«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).
«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13:17).
Письмо читательницы: «У нас такая проблема — моего мальчика обижает двоюрдная сестра. Никите 2 года, а Полине - 2 года 7 месяцев. Как только собираемся семьями, она начинает отнимать у него игрушки, толкать, обижать. Это не раз и не на два происходит, и явно целенаправленно и преднамеренно. Т.е. стоит Никите что-то взять, Полина тут же бросает то, что у нее в руках, и отнимает все у Никиты. Тот в рев, она довольна. Если он хочет покататься на качелях, Полине тут же нужно то же самое. Сажаем их вдвоем, она начинает его выталкивать! Если Никиту забираем, качели ей тут же становятся не нужны. Я чувствую, что у меня уже у самой проблемы с отношением к племяшке — я ее прям боюсь! Переживаю за сына, не хочу, чтобы она его все время обижала! И понимаю, что она маленькая, и ее отец — мой родной брат, и ее родители верующие, хорошие христиане, они тоже переживают из-за того, что она так себя ведет, но я ничего поделать с собой не могу, прям не люблю ее! Мы думаем, может, с ней что не так? Отклонения какие-то? Другие дети так себя не ведут...»
Лариса, Москва
Надежда Абыденова, детский христианский психолог, советует тем, кто сталкивался с подобным, следующее: «Скорее всего я ничего нового Вам не скажу. Тем не менее мы нуждаемся в подтверждении собственных догадок и мыслей. Хотя очень сложно рассуждать на тему малознакомых детей, попробую высказать несколько предположений.
1. Все дети разные: одни более покладистые и спокойные, им, как правило, легче справиться с возникающими желаниями и порывами. Другие - шустрые, беспокойные, импульсивные даже. Им сложнее справляться с самими собой. Может быть, речь идет именно о таких разных детях. Поэтому один чаще выступает в роли обидчика, а другой - в роли обиженного. Это не значит, что нужно просто смотреть на описанное поведение. Безусловно, надо говорить, останавливать, может быть, даже наказывать. Но надо иметь ввиду, что речь идет не о некой ненормальности, а, прежде всего, о своеобразии каждого ребенка. Поэтому для формирования одного и того же навыка уйдет разное количество времени.
2. Разница в более чем полгода для этого возрастного периода значительна. Я бы сказала так: одному еще два, а другой почти три. Она старше и чувствует это, поэтому проявляет подобным образом свою "власть" старшинства.
3. Детская ревность - довольно распространенный симптом, и, хотя чаще всего мы говорим о нем в рамках одной семьи (между родными старшими и младшими братьями или сестрами), тем не менее, проанализируйте и этот вариант. Понаблюдайте, как себя ведут родители обеих сторон, когда вы встречаетесь: может вы концентрируете внимание на младшем ребенке? Может, девочка (2,7) чувствует, что теряет это внимание и старается восстановить "справедливость"?
4. Проанализируйте сами себя: не слишком ли вы много требуете от детей? Что я имею ввиду: дети данного возраста еще НЕ УМЕЮТ играть вместе. Понаблюдайте за группой играющих детей этого периода где-нибудь в детском саду или в воскресной школе. Как правило, они в одном помещении, но их игры не совместны. Они еще малы, чтобы понимать друг друга, строить отношения, договариваться, кооперироваться в игре, раздавать друг другу правила и т.д. Пока они просто хотят то, что хотят.
5. И последнее. Все вышесказанное из области психологии никак не перечеркивает и не умаляет работу родителя-христианина над воспитанием ребенка. А она, на мой взгляд, представляет из себя молитву за детей и молитву за себя. А еще самое банальное объяснение, как следует, а как не следует себя вести. Ведь многие взрослые так и не научились терпеть, уступать и прощать. А этим деткам всего 3 года!
Уверенна, что у вас замечательные, любознательные дети, которые открывают по-своему для себя мир отношений и правил!»