Главная>Новости>Аналитика>Испытание благословением. Или много званных, а мало избранных

Испытание благословением. Или много званных, а мало избранных

Испытание благословением. Или много званных, а мало избранных

Одно из труднейших испытаний, с которыми столкнулся современный христианский мир, стало испытание Божьими благословениями, вернее той их частью, которое ведет к продолжительному материальному процветанию.

18.05.2010

Одно из труднейших испытаний, с которыми столкнулся современный христианский мир, стало испытание Божьими благословениями, вернее той их частью, которое ведет к продолжительному материальному процветанию народов и личному достатку основной массы верующих. И если на протяжении своей долгой истории многие христиане смогли с честью пройти  разные тяжелые испытания: войнами, болезнями, страданиями, природными катастрофами, то испытание успехом и преуспеванием оказалось неодолимым преткновением для очень многих. 

 
Практически каждый современный верующий знает, что Господь по Своей милости дает благословения даром, в том смысле, что люди не могут их сами заслужить. Вместе с тем, блага, которые Бог давал и дает человеку, всегда были условными или «внутризаветными». Для их получения люди всегда были должны исполнять особые Божьи повеления, заповеди и заветы. Так было еще в раю, который Бог, специально создал для человека: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». (Быт.2:16,17) Но свободный доступ ко всем благам сохранялся.
 
Но человек согрешил и попечение Господа о человеке как бы разделилось на два потока: первый это поток благословений, а второй – охранительный, поток, очищающий человека, гарантирующий чистоту и святость в его отношениях с Богом. Поскольку нечистота и грех вошли в человека, он уже не мог, как раньше, иметь свободный доступ к благам Господа. Сами благословения разделись на безусловные, которые даются даром и без условий, и условные, которые, хотя и даются даром, но предоставляются только при соблюдении целого ряда предписаний и правил, которые были названы Законом. В Ветхом Завете по этому случаю приведено очень много обращений Господа к своему народу.
 
Поскольку люди нарушали закон и производили грех, а без Божьих благословений и милости они выжить не могли, Господь повелел ввести особый институт очищения человека, куда входили наказания за грех и многочисленные жертвы умилостивления. Жертвы приносились Богу в виде самых драгоценных даров, жертвоприношений животных. Чем больше грех – тем драгоценнее дар и больше размер приносимого в жертву животного. Постепенно получили развитие молитвенные и обрядовые, литургические жертвы искупления, прощения, очищения, умилостивления, прошения и пр. Для организации регулярного процесса очищения от грехов при помощи жертв, молитв и обрядов были оборудованы специальные помещения (скиния, храм, а позже церковь). Сами эти действия превратились в храмовую, церковную службу.
 
Однако в такой системе отношений между Богом и человеком Сам Господь не мог полностью реализовать Свою сущность как Бога, дарующего Благо Своему творению. На пути этого преизбыточного потока благодати стояла греховная природа человека. Эта природа, как показала сама тысячелетняя история народа Израиля, не смогла кардинально улучшиться при помощи закона, наказаний и жертв.  Поэтому чтобы преодолеть это преграду между желанием Бога реализовать Себя как Благий Господь и поделиться с людьми Своей преизбыточной благодатью, с одной стороны, и порочной природой человека, с другой стороны, Бог привел в действие Свой План Спасения людей. Исполнителем этого Плана стал Иисус Христос.
 
В чем суть этого Плана. Чтобы преодолеть эту  стену греха, Господь посылает людям Свою милость в виде дара прощения и искупления. Возместить тяжесть грехов должна была искупительная жертва невиданной доселе ценности, драгоценной в глазах не только людей, но и Самого Бога. Ведь она должна была прощать и очищать десятки и сотни миллиардов преступлений и проступков, совершенных людьми, живущих в десятках поколениях в разных странах и культурах, на всем протяжении последующих столетий. Таким образом, поток благодати должен был нести в себе не только благословения, но и милость прощения, так что люди сразу могли рассчитывать на дары Божьего блага.
 
Но как когда-то в раю, как в древнезаветные времена, этот дар милости давался хотя и бесплатно, его не надо было заслуживать, но он предоставлялся с условием. И этим условием было принятие человеком Христа, Его Благой вести, Его Воскресения. Взамен верующий в Христа получает безмерные духовные дары уже в этой жизни, ощущение полноты бытия, чувство радости пребывания с Господом, которое можно назвать счастьем вновь приобретенной жизни, счастьем рождения свыше. Но самой большой дорогой ценностью в этом потоке благодати нужно считать дар в виде будущее воскресение всех детей Божиих в вечную жизнь. Туда, в эту вечную жизнь, уже направляется основной поток Божьей благодати и там, возле Самого Господа эти дары уже ждут нас.
Конечно, Господь не забывает и о материальных нуждах своих детей: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?... потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф.6:31-33).
 
