Главная>Новости>Аналитика>О ветхозаветной заповеди и великолепной дискуссии | ЭКСКЛЮЗИВ

О ветхозаветной заповеди и великолепной дискуссии | ЭКСКЛЮЗИВ

О ветхозаветной заповеди и великолепной дискуссии | ЭКСКЛЮЗИВ

Прочитал великолепную дискуссию "Нужно ли любить себя?", в октябрьском выпуске газеты "Протестант" ( 153, 2010) и решил обрести сопричастность к оной.

22.12.2010

О ветхозаветной заповеди и великолепной дискуссии

 
"Я не хуже других... сердцем и мыслями я человек"
Ф. М. Достоевский (1821-1881).
 
Прочитал великолепную дискуссию "Нужно ли любить себя?", в октябрьском выпуске газеты "Протестант" ( 153, 2010) и решил обрести сопричастность к оной.
 
Чаще всего именно себя мы и не ценим. "Что за чушь?!" - скажете вы. А вот давайте-ка вместе примерим на себя известную пословицу: "что имеем - не ценим, потеряем - плачем". Но примерим не как обычно, не в отношении других, а лишь применительно к самим себе, к своей жизни.
 
Часто ли мы с вами ценим свое время, свои нервы, свои чувства? И на самом ли деле мы так дорожим своей жизнью, как говорим об этом?
 
С детства нас учили жить чужой жизнью, осуществлять чужую мечту, подстраиваться под планы других. Самое безобидное - это когда нам, маленьким детям, покупали одежду, которая нравилась нашим родителям. Такой пустяк.
Мы взрослеем, и окружающая действительность настойчиво убеждает нас смириться с мыслью, что мир делится на две категории людей - "хозяева жизни" и "те, которые уже ничего не изменят".
 
И здесь впору бы закричать словами Родиона Раскольникова: "Тварь я дрожащая или право имею?". Закричали? Нервы, силы, время потратили. Посудачили, поплакались. А что толку? Неужели остается только взяться за топор и попытаться найти справедливость?
 
Такая глупость.
С детства мы сами себя, и нас, сравнивали с другими. Проигрывая в сравнении, мы научились заслуживать дружбу других, их отношения, их любовь. Выигрывая в сравнении, мы научились заставлять других заслуживать нашу дружбу, наше расположение и нашу любовь.
 
Вероятно, из-за подобного сравнения мы с детства постепенно теряем ценность и значимость своей личности. И занимаем одну из предложенных нам окружающим миром позиций - либо становимся "покладистыми" и "сговорчивыми" (в худшем случае "бесхребетными"), либо учимся быть наглецами и хамами (в худшем случае - подлецами и негодяями).
Но ведь все это как репьи, прилипшие к нашей одежде. А где же я сам? Французский писатель Андре Моруа (1885-1967) как-то верно заметил: "Раскрывая перед собеседником душу, мы вдруг обнаруживаем, что ровным счетом ничего о себе не знаем".
 
А не зная, как можно любить? Это ведь только "заочная влюбленность" и "неразделенная любовь" может так поразить тоской наше сердце, что и руки наложить на себя можно. А любовь, она-то из отношений вырастает. На всякий случай, отношения - это там, где слушают, сопереживают, сорадуются, защищают, доверяют, дорожат, прощают+
Но вот эти самые отношения нас строить никто не учил. Ни школа, ни ВУЗ, ни армия, ни тюрьма, ни семья. Все делалось нами путем проб и ошибок...
 
Такая вот жизнь.
В христианской традиции человек призывается к ответственному и бережному отношению к своей личности. Подобный императив содержится в контексте ветхозаветной заповеди, которая впоследствии будет повторена и в Новом Завете: "люби ближнего твоего, как самого себя".  
 
Любовь к себе обретается в тот момент, когда мою красоту прозревает другой. Нас полюбили, в нас поверили, нас оценили, нас простили. И жизнь оживилась+
 
Вспомните Макара Девушкина из романа Ф.М. Достоевского "Бедные люди": "Они, злодеи-то мои, говорили, что даже и фигура моя неприличная, и гнушались мною, ну, и я стал гнушаться собою; говорили, что я туп, я и в самом деле думал, что я туп, а как вы мне явились, то вы всю мою жизнь осветили темную, так что и сердце и душа моя осветились, и я обрел душевный покой и узнал, что и я не хуже других; что только так, не блешу ничем, лоску нет, тону нет, но все-таки я человек, что сердцем и мыслями я человек".
В церковной среде нам возвращается то, что однажды у нас украли. Возвращается значимость человеческой личности, возвращается ценность моей личности. Слышите? Возвращается ценность моей личности+
 
Переступая порог Церкви, человек ступает на путь собирания себя самого. Еще вчера простые и до конца, быть может, не понятные фразы "Бог верит в меня. Бог ценит меня. Бог спасает меня. Бог отдал за меня на смерть Своего Сына. Бог любит меня" сегодня обретают для меня реальный смысл. Смысл, благодаря которому хочется жить. Жить, уважая себя и не унижая другого. Жить, дорожа собою и бережно относясь к тому, кто рядом со мной. А это, наверное, и есть исполнение заповеди "возлюби ближнего твоего, как самого себя".
 
Таков наш Бог
 
Игорь Малин, специально для www.protestant.ru

 

Темы этой статьи
Похожие статьи
Семейная христианская конференция
Церковь «Благодать» гостеприимно открыла свои двери для более двухсот участников конференции "Дом любви". Пары были разные,с семейным стажем от одного месяца до тридцати семи лет. Участники приехали...
Газета "Протестант" № 181
Газета "Протестант" № 180.
Газета "Протестант" №176
Газета "Протестант" №176
Газета "Протестант" №175
Газета "Протестант" № 173, 2014
Газета "Протестант", № 173, февраль 2014
Как стать христианином – Христиане.ру