Главная>Новости>Аналитика>Мифические церковные существа

Мифические церковные существа

Мифы от Юрия Смирнова
21.05.2010

Мифические церковные существа
 
Мифология, конечно, дело глубоко индивидуальное. Если какая-то душа в один миф свято верит, другая на него, простите, плевать хотела… Мифы выбираются на вкус и на цвет, и колоды мифов подбираются в соответствии с разными вкусами (а то и с полным их отсутствием).
 
Однако если набор мифов (то есть мифология) у кого-то более-менее разработан, то бездушным он никак быть не может: общее для всякой мифологии то, что она должна быть населена какими-то существами. Ну, должны быть «плешивые люди» какие или «песиголовці», или уж, на крайний случай, Баба-Яга с Кащеем Бессмертным. Пустым мир мифов быть не может по определению.
 
На этих страницах мы имеем дело не с какими-то там оккультными темными мифами, а с ошибками во взглядах христианских, поэтому Баб-Яг с Кащеями тут ждать не приходится, их ищите в других местах. На самом деле, они, конечно, в церквях водятся, но не об этом сегодня речь… Хотя, может быть, и об этом, там видно будет.
 
Среди убеждений, практикуемых в евангельских церквях «по-большому», водится какой-то странный перфекционизм
, который меня никогда не переставал удивлять. Если «где-то кое-кто у нас порой», то кто-то расскажет, что есть такая церковь, где подобных безобразий не бывает, потому что быть не может (или просто не бывает «не тех» побуждений ни у кого, или сразу и надолго у желающих чудить «кое-где порой» отбивают охоту). Такие церкви то ли сам рассказывающий видел, то ли они когда-то где-то были, то ли, может, будут… Но если что где не так, сразу наготове бывает пример про место, где все «так».
И рисуются картины молочных рек с кисельными берегами, из которых, впрочем, никто не пивал. И населяются диковинные края дивными существами. Парадигма тут проста: идеальный пастор – не менее идеальные прихожане. В жизни все наоборот: и у пастора бывают свои «заскоки», и прихожане на выдумки хитры. Но это ж в жизни… А люди говорят про церковь, которая вроде как с жизнью не должна быть связана. Лично слышал с кафедры жуткие слова: «Оставим за дверью все земное и предадимся слушанию Слова Божьего…»
 
В свое время меня немало беспокоило обращение ко мне одной прихожанки. Она порой называла меня «пастырь добрый». Что я не сильно добрый, известно каждому, со мной имевшему дело хоть пять секунд. Подобрее бывают, скажем мягко. Но даже те, кто подобрее, все равно вряд ли покусятся на титул доброго пастыря: всегда есть куда совершенствоваться, есть как добреть. И, если уж действительно оставить все земное и на самом деле, нешутейно, вспомнить Писание, то станет ясно, про какого «пастыря доброго» сказано в Слове Божьем. «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец…» Напомнить, Кто такое говорил? Надеюсь, не нужно.
 
И вот мечемся мы в церквях, в которых у пасторов свои заморочки, а у паствы – свои, и придумываем себе диковинные края, где пасторы все добрые, а прихожане – сплошь послушные и исполнительные. Только от придумывания такого ничего не меняется: ни пасторы, ни прихожане идеальными никак не становятся.
 
«А должны ли?» – вот в чем вопрос. Нет, каждый отдельно взятый пастор и прихожанин, несомненно, должен в конкретных грехах каяться и в конкретных местах душу свою озябшую Христовой добротой прогревать. До порога ли, за порогом ли, не скажу точно, но должен каждый давать Христу себя до ума доводить. В движение к идеалу и необходимость его я верую. Берут меня сомнения, что в некоторых дивных краях этот идеал уже достигнут. Приходилось видеть как раз обратное: и пасторов, и прихожан, далеких от идеала. Мифических существ, безупречных пасторов и безукоризненных прихожан, как-то я не встречаю. Может, не там ищу? А может, и не ищу совсем. Ибо не верю, что найду. А почему не верю? По нескольким причинам.
 
Во-первых, истинная доброта у пасторов и истинное послушание у прихожан, короче, все истинное, неподдельное, больше всего ценны именно на фоне человеческих слабостей и несовершенств. Человек без изъянов лично мне был бы неинтересен, если не сказать подозрителен. А все добрые христиане, которые мне попадались, имели свои «фишки», часто бросавшиеся в глаза при первом же взгляде. Это Иешуа Га-Ноцри у Булгакова считал всех людей «добрыми». Настоящий Иисус такого не говорил, а учил молиться: «И прости нам грехи наши…» Грехи же эти однозначно есть у всех живущих и живших, кроме существ мифических, конечно... Но ни про Баб-Яг, ни про «пастырей добрых», стоящих с нами в одной очереди за сметаной, не будем… Не верю я ни в баб этих, ни в пастырей таких…
 
А верю в то, что Бог спасает людей обычных, настоящих, с неправильным весом и родословной, не идеальным разрезом глаз и неудачной формой ушей. И когда Бог людей спасает, они отнюдь не перестают быть людьми, то есть существами, которым свойственно делать опечатки и промашки. Я, вообще-то, уверен, что и на небесах мы Васю от не-Васи запросто отличим, но тут уж никак не докажешь… Поживем – увидим. А пока я верю на основании Писания, что идеал искать в поместных церквях – дело гиблое и гнилое. Радоваться надо, что от коринфской церкви мы хоть чем-то отличаемся, но не более того.. В Коринфе свои беды были, у нас – свои. И гарантий непогрешимости и непотопляемости нам никто не давал.
 