Итак, вновь, как когда-то в раю, Господь после подвига Воскресения Христа соединил два потока: поток благодати и поток очищающей милости в единое попечение Бога о верующих в Иисуса Христа.
Если рассматривать этот План Спасения в историческом разрезе, то мы вспомним, что поток благодати в жизнь верующих резко ускорился после Реформации, когда целые народы осознали смысл Благой Вести Воскресения Христа и приняли Его всем сердцем, всем разумением. Благословения пошли уже не в виде отдельных духовных и материальных даров. Потоки благодати помогли улучшить нравственные и социальные характеристики человека. На этих благословениях в церквях и домашних общинах постепенно формировались новые духовные, нравственные и социальные качества человека, которые со временем закрепились в национальном характере народов, прошедших вековую школу практического Евангелия.
 
Даже светские ученые вынуждены признать, что в результате Реформации в мире появился новый человек. Этот человек, принявший Благую Весть Воскресения Христа в свою духовную, церковную и внецерковную жизнь, стал накапливать новые качества в форме особых навыков, характеристик, склонностей к творческому и производительному труду, в виде высоких нравственных стандартов в семье и труде.
 
Постепенно эти качества привели к появлению новых саморазвивающихся гражданских, социальных политических и экономических институтов у народов этих стран. В свою очередь, эти новые личные качества и новые общественные институты позволили создать систему непрерывного социально-политического и экономического прогресса. В результате, страны, до этого уступающие по уровню своего социально-экономического развития Китаю, Индии, мусульманскому Востоку, соседним католическим странам, добились больших преимуществ, практически, во всех областях социальной жизни. Такая система непрерывного и саморазвивающегося прогресса появилась именно у народов, прошедших вековую школу практического Евангелия. 
 

Поэтому сегодня все без исключения страны протестантской культуры, прошедшие эту школу евангельской жизни, занимают самые первые, передовые места практически по всем показателям социально-экономического развития.

 
Казалось бы, все хорошо -  оставайся верным Христу и наслаждайся Божьей благодатью и будущими благословениями. Однако драматические конфликты человеческого «я» с волей Бога продолжатся до конца земной истории человечества. Обратимся к известной притче о брачном пире (Мат.22:1-14). Здесь говорится о событиях Второго пришествия Христа:  «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего (Матф.22:2). Царь (Господь) истребит не только неверных, но и тех, кто когда-то принял Христа как Спасителя, получил от Царя богатые благословения (приглашение на пир), но не подготовили себя к встрече с Его сыном (Воскресшим Христом). Их дела, земные заботы оказались для них более важными, чем повеление Господа идти на пир  в брачной одежде, то есть в «одежде» истинной веры, по милости дарованной им самим Иисусом. 
 
В притче о барачном пире мы можем узнать многих, в том числе из нашего ближнего и дальнего окружения, кому в свое время была оказана великая благодать и кто позже, по сути, предал Христа. Хотя в историческом плане предательство как таковое внешне может и не просматриваться. Просто вера (если она была глубокой и реальной) постепенно слабела, в сердцах многих тысяч членов христианских церквей, под грузом земных забот, в результате вызовов и соблазнов светского мира это великое чувство из духовно-мировоззренческого и трансцендентного незаметно перерождалось в этическое. Оно  дробилось, мельчало и в конце-концов сама вера в Христа Спасителя превращалось, в лучшем случае, в простое чувство доверия к некоторым вероисповедальным принципам или отдельным фрагментам Евангелия. Прошло время, и живая вера в душах таких людей совсем угасла, а самого предательства вроде и не было. Но странное дело, по мере угасания личной веры, отхода большого числа людей от Церкви, в обществе стали быстро нарастать явления неверности.
 

Сегодня историки ищут определение ХХ веку, одни называют его кровавым, другие - веком потрясений и революций. По-моему, самым уместным будет назвать прошедшее столетие веком предательства.

 
Такого обилия фактов больших и малых измен в семье, быту, на войне, в политике, такого обилия свидетельств вероломного отступления от своих обязательств мировая история до этого не знала. Особенно это коснулось России, где евангельская духовность и нравственность так и не были укоренены в народе и где процессы расхристинизации приняли невиданные масштабы. На протяжении всего века простые жители, военнослужащие практически во всех основных войнах этого периода в массовом порядке предавали свое правительство и своих командиров, аристократия предала своего монарха, Русская Православная Церковь предала своего высшего иерарха – императора, политические партии, общественные и государственные деятели предавали конституцию, все вместе и неоднократно они изменяли общественному строю и политической системе, которым обязались служить.
 
