Главная>Новости>Аналитика>Разрушение мифов от Юрия Смирнова

Разрушение мифов от Юрия Смирнова

Разрушение мифов от Юрия Смирнова

О необходимости посещения церкви

15.07.2010

Поступила тут другая заявка. Точнее, не заявка, а вопрос. «Почему надо ходить в церковь?» Нет, чтоб вы чего не подумали, вопрошающий в церковь ходит исправно, без прогулов (ну разве только очень уж уважительные обстоятельства случаются). И вторая оговорка: речь я буду вести исключительно о церквях евангельских, богослужениях в них, ибо в калашный ряд других христианских традиций вторгаться не имею ни малейшего намерения (и возможностей, по причине весьма слабой личной информированности о положении дел в этих калашных рядах).

Контекст вопроса мне очень даже понятен. Если веровать надо, креститься там или молиться – само собой, то посещать богослужения, часто превращаемые в «мероприятия», или мероприятия, часто превращаемые вообще в не пойми что… может, какой-то есть скрытый смысл, который от нас ускользает?
 
И тут встает вопрос «а при чем здесь мифы?» Так мифы, по-моему, как раз и кроются в неправильных ответах на поставленный вопрос. Одни просто привыкли с детства в церковь ходить по воскресеньям (и не только по воскресеньям), другие говорят голосом Смирнитского: «Я дерусь, потому что я дерусь», третьи утверждают, что не надо оставлять собрания своего.
Вот на днях я такое, например, услышал: «В этот день мы пришли, чтобы особым образом поклониться…» Речь, наверно, была о хлебопреломлении (оратор не объяснил), но не секрет, что участие в богослужении часто рассматривается как «особое» поклонение, отличающееся от поклонения в другое время и в других местах.
А потом прозвучала и песня. С душевными словами: «Здесь я чтобы славить, чтобы поклоняться, здесь провозглашаю: «Ты – мой Бог».
Короче, есть такой вариант, что в церковь надо ходить, чтобы «особым образом» славить, не по-обычному поклоняться, как-то незаурядно провозглашать свою веру. Ну что тут говорить? Не верится что-то мне. Не получается как-то «особого», незаурядного. Слушать музыку (проповедь) – получается, а вот «особым образом» – никак. И чувствуешь себя неполноценным – пришел, чтобы «особым образом», а вышло как всегда. И тут возникает привычный и сильный соблазн лицемерия, обезьянничанья. Суть его в том, чтобы поклоняться не «по-особому», а делать вид, что «по-особому». И соблазн такой силен, могуч до безобразия. Так и хочется закатить глаза, сказать что-то духовное, произвести впечатление... Ну, на человека какого, может, впечатление произвести и получится, но на Бога… не мне вам говорить, на что обречены такие попытки.
Если сказать однозначно, не верю я, что поклонение в воскресенье имеет само по себе, изначально, «особое» качество. Равным образом не верю я и в то, что «здесь я чтобы славить». То есть я не против, чтобы на богослужении славить, поклоняться и провозглашать (очень даже за, поверьте), но то же самое можно делать и не на богослужении. Бывает даже гораздо удобнее провозглашать и славить в других местах и в другое время.
И если мифы (в виде диковинных идей) где-то копошатся, да тем более раз прямая заявка поступила, значит, судьба такая – брать в руки… клавиатуру и цеплять слова одно за другое, стараясь, чтобы с этими словами в ногу шли и какие-никакие мысли.
Так вот мысли… Мысли по этому поводу тут такие. Начать с того, что поход в церковь – это далеко не обязательно посещение «совместного сидения» в здании каком-то, определенном соответствующим Союзом и властями. «Поход в церковь» – это гораздо шире: это и телефонная беседа с приятелем (приятельницей), и домашние молитвы о насущных проблемах (на «молитвенном» так никогда не помолишься, как дома, на своем половичке возле своего компьютера), и стояние с кем-то в очереди за сметаной и я даже не знаю что (вы зато знаете). Церковь, экклесия – это не здание по улице Мира или Нафнафскому проспекту, не список, лежащий в папке в Комитете по делам религий и национальностей, а сообщество душ, вызванных, вырванных Богом из погибели. Сообщество же может собраться и в отведенном для этого культовом здании и в другом каком месте, и все сразу, всем скопом, и по частям (по родству и интересам, например). Законы собирания сообщества в кучу многообразны, причудливы и прихотливы. Регламентация и приказы сверху тут, конечно, свою роль играют, но далеко не единственная эта роль, факторов здесь задействовано превеликое множество.   
Так что «ходить в церковь», я бы сказал, термин не совсем точный. Если ты в церкви, в сообществе, то ты уже пришел, точнее к тебе пришли, даже если ты никуда никогда не будешь ходить. «Посещать церковь» – уже лучше, уже немного точнее. Но «посещать сообщество» можно и виртуально, по телефону, например. Вон в Интернете мы всякие коммьюнити посещаем, не трогаясь со своего облюбованного места – и эффект присутствия «вполне», я вам скажу…
Но все-таки речь в вопросе заявителя была о том, почему душе, избранной для спасения свыше, нужно посещать богослужения, устраиваемые еженедельно строго по графику в определенном месте.
Вопрос этот, как я говорил, мне близок и понятен. Иной раз и правда задумаешься: «А стоило ли? А кому легче (лучше) стало от того, что я сюда сходил?» Про Христа и христианство, бывает, услышишь гораздо больше, лежа на диване или сидя с книжкой в чулане. Я бы этот вопрос еще даже уточнил, заострил: в церковь, в которую тянет, понятно, почему надо ходить, а вот в ту, в которую не тянет, зачем идти?
В каком-то смысле тут правы те, кто привыкли ходить с детства, и Портос: «Я хожу, потому что хожу». В каком-то не прав никто, ибо точного ответа в виде точной заповеди нигде в Библии вроде нету (насчет «не оставлять собрания своего» Бегичев объяснит, если что). И, как часто бывает с каверзными вопросами, не с того конца за них надо браться. Почему ходить на богослужения надо – предмет темный и мало изученный. Но тут «фишка» в том, что «ходют» же столько лет, ходят, не заморачиваясь сильно, зачем и почему. И под страхом смерти ходили (и, в некоторых странах, ходят и сейчас под тем самым страхом), и в Коринфе ходили, и в Галатии…
Я думаю, что альтернативы тут нет – если ты к сообществу спасенных принадлежишь, то принадлежать к нему ты и будешь (речь не о кальвинизме-арминианстве ни в коем случае). А если будешь (если, скажем, на «сейчас» принадлежишь) – плохо ли, хорошо ли, но Христа отражать будешь, живым камнем никак не перестанешь быть. И кучковаться будешь ты неизбежно, потому что «не хорошо быть человеку одному». История (и современность) знает море примеров, когда никакой официальной церкви-институции в пределах досягаемости не было, но люди принадлежать к церкви не переставали. Регулярности и официоза было, конечно, поменьше, о льготах никаких и мечтать не приходилось, но «собранье душ живых» можно было найти в самых страшных и неприспособленных для официальной церковной деятельности местах.
Почему надо «ходить в церковь», я не знаю. Ответа математического и неотвратимого у меня нет. Решения непогрешимого мне не известно. Поэтому утверждать, что где-то, в Послании фессалоникийцам или в книге Левит, изложена заповедь об обязательном посещении воскресных богослужений, я не возьмусь. Не знаю таких заповедей. И, раз уж коснулись мы здесь Ветхого Завета, считаю нужным подчеркнуть: храм и церковь – далеко не близнецы-братья. Посещение храма по особым случаям в Ветхом Завете предписано и обязательно. Но из этого никак невозможно сделать вывод, что нужно по тем же заповедям посещать богослужение в христианской церкви.
Вывод для себя я сделал простой: вопрос тут не в «почему». Вопрос в том, что альтернатива посещению церкви – ее непосещение. А непосещение «не катит» уже просто потому, что не катит. Если веруешь и готов славить, поклоняться и провозглашать – сам не заметишь, как окажешься на богослужении. На удобном и интересном тебе. Ну, если нету выбора, то его нету. Тогда, раз не из чего выбирать, принимается то, что есть. Уж по каким причинам и когда человек куда ходит – по уставу, влечению сердца или привычке, я точно не разложу. Была б заповедь – можно было б не рассуждать, а «призвать». Но нету такой заповеди. А вопросы возникают. Почему они возникают, я догадываюсь. И, если это в наших силах, если мы среди создающих вопросы, надо делать все возможное, чтобы вопросов у «посещающих» возникало поменьше. А что сказать «посещающим», я прямо и не знаю. Думаю, несмотря на всякие разные исторические и территориальные тенденции, тут определяющим должен быть принцип свободы – куда человеку хочется идти, туда он пусть и идет, и ходит регулярно, если есть желание.
Заповедь же, что касается посещения богослужений, одна: « Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). «Создам», «не одолеют». С той, Божьей стороны, вопрос снят. С нашей – стоит каждое конкретное воскресенье. И понедельник. И четверг (день разрушения мифов).
 
