свою духовную ценность" (14).
 
На этом фоне, за 1999-2002 гг., при участии РПЦ МП состоялось четыре пленарных заседания Комиссии по православному участию. В свою очередь, на заседании ЦК ВСЦ в 2002 г. (август-сентябрь) обсуждался вопрос о существенном изменении формы участия поместных православных церквей в Совете. Комиссией по вопросу православного участия в организации было внесено четыре предложения. В частности, создание более гибкой формы участия Церквей в работе ВСЦ, которая будет звучать как "Церковь в Ассоциации со Всемирным советом Церквей". Что позволяло бы церквам участвовать в работе совета, но не нести ответственности за принятые там решения. Также комиссия предложила создать постоянный комитет при ВСЦ (с паритетным представительством православных и протестантов); перейти к консенсусному принципу принятия решений (т.е. не простым большинством голосов) по вопросам, касающимся веры, нравственных основ христианства и социальных проблем. Также выдвигалась инициатива - богословские критерии членства в Совете, в частности, вера в Святую Троицу и принятие Никео-Царьградского символа веры - основополагающей молитвы православных христиан, у других христианских конфессий читаемой по-иному.
Если конкретизировать вышесказанное, то речь, прежде всего, шла об отказе от термина "экуменическое богослужение" в плане отделения "конфессиональной общей молитвы" (присущей каждой церкви-члену ВСЦ формы) от "межконфессиональной общей молитвы" (включающей элементы различных христианских традиций). Данный подход в целом не был удивительным, т.к. православные церкви постоянно утверждали о воздействии на деятельность ВСЦ "либерального протестантизма", поддерживающего рукоположение в священники женщин и т.н. "инклюзивный язык" (предполагает, в т.ч., прекращение упоминания Бога в мужском роде).
Как бы то ни было, ЦК ВСЦ поддержал предложение о переходе с мажоритарной системы принятия решений к консенсусной форме. Также было принято решение о создании "Постоянного комитета", с возложением на него контрольных функций за программной деятельностью ВСЦ (14 членов на равнопредставительской основе). При этом предусматривалось наличие в Совете церквей с ассоциативным статусом (без права голоса и участия в процедуре консенсуса). Что открывало дорогу к сотрудничеству с ВСЦ церквам, по тем или иным причинам отказывающихся становиться полноправным членом организации.
А теперь - внимание! Еще на этапе обсуждения тех решений, входившая в ЦК ВСЦ Маргот Кессманн поставила под сомнение свое участие в Совете. Обосновав это несогласием с ходом дискуссий вокруг экуменического богослужения. А после поддержания Советом предложения о четком различии между "конфессиональной и межконфессиональной общими молитвами на встречах ВСЦ" и определения второй из них, как не являющейся "каким-либо церковным богослужением"(15), она подала в отставку. По пути предложив православным создать собственную структуру.
Так не в этом ли контексте просматривается основная причина последующего неприятия православным звеном образа М.Кессманн в качестве главы лютеран Германии? Наверное, каждый может сделать тот или иной вывод самостоятельно. Мы ни в кой мере не преследуем цели подвести кого-либо к определенному умозаключению, лишь предлагая к осмыслению легальные факты.
В контексте вышеизложенного, целесообразным представляется обратить внимание еще на несколько деталей. На том этапе член ЦК ВСЦ Вис Хавелинг (пастор Реформатской церкви Нидерландов) подчеркнула, что, несмотря на отставку М.Кессман, организация "и впредь останется важной трибуной для церковных лидеров-женщин". Т.к., с одной стороны, "православные делегаты больше уверены в будущем Совета" вследствие прояснения многих вопросов. С другой, - "вместо экуменических мы будем совершать межконфессиональные молитвы - честно говоря, я не вижу разницы". Кроме того, "когда в зале заседаний присутствуют 20 или 30 рукоположенных женщин, никто не может сделать вид, что женского священства не существует"(16).
Сразу за этим решением появились громкие заголовки, типа: "РПЦ больше не будет заложницей протестантского либерального большинства в ВСЦ" и аналогично. Что звучало на фоне высокой оценки МП перехода ВСЦ к консенсусному принципу принятия решений. Продекларировавшего возможность "избежать ситуаций, когда решения ВСЦ, являвшиеся иногда вызовом православному мировоззрению, вероучению и Преданию, хотя и не обязательные для церквей-членов, принимались большинством голосов"(17).