Опять же, дабы не быть понятым превратно, подчеркну: я искренне верую в то, что в иных людях может чудно и чудесно проявляться доброта. Но это далеко не обязательно должно быть связано с занимаемой должностью: неземная доброта может в церкви не громыхать за кафедрой, а играть в игры на мобильнике на последней лавке. И, чаще всего, в доброту бывают подмешаны человеческие слабости и несовершенства, которые порой могут неприятно удивлять. Такими уж нас Бог спас: недобрыми, непослушными, неправильными. Чтоб научить доброте (и не от пастырей токмо), привить послушание, исправить. А это дело, сами понимаете, нелегкое и, даже для Бога, не моментальное.
 
Поэтому призываю не бояться «неправильных» церквей и «недобрых» пастырей. Вон у Павла в посланиях какую церковь ни возьмешь, дрожь может пробрать. В Коринфе одно, у галатов другое… Но апостол ничуть не усумнился в Христе, глядя, как люди на хлебопреломлении объедаются и упиваются, повторяя в тысячный раз «бессмысленным галатам» прописные христианские истины. Ибо, опять же, по себе знал, что Бог пришел спасти «извергов», далеких от всякого идеала, тем паче от «ибо Я свят». Знал и ожидал от людей (в том числе пастырей) всякого. Надеялся на лучшее, но ожидал всякого. Прекрасно понимал, что мы «отчасти знаем, и отчасти пророчествуем». Доброты в нас тоже «отчасти», причем часто часть эту невооруженным глазом рассмотреть весьма трудно.
 
И, что бы мне кто ни говорил, в жизни веселей, чем в мифах. Если б пастыри были только добрые, а прихожане только послушные, про кого б мы басни и анекдоты рассказывали?! Многие проповеди и увещевания для идеальных прихожан просто были бы бесполезны, а участие в жарких братских советах без правил пастырям добрым было бы категорически противопоказано. Но самое главное в том как раз и заключается, что ради «извергов» Христос пришел на эту землю, ради несовершенных и бестолковых пасторов и прихожан заглянул Он в наш уголок пространства и времени. Заглянул и не отводит глаз с этого уголка и его обитателей. Чтобы когда-то действительно все, и не только пастыри, стали добрые и послушные. Даст Бог – дождемся этой поры прекрасной. А пока бывает всякое у нас с пасторами и прихожанами. Как выкинут какое, так хоть стой, хоть падай... Не соскучишься. 
 
Так что, кто как, а я лучше со сложной и неоднозначной реальностью, чем с гладкими и приятными мифами о ней. Не думаю, что водятся в наших церквях единороги и птицы-Феникс. Люди в них кишат. По обе стороны кафедры. Люди, которые пришли к Богу за спасением. И Он им его дал. Не посмотрев на вес, родословие и разрез глаз. Взял и спас негодных, недобрых и непослушных. Ради Своих целей. Не ради того, чтобы населить мифологию диковинными «добрыми пастырями» и услужливыми прихожанами. Мелочи, Бога, конечно, тоже интересуют, но не настолько же… Он видит главное, не уклоняется от первостепенной цели – сделать нас пригодными к употреблению в Царстве Божьем. «Пастырей добрых» пусть готовят семинарии и библейские колледжи. Бог готовит толпы добрых людей. А храма в небесном Иерусалиме Иоанн не видел. Так что, страшно сказать, ни пасторов там, ни прихожан, наверно, не будет. Зато все будут добрые и послушные.
 

Темы этой статьи
Еще по этой теме
Похожие статьи
Разрушение мифов по четвергам
МИССИОНЕРСКОЕ. Уродина толстокожая, Послушай-ка Слово Божие! Двустишие одного нехристианского сетевого поэта, отражающее, по его мнению, манеру современной христианской проповеди Горящие глаза, глядящие сквозь...
Разрушение мифов по четвергам
55. Если кто из клира досадит епископу, да будет извержен. Ибо [сказано:] правителю твоих людей да не скажешь зла. 56. Если кто из причта досадит пресвитеру или диакону: да будет отлучён от общения церковного… Слова,...
 Уроки истории по вторникам
Онаших «баптистских отцах-основателях» Не скрою, когда я читал книги по истории «нашего братства», написанные нашими же братьями, меня не покидало ощущение, что я читаю Жития Святых… Именно...
Сцена или возвышенность?
В проектировании и оформлении залов домов молитвы с начала 2000-х годов наблюдается сдвиг от кафедры к сцене.Кафедра уже не диктует условия, но освобождает центральную часть сцены для других составляющих богослужения,...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №23
Всем доброго здравия. Сегодня не простая статья, а очень спорная, для многих, тема. Совершить аналитическое трезвое прочтение всей статьи и не скатиться до фанатичного беглого просмотра с негативной критикой в адрес...
Как стать христианином – Христиане.ру