Продолжение (начало в прошлую среду) ...
Любая книга кажется интереснее, если автор – твой близкий друг.
«Да не отходит сия книга … от уст твоих» /Иис. Нав.1:8/
Библия, Библия… Первое мое впечатление – толстая и непонятная книга. Читаешь, читаешь – и вдруг обнаруживаешь, что забыл, с чего начал. И вначале я прочитывал ровно столько, сколько «задавали на дом».
Видимо то, что я научился читать в 5 лет и узнавал жизнь по книгам – к сожалению, подложило мне немаленькую свинью. Реальная жизнь никак не совпадала с литературой того времени, и в результате даже Великая Отечественная война для меня была книгами и фильмами /хотя родился я всего через семь лет после ее окончания и слышал много рассказов от людей, которые в ней участвовали/.
Что же тогда говорить о людях и событиях двухтысячелетней давности? Евангелия я в первое время читал, как повести с интересным сюжетом, но плоховато написанные /в литературном плане/. Поэтому меня удивляло – почему тянет их перечитывать? Но однажды меня вдруг осенило –ошарашило: да потому, что это правда! Так придумать невозможно!
С тех пор Библия стала моей книгой №1. Чем больше я искал Бога, тем интереснее становилось читать Слово Божие /см. эпиграф/.
Сразу мне пришлись по душе книга Притчей Соломоновых и книга Екклесиаста. Истинные энциклопедии жизни, которые никогда не устареют. Сколько бы я ни копался в своей, мягко говоря, разнообразной жизни – все, что в ней находил, давно было так или иначе описано и растолковано в этих книгах. Убедившись в этом, я теперь в любых затруднительных случаях сразу лезу в Книгу за советом. И не было еще случая, что полез зря.
Был у меня знакомый. Жил он в гражданском браке с женщиной, которая торговала одеждой на вещевом рынке. Один-два раза в месяц она уезжала в Алматы, Бишкек или Омск за товаром. А на моем приятеле лежала забота о доме и о хозяйстве – куры, гуси, поросята. Как я теперь понимаю, его угнетала материальная зависимость. Поэтому, стоило подруге уехать, он уходил в загул.
В то лето я жил на чердаке одной пятиэтажки /жильцы не ругались – я не свинячил и крутил им телеантенны для настройки/. Вот приятель и залезал ко мне на крышу с сумкой водки и закуски.
После первой бутылки он начинал изливать душу: «Пилит и пилит, пилит и пилит. С утра до вечера пилит!» Я уже, зная ответ, советовал: «Уйди. Или устройся на работу». Он вопил на всю округу: «Не пускает! Че, грит, те не хватает?»
После второй бутылки он начинал ронять скупую мужскую слезу: «Я ее… ик!...люблю, но … это же пилорама! В общем, лучше я у тебя на крыше буду жить. Пустишь?» Я отвечал: «С нашим удовольствием». И утаскивал его с крыши на чердак, чтобы он не улетел с пятого этажа. Там мой будущий квартирант добавлял на «посошок» и отправлялся домой на автопилоте.
Вот об этом страдальце я сразу вспомнил, когда прочитал: «Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливой женой в пространном доме»(Притч.21:9).
В последнее время мне почему-то часто попадались люди, которых объединяло общее свойство – все они торопились с выводами. Послушав человека пять минут или, услышав о нем чье-то мнение – они сразу давали ему исчерпывающую оценку. Категоричную, обжалованию не подлежащую.
Читая как-то 1книгу Царств, я нашел еще одно подтверждение словам Екклесиаста: «… нет ничего нового под солнцем». Когда Анна, будущая мать пророка Самуила, пришла к Храму Господню с мольбой о ребенке, священник Илий смотрел на нее. «И как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною. И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? Вытрезвись от вина твоего».
Сколько веков отделяет нас от того времени, а люди и тогда были поспешны в суждениях. /И ведь не какой-то мытарь-пекарь, а священник Храма Господня!»/
Чем больше читаешь Книгу, тем больше находишь в Ней пищи для размышлений. Например: «Ибо как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов»(Еккл.5:2). Сначала я понял этот стих так: многословие – признак глупости; и злорадно поглядывал на любителей длинных молитв. Но, прочитав как-то еще раз это место, я засомневался. И постепенно пришел к выводу, что смысл может быть таким: чем больше человек говорит, тем легче оценить его умственные способности. /Не зря есть поговорка – молчи – за умного сойдешь»/.
И вся книга – такая. Неисчерпаемая. Если бы мне человек сказал: «Я знаю Библию наизусть», - я бы поверил. Во-первых, теоретически возможно, во-вторых, легко проверить.
А вот если бы мне сказал кто-то: «Я знаю Библию» - сначала бы я умылся холодной водой и успокоился. А потом прочитал бы ему: «Видел ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, чем на него» (Притч.26:12).