Что касается оценки православным ответвлением самоинициативной отставки М.Кессман из ЦК ВСЦ, по горячим следам данный акт "лютеранской женщины-епископа" протоиерей Максим Козлов, доцент МДАиС, расценил "как весьма позитивный факт, свидетельствующий о принципиальной верности позиции, занятой православными поместными церквами – членами ВСЦ". В результате принятия Комиссией практически всех "православных" предложений, ВСЦ "как экуменическую организацию" не признали лица, стоящие на "лево-либеральных богословских позициях, разного рода радикальные деятели". По убеждению М.Козлова, выход "лютеранской феминистки" из руководящей структуры Совета - это "первая искорка пламени, которое может разгореться". В связи с чем должно "порадоваться этому событию", еще раз подумав о необходимости проявлять мудрость и терпение "в стремлении воздействовать на инославный христианский мир". В свою очередь, Василий Чернов (ЦНЦ "Православная Энциклопедия", редакция религиеведения и протестантизма), вследствие предложения М.Кессманн "сделать еще более радикальный шаг назад" посредством роспуска ВСЦ и создания двух независимых межхристианских организаций (православной и протестантской), приравнял ее к наиболее "консервативным представителям православия", также мечтающим о роспуске ВСЦ. Но в случае разделения, ВСЦ ожидает возврат к "довоенному состоянию, когда это был скромный форум протестантов, предназначенный для координации миссии в колониях". Следовательно, "радикализм крайне левых в ВСЦ - антиэкуменичен по сути"(18).
Как бы то ни было, насколько усматривается, "тематика": православие - "фактор М.Кессман" имеет свою внутренню подоплеку. Другое дело, что за всеми этими переплетениями (перепетиями) за кадром остается интереснейшая личность М.Кессманн. Ее образ, как религиозного лидера, со своими идеями и взглядами. К сожалению, в политико-религиозном мире частенько так и происходит. Когда за фасадом внешних баталий личностная парадигма остается не до конца ощутимой социумом. Вернее, проявляются отдельные проблески, но цельной картины представить не удается. Попытаемся, хоть и в минимальной степени, восполнить этот пробел. Возможно, кое-что и проявится для понимания, скажем, определенных причин, по которым эта широчайшая натура могла вызвать неадекватную реакцию определенных структур или групп.
 
Мир Маргот Кессманн. Попытка взгляда со стороны
Для начала, давайте послушаем М.Кессман посредством озвученных ею мыслей в статье "Завет, молитва и справедливость в творении". Проявив интерес к гендерной направляющей, она обратила внимание на заключение Всевышним завета "не только с Ноем, но со всеми людьми, - с женой Ноя, с его детьми Симом, Хамом и Иафетом, с их женами". Однако, безымянное представление данных женщин вызывает "определенное раздражение по отношению к библейскому повествованию", за редчайшими исключениями игнорирующим "имена" считающихся слабых полом. "Действует ли еще первая заповедь творения о размножении" (Быт. 1, 28)?, - вопрошает вслед за этим епископ. Подчеркивая положительный ответ "священнической традиции в 9-й главе Бытия", ведь Господь "желает умножения человечества". Правда, в наши дни это вызывает "скептическую ухмылку", т.к. "мы знаем" об угрозе быстрого роста населения творению. Возможно, под "Мы знаем" М.Кессманн подразумевала "Нам так преподносят" (если судить по ее отношению к деторождению в семейной жизни). Она раскрывает, что с перенесением западной философией бесконечности "с Бога на человека", появилась идея "неограниченного экономического роста". Возобладавшее в этой связи "линейное мышление", вследствие игнорирования цикла "рождения, жизни и смерти", привело к отторжению "людей от природы". Немало людей считают, что им "легче найти Бога во время прогулки на природе, чем в храме". По этим причинам многие "в нашем обществе свободно говорят о сексе и самых интимных своих чувствах", но никогда - о смерти. Мало этого, "международный сексуальный туризм" охватил практически все страны мира. В некоторых странах юга люди зарабатывают огромные деньги на бедности женщин и детей, втягивая их в сексуальный бизнес.
