«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).
«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13:17).
Попросила одну знакомую почитать заметки в нашей рубрике, она удивилась после прочтения:
О каких-то детях вы все время пишите непонятных! И семьи у них странные! У нас очень славный мальчик! Он умница, очень послушный, в школе учится прекрасно, в художественную и музыкальную школу ходит, вежливый, воспитанный, никаких истерик! Мы можем им гордиться!
Как же вы этого добились? - спросила я.
Очень просто, надо четко формулировать, чего вы хотите от ребенка. Если он что-то не сделал, мы объясняем, что он подвел всех нас, всю семью!
На первый взгляд, может показаться, что, действительно, все прекрасно с воспитанием ребенка в этой семье. Но давайте попробуем поставить себя на место этого мальчика? Как вы думаете, в какой атмосфере он живет? Что чувствует, приступая к какому-нибудь делу? Бывают ли у него желания, которые не соответствуют чаяниям родителей? Как он ведет себя, когда родителей нет рядом?
Мне показалось, что родители (мама, по крайней мере) гордятся своим сыном. Они и мысли не допускают, что он может быть в чем-то хуже других. Психолог Игорь Малин считает, что «в такой ситуации у ребенка формируются и культивируются родителями завышенные притязания к самому себе и страх несоответствия своих достижений этим притязаниям. Если поначалу каждый "промах" в поведении ребенка ставится ему на вид родителями, то впоследствии он сам ставит себе в вину любую, даже малейшую неудачу в жизни. В детстве он этим, можно сказать, подводит всю семью; став взрослым, он усматривает в неподтверждении своих ожиданий собственную неполноценность, несостоятельность, что делает его уязвимым к трудностям, критике, неизбежным ошибкам. Он продолжает смотреть на себя не с позиций самостоятельного человека, а как бы требовательными родительскими глазами.
Таким образом, ребенок, который "слишком хорош", отнюдь не всегда есть свидетельство правильного воспитания».