Это - результаты мыслей и поступков возгордившейся плоти, утратившей страх Господень. Мы помним, как Иисус в последние дни своего служения на земле раз за разом повторяет фразу как духовное предупреждение всем нам: «Много званных, а мало избранных».
Но временное поражение христианской Церкви не стало победой ее прежних недругов. Сегодня бывшие враги евангельской церкви, в лице идей Просвещения и официальной науки сами испытывают горечь поражений. Современное общество вынуждено сделать для себя вывод, что христианско-евангельские постулаты не противоречат современности. Поскольку атеистические и научные концепции оказались очень недолговременны, а их результаты постоянно опровергают друг друга, они уже давно перестали быть абсолютно истинными и универсальными (на что они так долго претендовали). Все они превратились в частные версии и гипотезы, которые не в силах опровергнуть христианство. Более того, ученые-науковеды, то есть убужденные атеисты, сами все больше напоминают “мракобесов”, не заметивших, что их время кончилось. На своем птичьем языке “научной мифологии” они рассказывают какие-то басни о происхождении Вселенной, о зарождении жизни и о человеке-обезьяне. Теперь их публичные заявления утратили ореол убедительности. Уже давно стало очевидным, что современная наука и техника представляют для общества и его будущего больше опасностей, чем любая деноминация христианской церкви.
 
С другой стороны, и в наше время евангельская церковь помогает или определенно может  помочь — отдельному человеку, России, обществу, государству, миру. Вера в Бога выступает как спасительная и единственная альтернатива «эре безблагодатности»— как спасение от наступления на человека “мирского”, насквозь светского бытия, с его аморальностью и беспринципностью, с господством культа выгоды, где неразрывно связаны политика, деньги, коррупция и произвол, но нет высшей объединительной Идеи, нет абсолютной Нравственности, нет общего Смыслополагания.
 

И снова обратившись к Библии, мы видим, как люди, когда-то верные Господу, с большим трудом проходят испытание богатством и благодатью:

 
Давид, Саул, Соломон, многие цари Иудеи и Израиля – таких персонажей множество в Ветхом и Новом Завете. Христос очень хорошо знал испорченную природу человека, даже верные Его ученики были заражены синдромом – «стремлением наверх». Уже тогда, еще до своей смерти и Воскресения, Он предвидел, что потоки благодати окажутся трудным испытанием для многих и многих христиан. Так оно и оказалось. После наступления периода массового благословения в странах победившей Реформации, очень многие люди не выдержали потока даров, для них благоденствие оказалось испытанием, которое они не выдержали. Сначала они просто поменяли местами причину и следствие: вместо Царствия Божия они стали искать материальные блага, комфорт и стабильность. И в этом они преуспели, поскольку волна благословений милосердного Бога всегда выше и продолжительней волны Его праведного гнева. А затем их человеческая гордость и вовсе усмотрела в таких благословениях не руку Всесильного и Милосердного Воскресшего Христа, а свою собственную роль, заслугу человеческого разума, порожденного высокомерной логикой Просвещения, эпохи нарастающего секуляризма и атеизма. Это испытание было и останется еще одним, самым трудным этапом Божьего Плана Спасения, который многие представители современной христианской цивилизации на Западе и в России так и не прошли.
Неудивительно, что в недавно опубликованном исследовании, посвященном тому, какие народы считают себя счастливыми, в списке благополучных мы не видим ни одной страны протестантской традиции. И это, - несмотря на их передовые позиции в социальной и экономической сферах, невзирая на громадные экономические и социальные ресурсы. 
 

Что касается  России и Украины, то их народы, по данным этого исследования, относятся  к числу самых несчастных в мире.

 
Пусть для нас, российских христиан, не избалованных в прошлом материальными и социальными благами западного общества, этот урок станет предостережением против возможных последствий будущих «тучных лет» экономического процветания. В то же время пусть мы найдем в этих примерах утешение и защиту от новых невзгод и превратностей сегодняшнего нестабильного мира.  Пусть наша вера сохранит великий смысл и спасающую роль Воскресения как источника самого великого блага – надежды быть со Христом в вечности.
 
Темы этой статьи
Похожие статьи
Передача «Благословение»/Дубровский, Горбачев
Канал: ОТВ Программа: "Багословение" Ведущий: Ольга Голикова. Гости: Сергей Лавринов, епископ РОСХВЕ; Михаил Дубровский, руководитель отдела богословия в РОСХВЕ, исполнительный секретарь межсоборного присутствия;...
 Уроки истории по вторникам
Онаших «баптистских отцах-основателях» Не скрою, когда я читал книги по истории «нашего братства», написанные нашими же братьями, меня не покидало ощущение, что я читаю Жития Святых… Именно...
Сцена или возвышенность?
В проектировании и оформлении залов домов молитвы с начала 2000-х годов наблюдается сдвиг от кафедры к сцене.Кафедра уже не диктует условия, но освобождает центральную часть сцены для других составляющих богослужения,...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №23
Всем доброго здравия. Сегодня не простая статья, а очень спорная, для многих, тема. Совершить аналитическое трезвое прочтение всей статьи и не скатиться до фанатичного беглого просмотра с негативной критикой в адрес...
Христианская сказка для взрослых №5
Прием окончен. Если Дикобраз куда – то спешил, то весь лес об этом знал. Потому, что треск кустов разносился по всей округе. Вот и на этот раз Ежик еще минут за десять знал, что его приятель сейчас появится...
Как стать христианином – Христиане.ру