"Мы разучились осязать, слушать, обонять", подорвав «нашу способность творить», - восклицает она. Если "сравнительно недавно дети умели играть в сотню игр, в современном западном обществе они знают не более четырех-пяти". Из-за огромного времяпрепровождения у телеэкранов исчезла возможность "реально видеть мир". "Морщины и седина более не считаются признаками опыта, мудрости и зрелости", большинство людей "всячески пытается избежать их". "Стариков часто оставляют в одиночестве", потому что "ни у кого нет времени поговорить с ними". В то время, как в разных странах люди умирают от голода, Западная Европа уничтожает излишки продовольствия и обязывает крестьян производить меньше молока и мяса, чтобы не понизить цены (при этом "наш вкус испорчен безвкусной консервированной едой").
Вышеизложенное М.Кессманн определяет как начало отсутствие связи "между справедливостью и экологией", последствия чего могут быть "самыми трагическими". После чего она заключает, что "наша духовность нуждается в наших чувствах", которые "индустриализированность общества" часто "подавляет или разрушает". Следовательно, возвращение к духовности, которую "нельзя импортировать или экспортировать", требует "перемен в образе жизни", отходе от "обстоятельств извращенного мира современности". Лишь благодаря духовности возможно не молчаливо сносить окружающую действительность, а "выступать против разрушительных процессов". Откликаясь на встающие "перед нами проблемы", скажем, в борьбе за мир или экологическом движении.
Но в ракурсе христианского мира достижение всего этого без единства всех ветвей невозможно. Начиная с Ванкуверской ассамблеи 1983 г., ВСЦ начал "объединять Церкви в процессе примирения (завете)", направленном на достижение "справедливости, мира и целостности творения". Бог дарует людям способность "договариваться друг с другом", ведь "все ветхозаветное богослужение имеет экуменический и вселенский пафос". Но в этом контексте чего просматривается не меньшая важность "этических вопросов", чем догматических. 
Пареллельно М.Кессманн отмечает, что "соответственным должно быть и наше отношение к людям других вер", т.к. "в творении дышит Дух Божий", который "мы можем найти в других религиях". Однако, в западном обществе "чужие религии часто рассматриваются" в качестве угрозы, "а их приверженцы - как субъекты для обращения". Для жителей "сегодняшней богатой части земли грех заключается" в лозунгах: "Иностранцев вон!", "Германия - только для немцев!"(19).
Сложно не согласиться со сказанным выше, не так ли?
 
М.Кессманн вновь о единстве. И не только…
На заседании Европейской экуменической ассамблеи в Риме в 2006 г. М.Кессманн без обиняков заявила, что попытки Церквей подчеркнуть свои отличия от других ослабляют их общее свидетельство о Боге европейскому обществу: «Перед лицом великих моральных вызовов нашего времени мы должны искать единства». По убеждению немецкого епископа, христиане обязаны стремиться выработать единую позицию по таким этическим вопросам, как биотехнология, эвтаназия, энергетическая политика и положение беженцев. Нюанс этого высказывания - в его определенной контрастности с произнесенным на саммите главой Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Вальтером Каспером: "Поиск христианского единства находится под угрозой, потому что участники экуменического движения не могут прийти к согласию по поводу цели экуменизма"(20).
С другой стороны, М.Кессманн всегда была критичной и к "своему полю". Так, в 2009 г. она подчеркивала несоответствие "трудовой этики" протестантизма "современным социальным и политическим реалиям". Отмечая, что "Божие милосердие распространяется не только на сильных и продуктивных членов общества", М.Кессман назвала "проблематичным" убеждение о большей "благословенности" и угоде для Бога «продуктивных» людей: "Во времена распространения синдрома эмоционального выгорания мы должны задать себе вопрос: почему мы поддерживали такую этику"? – резюмировала в вопросительной форме епископ(21). Целесообразно отметить, что сия оценка прозвучала в выступлении тогда еще епископа Ганновера на проходившем в Берлине форуме в рамках посвященных 500-летию Кальвина мероприятий (в Немецком историческом музее). Что требовало немалой смелости!
