Главная>Новости>Аналитика>Разрушение мифов по четвергам / №75

Разрушение мифов по четвергам / №75

Разрушение мифов по четвергам / №75

Миф о том, что каждый еврей автоматически будет спасен.

03.03.2011

Миф о том, что каждый еврей автоматически будет спасен.

Как-то раз один из моих добрейших приятелей поделился со мной некоей историей. Да даже не историей, а неким фактом из своей религиозной жизни.

Дело в том, что приятель мой принадлежит к особой группе людей, которые делают антисемитом Андрея Кураева, о которых вопрошал герой песни Высоцкого: «… А вдруг это очень приличные люди? А вдруг из-за них мне чего-нибудь будет!». Словом мой приятель — еврей. И некоторое время находился под сильным впечатлением от некоего мифа, распространенного в христианско-еврейской среде.
Миф этот заключается в том, что евреи могут спастись как бы автоматически, по праву рождения. Бог, якобы, поступит, как профессор-юдофил: евреям поставит зачет «автоматом», а язычников будет экзаменовать по всей строгости на предмет наличия веры. Приятель мой немало утешался поначалу этой нехитрой мыслью. Ведь многие из его родственников не спешили обращаться к Иешуа, как к Машиаху. А тут такое удобное учение.
И ведь основано на вполне себе библейском тексте:
…и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. (Рим.11:26)
«Толкование» этого текста незамысловато: рано или поздно любой еврей уверует в Христа и спасется. Не стоит особо переживать по этому поводу.
О подобном мифе мы уже писали. Так некоторые христиане думают, что их родственники обязательно спасутся, просто потому, что один член их семьи стал христианином.
Но что же имел в виду апостол Павел, когда сделал такое странное заявление: весь Израиль спасется? Государство Израиль? Все евреи без исключения?
Дерзну утверждать, что текст этот вовсе не означает, что каждый еврей непременно будет спасен.
Давайте разбираться.
Во-первых, фраза «весь Израиль» может являться некоей формой синекдохи.
Синекдоха — это такой речевой оборот, троп, в котором значение переносится с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно в синекдохе употребляется:
1. единственное число вместо множественного, например: Всё спит - и человек, и зверь, и птица (Гоголь);
2. множественное число вместо единственного, например: Мы все глядим в Наполеоны. (Пушкин);
3. часть вместо целого, например: Имеете ли вы в чём-нибудь нужду? - В крыше для моего семейства. (Герцен);
4. родовое название вместо видового, например: Ну что ж, садись, светило. (Маяковский) (вместо:солнце);
5. видовое название вместо родового, например: Пуще всего береги копейку. (Гоголь) (вместо: деньги).
Таким образом, фраза «весь Израиль» может означать не буквально «каждый израильтянин».
Судите сами: греческое слово πᾶς (весь) нередко означает, что речь идет не о каждом.
«И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога…» (Деян.3:9), — в этой фразе не имеется в виду, что каждый человек, принадлежавший к тому народу видел исцеленного.
«…Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой» (Деян.11:14), — в этом тексте фраза «весь дом» не означает буквально «каждое живое существо в доме». Ведь по свидетельству Бернарда Рамма, в некоторых случаях слово οἶκος (дом) включает в себя не только детей, но и домашних животных. Значит ли это, что спасутся ослы, коровы или лошади Корнилия? Конечно нет.
«…весь мир становится виновен пред Богом…» (Рим.3:19), — в этой фразе речь идет о всем «космосе». Но астероид за номером 2006 BM165 вряд ли виновен перед Богом в юридическом смысле, хотя, конечно, и на него распространяется результат человеческого грехопадения.
Так что некая форма синекдохи тут вполне возможна.
Но не только возможна, а весьма вероятна. И вот почему:
Во вторых, Писание ясно говорит, что спасется только верный остаток Израиля.
… не все те Израильтяне, которые от Израиля; (Рим.9:6)
А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, [только] остаток спасется; (Рим.9:27)
Так что фразу про то, что «весь Израиль спасется» мы должны толковать, как пророчество не о всяком еврее, но об истинном Израиле. Т.е. только настоящий израильтянин спасется. А настоящий израильтянин — это тот, кто верует в Мессию, обещанного и Израилю, и всему миру — Иисуса Христа!
В-третьих, Писание ясно говорит евреям, что «Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». (Деян.4:11,12) Спасение только во Христе, а не в праве рождения.
Быть евреем — не значит иметь преимущество перед обращенными из язычников, когда речь идет об осуждении за грехи: «Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом» (Рим.3:9)
А раз все находятся в одинаковом положении, то и Спасение строится по одному пути: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». (Иоан.14:6)
Ну и наконец, в-четвертых, (хотя с этого можно было бы и начать) контекст свидетельствует, что спасутся не все израильтяне. Спасение будет доступно только тем, кто привьется вновь к благородной маслине. А привиться к ней, можно только, если не пребудешь в неверии (23 стих). Т.е. привиться можно только верою в Христа. Да и сам «наш» стих говорит, что спасение будет осуществлено только через Избавителя, пришедшего от Сиона.
А в 32 стихе Павел говорит: «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать». (Рим.11:32) И это еще одно свидетельство о том, что речь идет о «всех» не в значении «каждый». «Всех» — значит: «и евреев, и язычников». Опять синекдоха. Мы знаем, что помилованы будут не все язычники, а только верующие в Христа. Следовательно, и не все евреи будут помилованы.
Бог объявил о помиловании всему миру, но не все воспользуются этой милостью.
Поэтому не стоит успокаивать себя, если в твоих жилах течет кровь Авраама. Без крови Христа спасения не получится!

А тем, кто заподозрит меня в антисемитизме — стыд и срам!

Павел Бегичев, специально для www.protestant.ru

Комментирование на http://vsekh.livejournal.com/
 

 

Темы этой статьи
Еще по этой теме
Похожие статьи
Вербное воскресенье — преображение нашей немощи!
Па́вел Алекса́ндрович Бе́гичев— российский религиозный деятель (баптист, затемстарокатолик).митрополитАвтокефальн ой церковной провинции святого Михаила Архангела, член Патриаршего советаВсемирного совета национальных католических...
"То чего обычно протестанты не знают" №2
Проповедует:Павел Бегичев,ректор Международного Евангелического Института Святого Мефодия. Цикл видео-проповедей"То чего обычно протестанты не знают" — это про самую суть христианской веры. Это про то, от чего погибают черти...
"То чего обычно протестанты не знают" №1
Проповедует:Павел Бегичев,ректор Международного Евангелического Института Святого Мефодия. Цикл видео-проповедей"То чего обычно протестанты не знают" — это про самую суть христианской веры. Это про то, от чего погибают черти...
Обращение Генерального Ординария ЕЛЦАИ
Обращение Генерального Ординария ЕЛЦАИ Его Высокопреосвященства Митрополита Павла Бегичева.
Молитва в открытом море
19-летний индонезийский юноша чудом выжил после 49-дневного дрейфа в море без воды и пищи – по его признанию, он прошел через это испытание, укрепляя свой дух чтением Библии и молитвой. Алди Новель Адиланг (Aldi Novel...
Как стать христианином – Христиане.ру