Юрий Смирнов, специально для www.protestant.ru

 

 

Темы этой статьи
Похожие статьи
Спасти церковь
Радость царя Давида была от того, что золото и серебро из собственных своих сбережений по любви его к дому Бога он отдал на постройку храма. Об этом говорит 1Паралипоменон 29:3. Князья, начальники и правители тоже...
Разрушение мифов по четвергам
МИССИОНЕРСКОЕ. Уродина толстокожая, Послушай-ка Слово Божие! Двустишие одного нехристианского сетевого поэта, отражающее, по его мнению, манеру современной христианской проповеди Горящие глаза, глядящие сквозь...
Разрушение мифов по четвергам
55. Если кто из клира досадит епископу, да будет извержен. Ибо [сказано:] правителю твоих людей да не скажешь зла. 56. Если кто из причта досадит пресвитеру или диакону: да будет отлучён от общения церковного… Слова,...
Зачем аборигены съели Кука?
Ну вот и все. Приехали. Цивилизация дошла и до нас. В моей церкви, наконец-то, наладили видеотрансляцию богослужения в Интернет. Теперь причин тратить время на дорогу в церковь и обратно стало гораздо меньше. Ну, то...
 Уроки истории по вторникам
Онаших «баптистских отцах-основателях» Не скрою, когда я читал книги по истории «нашего братства», написанные нашими же братьями, меня не покидало ощущение, что я читаю Жития Святых… Именно...
Как стать христианином – Христиане.ру