На следующий год, в свете новой компании по привлечению юношей и девушек в проекты по "пропаганде терпимости" («Уважай! Молодежь за мир»), протестантские Церкви Германии стали использовать методику распространения в школах и барах тысяч почтовых открыток на 16 языках. «Образ молодых людей в нашем обществе и в прессе часто негативен. Мы с этим не согласны», - разъясняла епископ. Кампания призывала молодых людей проповедовать терпимость посредством видеороликов, песен в стиле рэп, поэзию: «Если вы не можете выступать за ненасилие, когда вы молоды, скорее всего, вы никогда не пойдете по этому пути", становясь старше, – услышали из ее уст журналисты. Хотя в 2004 г. М.Кессманн выступала против официального введения мусульманского праздника в Германии (что "было бы преувеличением"), это абсолютно не помешало ей патронировать кампанию совместно с представителем партии Зеленых, мусульманином Джемом Ездемиром(22). 
В том же году достоянием общественности стала информация о том, что М.Кессман подала на развод с мужем, с которым прожила более 25 лет. Немецкие СМИ распространили ее слова на этот счет: «Мне нужно было прояснить обстоятельства моей жизни. Самое важное – быть правдивым». "Это был болезненный процесс, но в конце концов я пришла к выводу" об отсутствии сил "поддерживать фасад того, что внешнему миру казалось удачным браком", - откровенно писала она. Признание появилось в вышедшей в конце 2009 г. книге "В середине жизни", сразу ставшей бестселлером. Будем объективны, произнести такое воспитывающей четверых детей женщине-епископу было нелегко. Но здесь проявилась ее гражданская позиция. Синод Церкви Ганновера поддержал разведенную М.Кессман, позволив ей продолжать нести служение епископа. К слову, сразу после ее избрания главой ЕЦГ она прокомментировала ситуацию следующим образом: «Результаты выборов Синода показали: тема развода в нашей церкви уже проговорена. В жизни человека могут произойти разные переломы, и все равно он может оставаться на своей должности. Я благодарна, что могу иметь детей и свою профессию»(23). Здесь же можно вспомнить, что еще в 2000 г. она выдвигала "революционную" идею, предлагая ввести специальный церковный обряд для расторжения брака: "У многих после развода возникают психологические проблемы. Специальное богослужение, посвященное данному процессу, должно помочь бывшим супругам и их детям справиться с этими проблемами", - сказала она. Предложив проведение церемонии в церкви в присутствии всех членов семьи: "Я считаю, что церковный брак - замечательная вещь, но, думаю, мы должны рассказывать Богу и о наших падениях"(24).
В аспекте предпринятых ею шагов после занятия кресла главы ЕЦГ, целесообразно отметить, что получившая поздравления католиков М.Кессманн уже в ноябре 2009 г. провела совместную траурную службу в память о вратаре футбольной сборной Германии Хорсте Энке с католическим священником Хайнрихом Плогом. Вскоре ею был представлен проект ЕЦГ под названием "Хорошо, что Вы снова с нами!". Направленный на организацию специальных служб для "желающих восстановить свою связь с Церковью". Сотрудники 140 служб должны были проявить заботу о почти 5 млн бывших прихожан ЕЦГ, вышедших из нее в прошедшие годы. Перед которыми Церковь "снова готова распахнуть двери". Согласно М.Кессманн, Церковь "не собирается расценивать это возвращение как некое прощение проступка, совершенного ранее против религиозного сообщества", а рассматривает шагом на пути, совместно "проделывают все верующие"(25).
Как усматривается, в отстаивании своих взглядов смелости М.Кессманн было не занимать. Скорее всего, именно ее бескомпромиссность, наряду с искренностью и желанием следовать теории на практике, способствовали росту авторитета епископа в обществе. Свидетельство чего - определение в 2006 г. популярным немецким журналом Funk Uhr (специализация - о телевидении) М.Кессманн, по результатам голосования читателей, "женщиной года" (незадолго до чего она перенесла операцию по удалению опухоли груди). Получившая этот титул годом раньше канцлер Германии Ангела Меркель охарактеризовала М.Кесманн как «преданного своему делу богослова и епископа", использующую энергию для помещения Церкви "в центре своей жизни, в то же время приблизив ее к народу"(26).
