Книга, о которой в последнее время я слышу все больше. Меня она изначально привлекла фактом своей популярности в мире. Оказывается вопросы, который я считал специфическими для христианской среды, волнуют тысячи людей, которые окружают меня на улице.
Книга действительно затрагивает за живое. Я оставлю в стороне несомненные художественные ее достоинства – меня больше волнуют вопросы Богопознания.
Для меня она открывает целый пласт мнений, нюансов, вызовов – породы, которую я буду еще промывать, предполагая, что найду драгоценное для меня золото.
Хочется сразу сделать оговорку для тех, кто, возможно, захочет прочитать эту книгу после моей записи. Если она вызовет у вас восторг (как у многих), для баланса не забывайте, что она отображает точку зрения автора, мнение человека. Многие ее идеи концептуально расходятся с традиционным адвентистским взглядом на вещи. Я не сужу, что в ней правильно или неправильно (сделайте это сами), но желаю, что мы отдавали себе отчет в наличии разницы. В адвентистском контексте «Хижина» получила порцию критики в последнем номере журнала «Адвентистский мир», Рой Адамс «Духовные опасности») за противоречие нашей доктрине о состоянии мертвых (хотя чего другого стоило ожидать от евангелического автора). Можно увидеть «противозаконную» (т.е. взгляд на роль закона) позицию автора. Он также явно усматривает в традиционных церковных организациях прежде всего инструмент власти и контроля.
В общем, при желании ниспровергнуть ее с адвентистских позиций труда не составит. Но желание это делать у меня лично почему-то особо не возникает. Межконфессиональные диспуты в ее контексте кажутся малоуместными. Автор не спорит, он делится. И его хочется слушать, как того, кто познал что-то не из учебников, а пережил и увидел.
Книга поднимает «тяжеловесные» богословские темы: Троица, свобода выбора, закон, страдания, освящение (т.е. это не какой-то развлекательный роман, в ней отображена большая часть современных богословских дискуссий).
Набор почти как на евангельской кампании. Но как далек стиль их рассмотрения от того, что привычно нам. Я бы сказал, что книга отражает постмодернистские акценты. Наши кампании выстроены на модернистской парадигме: доказательства, логика, аргументы – подразумевается некий оппонент, которого мы успешно опровергаем. К примеру, наше рассмотрение темы о происхождении зла часто сводится к вопросу: кто виноват? с изобличающим указанием на «отца лжи». Автор «Хижины» рассматривает эту проблему в разрезе: а что вообще такое зло и что такое добро? Хотя, признаюсь, мне до сих пор сложно понять, как можно раскрывать подобные темы, не упоминая о существовании дьявола вообще.
Главный тезис книги (если я правильно его понял) прост и вовсе не чужд адвентизму: вера - это взаимоотношения и ничего больше. Наверное, от того, что я более всего жажду именно их (чем больше я накапливаю знаний о Боге, тем острее чувствую, как я порой далек от близости с Ним), эта книга произвела на меня такое сильное впечатление. И, вероятно, произведет еще, т.к. такие книги обычно после первого утоления жажды, пьются далее маленькими, смакующими глотками.
Эту книгу можно купить в обычных книжных магазинах (издало ее крупнейшее в России издательство ЭКСМО).
Роман Гейкер, специально для Protestant.ru