На очередном заседании Клуба любителей еврейской истории, состоявшемся в Московском еврейском общинном центре, выступил известный религиовед и переводчик Юрий Табак.
По мере расширения своего влияния и соперничества с иудаизмом христианские теологии усилили свою антииудейскую направленность новой религии, что не могло не отразиться в самих текстах Нового завета.
Именно антииудаизм и мнимая ответственность за распятие Иисуса Христа, возложенная церковью на иудеев и стали "обоснованием" гонений и геттоизации евреев в средние века, подчеркнул докладчик.
Качественно новый этап антисемитизм обрел в XIX в., когда стал носить расовый характер, ставший основой нацистского антисемитизма.
После Холокоста, отметил Ю.Табак, западная христианская церковь ( и католики и, в особенности, протестанты) приходят к частично к новому осмыслению своей религиозной догматики.
В результате, начиная с конца 1940-х гг., обнародуется целый ряд заявлений, программ и посланий, в которых христианская церковь отказывается от некоторых своих текстов и молитв, обвинявших иудеев в ответственности за "богоубийство".
В свою очередь иудейские богословы так же игнорируют те средневековые тексты, в которых нелестно были представлены христиане. Все это и является идейной основой для иудео-христианского диалога в наши дни.
Встречи представителей двух мировых конфессий происходят в разных городах и странах.
Отвечая на один из вопросов слушателей о роли Русской православной церкви в этом диалоге, Ю.Табак отметил, что РПЦ еще предстоит пройти тот путь, который прошли западные христиане в своей радикальной изменении позиции в отношении иудеев.
Вместе с тем, отметил докладчик, духовные лидеры традиционных религий в России обмениваются посланиями, участвуют в различных встречах, поддерживая усилия своих единоверцев в противостоянии ксенофобии, русофобии и антисемитизму, тем самым выступают с позиций толерантности, укрепления мира и согласия в современной России.
|
|
|