 
Новогодняя проповедь М.Кессманн - шаг в политику. Февральская отмашка красного светофора на подходе  
В своей проповеди в последние дни 2009 идею, предлагая ввести специальный церковный обряд для расторжения брака: г. М.Кессман призвала к скорейшему выводу германских войск из Афганистана. Обратив внимание на актуальность борьбы с наркоторговлей и торговлей оружием, служащих "источником финансирования террористической деятельности", она не исключила возможности переговоров с «Талибаном». Весьма симптоматичным оказался комментарий к сказанному Йорга Винса ("Немецкая волна"): М.Кесман констатировала, что "все плохо в Афганистане". И тут же на нее обрушился шквал критики. Возможно, все как-то подзабыли призвание церкви «критически оценивать деятельность государства», а высших иерархов религиозных общин «следовать примеру ветхозаветных пророков», именем Господа ставивших под сомнение "сложившийся порядок вещей". Поэтому должно оценить М.Кесман не только за ее озвучивание факта отсутствия видимых успехов военной политики в Афганистане. Она заставила задуматься о роли церкви в обществе. Хотя Й.Винс не исключил обусловленность критики в адрес М.Кесман тем, что она - первая представительница слабого пола, возглавившая СЕЦГ: "Сработал патриархальный стереотип из послания к коринфянам" о том, что "жены ваши в церкви да молчат... ибо неприлично жене говорить в церкви". Будучи, "в переводе на обыденный язык", равносильно определению: "Женское дело - пиво из холодильника подносить, да ужин готовить". Если так, то М.Кеснер "предстоят тяжелые времена" (27).
Как в воду глядел Й.Винс. Но он был не одинок в подходе к сказанному М.Кесман. Другой обозреватель, Александр Варкентин, в свете ее антивоенной терминологии вопрошал: "Может ли церковь вмешиваться в текущую политику?... Пристало ли иерарху церкви критиковать и наставлять на путь истинный правительство?" Продолжая, что от народа скрывали гибель гражданского населения, он настаивал: "Нам нужны" не смущающиеся "перед логикой войны" люди, а открыто выступающие "против войны и насилия". Подчеркивающие при этом, что "упование на царство Божье уже сегодня" предоставляет мужество "думать об альтернативах и говорить о них", т.к. "оружие явно не в состоянии установить мир в Афганистане". Посчитавшие же "недопустимым вмешательством церкви в дела текущей политики" попытались аргументировать ошибочность мыслей М.Кессманн невозможностью победить талибов "наивными молитвами и свечами". Но забеспокоились не только военные чины. Социал-демократ Ханс-Ульрих Клозе назвал проповедь "проблематичной", отрядив М.Кесман в число приверженцев "позиции Левой партии", выступающей за немедленный вывод немецких солдат из Афганистана. Параллельно она подверглась обвинению в популизме. А.Варкентин резюмировал, что, "отбросив все дипломатические экивоки и эвфемизмы", глава немецких лютеран назвала события в Афганистане "своими именами". Причем в преддверие намеченной на конец января 2010 г. в Лондоне международной конференции по Афганистану (28).
Даже эти скупые комментарии продемонстрировали опасения определенных кругов озвученным М.Кессманн в Новогодней проповеди.
 
Возможно ли глобальное потепление в рамках православно-протестантских взаимоотношений? Заключение
Как усматривается из вышеизложенного, важнейшей канвой всех отображенных коллизий в статье являются нюансы православно-протестантских взаимоотношений. Пусть проявляющихся не всегда неотчетливо, но вполне контурно очевидно. С точки зрения перспектив взаимопонимания между деноминациями, "фактор М.Кессманн" фактически принял на себя функции "лакмусовой бумажки" или, скажем, теста на прочность в этой связке. Удалось сторонам выдержать последний весомейший экзамен на зрелость или нет - решать читателю.
Мы же, со своей стороны, приведем выдержки из Святейшего Патриарха Кирилла. Первый фрагмент звучит из 2004 г., когда он являлся митрополитом Смоленским и Калининградским. Второй - из сегодняшних дней. Шесть лет назад нынешний Патриарх проконстатировал тот факт, что в России "слово Божие было проповедано ПЦ", изначально существовавшей как Поместная Церковь, то есть Церковь данного места. Считающейся, по нормам канонического права, "канонической территорией Московского Патриархата". Протестантские религиозные организации "вольны принимать или не принимать эту данность настолько, насколько они признают канонические нормы Неразделенной Церкви". Но и от ПЦ "никто не в праве требовать отказа от того, что составляет важнейшую часть Церковного Предания". Вместе с тем, российский протестантизм был охарактеризован как "неоднородное явление". Т.к. под именем протестантов частенько выступают не лютеране или баптисты, а "неохаризматические группы", многие из которых имеют "деструктивный, тоталитарный характер".          
Однако,  при этом митрополит не исключал диалогового окна с российскими лютеранскими церквами, в частности с ЕЛЦ Ингрии. Но при условии его "социальной ориентированности". "У нас много общих проблем, - сказал он тогда, выделив актуальность совершенствования законодательства о религиозных организациях, благотворительность, молодежную патриотическую работу, - в этих сферах мы можем и должны сотрудничать". Первостепенным полем для взаимодействия были названы "социальная работа, религиозное просвещение, христианская общественная мысль".
Вместе с тем, митрополит Кирилл отмечал, что "в местах компактного проживания лютеран - равно как и во всех других местах, где можно создать школы с этнокультурным компонентом образования, - дети из лютеранских семей могут изучать свою веру". А совместными усилиями нужно добиваться реализацией государством права "всех детей на получение знаний о религии в духе тех убеждений", которых придерживаются в их семьях. Такая деятельность будет "нашим совместным вкладом в евангелизацию всех россиян, в том числе детей и молодежи"(29).
В своем же выступлении на Архиерейском cовещании 2 февраля 2010 г. Патриарх Кирилл высказал сожаление в связи с констатацией все меньшего числа соработников в лице протестантских общин для РПЦ на ниве сохранения христианского наследия. Основа чего усматривается в "стремительной либерализации протестантского мира". Многие сообщества которого "не пытаются вести реальную проповедь христианских ценностей среди секулярного общества", предпочитая "подстраиваться под его стандарты". Особенно ярко "либерализация нравственных норм проявилась" в благословении однополых союзов, посвящении в пасторское и епископское достоинство открытых гомосексуалистов. Подчеркнув отсутствие отношений "по этой причине" с Епископальной Церковью в США и с Лютеранской Церковью Швеции. Как отметил докладчик, ситуация с избранием М.Кесман "со всей очевидностью" обнаружила "фундаментальное различие между православием и протестантизмом". Первая ветвь "хранит норму апостольской веры и церковного устройства", согласно его запечатлению в "Священном Предании Церкви". Видя свою задачу в постоянной "актуализации этой нормы во имя осуществления пастырских и миссионерских задач". Протестантизм же, "во имя решения тех же самых задач", допускает реформирующее "саму эту норму" богословское развитие. Вслед за чем патриарх проконстатировал очевидность исчезновения смысла в поиске "вероучительных консенсусов". Сославшись на ситуацию в отношении "крещения, Евхаристии и служения (священства) в рамках многостороннего диалога, инициированного в свое время ВСЦ". Когда проявился тот факт, что "любой консенсус "может разрушенным "нововведением или толкованием", ставящими под вопрос "само значение этих соглашений". Из сказанного следует, что в диалоге с нашими протестантскими партнерами важно попытаться выяснить саму возможность преодоления фундаментального различия между православием и протестантизмом. Однако, даже вне этой направленности, остаются другие темы. Пусть "не имеющие непосредственного отношения к достижению единства в вере и в церковном устройстве", но важные в аспекте "сотрудничества во имя мира, справедливости, сохранения Божиего творения и в решении иных проблем, требующих совместных действий людей, верующих во Святую Троицу" (8). 
Комментарии или выводы, как отмечено выше, за читателем.
Но все же…Есть ли выход из этого тупика? Например, заместитель главреда портала "Ислам.Ру", кандидат политических наук Абдулла Ринат Мухаметов, видит его в свете заявления президента Дмитрия Медведева о необходимости расширения политического участия и реформы политической системы. В рамках которой представляется актуальным появление новой партии,  имеющей перспективы занять уникальную электоральную нишу. Постепенно расширяя ее за счет идей и предложений, привлекающих, в принципе, так или иначе большую часть населения страны. Таким новым политическим центром могла бы стать партия социал-федералистского толка. Обладающая перспективами со временем выступить реальным конкурентом-партнером «Единой России» в рамках двухпартийной «американской» модели. Аналитик считает, что, будучи самым многочисленным российским меньшинством, мусульмане естественным образом могут стать главной опорой новой партии. "Аналогичные модели могут быть сформулированы и применены в отношении остальных меньшинств", включая "протестантов, являющихся самой быстро растущей конфессией в стране". Данные группы, не представленные на высшем государственном уровне, практически не имеют своего голоса. Поэтому они также, как и мусульмане, заинтересованы в появлении партии, которая бы их представляла (30).
Естественно, это один вариантов. Наверняка, есть и другие предложения. Но все они должны пройти широкую и открытую обкатку в дискуссиях на эту тему.
 
P.S. И все же, завершить материал хотелось бы через образ М.Кессманн.
Конечно же, в рамках одной статьи рассмотреть феномен успеха и популярности М.Кессманн просто-напросто невозможно, т.к. слишком много пластов остается за кадром. Да и не это являлось лейтмотивом рассматриваемой темы. Но согласимся, как бы кто не относился к ней, в этом индивидууме нельзя не признать сильную Личность. Думающую. Размышляющую. Серьезнейшую. Но при всем при этом...остающуюся женщиной. Со своими плюсами и минусами. Эмоциями и переживаниями. То бишь, со всеми присущими прекрасному, но далеко не слабому, как принято представлять, полу тонкостями!     
Журналист «Немецкой волны» (Deutsche welle) Никита Жолквер пишет, что М.Кесман "внесла на редкость свежую струю в немецкий протестантизм", став лицом современной, "не претендующей на абсолютную непогрешимость церкви". Заключая, что "ей бы простили проступок с автомобилем». Но она «сама себя не простила», оставшись рядовым священником (31). Здесь невольно напрашивается ассоциация с одной из защитных речей известнейшего русского юриста, адвоката (XIX-XX вв.) Федора Плевако. Защищая однажды обвиненного в растрате приходского имущества пожилого священника, он обратился к присяжным заседателям лишь с одной фразой, звучавшей по смыслу, следующим образом: "В течение нескольких десятков лет обвиняемый молился за грешных, отпуская всем грехи. Так неужели нельзя простить его?" Присяжные оправдали священника. Но возможно ли представить в данной роли М.Кессманн? Могла ли она согласиться с путем ее искусственного оправдания? Тем более на фоне незабываемых слов этой широкой натуры: "Мы должны заново осознать социальную ответственность, связанную со всем, что мы делаем! Жизнь нельзя считать хорошей, если она влечет за собой разрушительные последствия для природы, для меня и для будущих поколений" (19).
Улетучится в воздух саркастический комментарий одного из телеканалов в дни больших внутренних проблем для М.Кессман, что-де, может, задержавшие ее автомобиль немецкие полицейские были католиками. Лишь в архивах одной из газет останется броское название, типа, "Эта дорога не ведет к храму". Ну а М.Кессманн уже оставила свой след в жизни. При живой жизни, так сказать! Своей верой и желанием приобщить к духовности как можно больше людей!
 
 
Использованные материалы
 
1.Церкви разлучила женщина
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1272928
2.Евангелическая церковь Германии надеется на продолжение диалога с РПЦ
http://www.dw-world.de/dw/article/0,,5091214,00.html
3.Руководство Евангелической церкви Германии отреагировало
http://www.sedmitza.ru/news/859435.html
4.Православные в Германии: Никакого разрыва с ЕКД нет
http://churchby.info/rus/394/
5.Декларация I Всероссийского форума православных женщин
http://www.interfax-religion.ru/orthodoxy/?act=documents&div=961
6.Импульсивная реакция
http://www.profile.ru/items/?item=29506
7.Письмо архиепископа Волоколамского Илариона главе Совета Евангелической церкви в Германии Маргот Кессманн
http://www.interfax-religion.ru/orthodoxy/?act=documents&div=962
8.Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском cовещании 2 февраля 2010 г.
http://pda.patriarchia.ru/db/text/1061651.html
9.Послание Священного Синода о V Ассамблее Всемирного Совета Церквей и ее результатах. Журнал Московской Патриархии. 1976, №4, с.9
10.Итоговый документ Межправославной богословской консультации «Место женщины в Православной Церкви и вопрос о хиротонии женщин».
http://pda.pravmir.ru/tag/zhenskoe-svyashhenstvo/
11.Православные в Германии: Никакого разрыва с ЕКД нет
http://churchby.info/rus/394/
12.Лютеранская позиция относительно женского священства
http://ruvim.ru/news/2009-11-24-131 
13.Свящ. Глеб Якунин, Лев Регельсон. Обращение к делегатам V Ассамблеи ВСЦ в Найроби
http://apocalyptism.ru/Nairoby.htm
14.Архиерейский Собор РПЦ 14-16 августа 2000 г.
http://www.krotov.info/acts/20/20000814/inoslav.html
15.Заключительный отчет Специальной комиссии по вопросу об участии Православных Церквей в работе Всемирного Совета Церквей
http://churchby.info/bel/42/print/
16.Голландская женщина-пастор с оптимизмом смотрит на будущее ВСЦ
http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=3064&topic=126
17.МП высоко оценивает переход
http://www.46info.ru/media/ria/?id=6343
18.Женщина-"епископ" покинула ЦК ВСЦ
http://pda.sedmitza.ru/text/395028.html
19.Марго Кесман. Завет, молитва и справедливость в творении. Пять эссе о Библии
http://www.krotov.info/libr_min/ae/aecoteol/eco_057.html   
20.Экуменическое движение под угрозой
http://pda.patriarchia.ru/db/text/79110.html
21.М.Кессман призывает пересмотреть протестантскую трудовую этику
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=27028
22.Церкви Германии учат молодежь терпимости
http://greenway.in.ua/modules/news/article.php?storyid=76
23.Главой лютеранской церкви Германии стала женщина.
http://www.luther.ru/news/world/653-2009-10-29-20-25-41.html
24.Немецкая епископша за разводы в церкви
http://dl.biblion.realin.ru/text/35_Sibirskaya_Pravoslavnaya_gazeta/Disk_staryj/INTERNET/Novosti/Starye_novosti/novosti_11_noyabrya/new11_11g.htm
25.Прихожанами Евангелической церкви Германии ежегодно становятся 60 тысяч немцев
http://www.newsru.com/religy/26nov2009/ekd.html
26.Епископ Маргот Кессманн признана «женщиной года»
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=10557
27.Жены ваши да молчат в церкви
http://www.deutsche-welle.org/dw/article/0,,5126731,00.html
28.Евангелическая церковь Германии против войны в Афганистане
http://www.dw-world.de/dw/article/0,,5124546,00.html?maca=rus-rss-ru-all-1126-rdf
29.Ответы председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла
http://www.mospat.ru/archive/7575.html
30.Нужна такая партия! Социал-федералистский проект для России
http://www.islam.ru/pressclub/analitika/socfedir/
31.Маргот Кесман оказала церкви прощальную услуг
http://www.deutsche-welle.org/dw/article/0,,5286072,00.html
 
Теймур Атаев политолог специально для www.protestant.ru
 
 
Темы этой статьи
Еще по этой теме
Похожие статьи
 Уроки истории по вторникам
Онаших «баптистских отцах-основателях» Не скрою, когда я читал книги по истории «нашего братства», написанные нашими же братьями, меня не покидало ощущение, что я читаю Жития Святых… Именно...
Сцена или возвышенность?
В проектировании и оформлении залов домов молитвы с начала 2000-х годов наблюдается сдвиг от кафедры к сцене.Кафедра уже не диктует условия, но освобождает центральную часть сцены для других составляющих богослужения,...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №23
Всем доброго здравия. Сегодня не простая статья, а очень спорная, для многих, тема. Совершить аналитическое трезвое прочтение всей статьи и не скатиться до фанатичного беглого просмотра с негативной критикой в адрес...
Христианская сказка для взрослых №5
Прием окончен. Если Дикобраз куда – то спешил, то весь лес об этом знал. Потому, что треск кустов разносился по всей округе. Вот и на этот раз Ежик еще минут за десять знал, что его приятель сейчас появится...
Христианская сказка для взрослых №4
А НЕ ПОРА ЛИ НАМ ВЕНИКИ ВЯЗАТЬ? Теплая летняя ночь накрыла землю ласковым покрывалом. Ежик и Дикобраз лежали под деревом и смотрели на звезды, думая каждый о своем. Как всегда неожиданно Дикобраз...
Как стать христианином – Христиане.ру