«Кроме сплетней городских, ничего от вас не слышно»
Александр Сухово-Кобылин (1817-1903)
Сплетня – это интересный предмет разговора для всех и в любой компании… Слово «сплетня» во всех славянских языках этимологически восходит к слову «плеть», а еще дальше к латинскому слову plectō – «плести, сплетать, свивать». В латинском языке можно вспомнить еще одно слово texo - «тку; строю; составляю, слагаю, сочиняю (стихи)», откуда и textum - «ткань, связь, соединение, строение; плетенная работа».
В церковно-славянском языке интересным представляется словосочетание плетение словес, по-русски - «сплетня, связная речь». Можно упомянуть еще одно слово вязь - «старинный род славянского письма», отсюда вязать сказку за сказкой - «складно рассказывать о чем-либо»».
Владимир Даль определяет сплетню как «пересказ и наговор, смутки, перенос вестей из дому в дом с пересудами, толками, прибавками». В словаре русского языка под редакцией проф. Д. Ушакова, мы можем обнаружить следующее определения сплетни: «Недоброжелательный или порочащий слух о ком-нибудь, распространяемый на основании неверных, неточных и измышленных сведений».
Когда нам о ком-то или о чём-то рассказали, мы сразу же верим и лишь затем думаем. «Сплетня – это такая форма распространения информации, которая сродни религиозной вере. Сплетню нельзя верифицировать. Поэтому она выступает как своего рода пародирование веры».
Известный духовный писатель западной Церкви Фома Кемпийский (1379-1471) восклицает: «Вот горе: часто верится и говорится о другом скорее злое, чем доброе». И действительно, поверить в то, что человек порядочный, честный, любящий и заботливый намного сложнее, чем в то, что он ненадежный, лицемер, гулящий и завистник.
Однако не торопись верить плохому. Поэтому, прежде чем поверить дурному слову о человеке, подумай. Подумай вот о чем:
Нанес ли этот человек финансовый урон мне и моей семье?
Разрушил ли он отношения в моей семье?
Украл ли он у меня любовь?
Лишил ли он меня доброго имени?
Причинил ли он физический вред мне и моей семье?
Если нет, отчего же ты так активно начинаешь верить плохому о нём (ней)? Почему начинаешь распространять сплетни и слухи о том, кто лично тебе (и твоим) никакого вреда не сделал?
Повторюсь, причину зла чаще всего можно выявить. Церковная традиция издревле знает об этом: «В добре и правде человек мудр и оригинален; во зле и неправде – неумен и стандартен»( арх. Сан-Францисский Иоанн (Шаховской)).
Помните как у Роберта Рождественского: «Ненависть проще любви, ненависть объяснима»? Мотивы и поступки того, кто нас ненавидит легко узнать. Достаточно представить себя в роли ненавидящего или завидующего (это не сложно для каждого из нас сделать). Поскольку причиной ненависти чаще всего выступает ненависть. Которая в свою очередь подпитывается, или причиненной нам болью, или неугомонной завистью.
Добро же, как правило, всегда непредсказуемо, его невозможно просчитать. Попробуйте-ка ответить на вопрос, за что нас любит Бог? Или, скажем, объяснить, почему мне помогают посторонние люди, когда с меня уже нечего взять (такое иногда случается).
Безусловно, что добро и зло в наших поступках, как спонтанно, так и обдуманно. Но именно добро чаще всего непонятно. Вероятно, по этой причине мы настороженно относимся к порядочности человека. Поскольку предыдущий опыт жизни научил нас держать ухо востро.
В церковной памяти сохранилось древнее присловье: «Два ангела остановились на ночлег в доме богатой семьи. Семья была негостеприимна и не захотела оставить ангелов в гостиной. Вместо этого им был предложен ночлег в холодном подвале. Когда они расстилали постель, старший ангел увидел дыру в стене и заделал её. Когда младший ангел увидел это, то спросил: «зачем ты замазал дыру в стене?». Старший ответил: «Вещи не такие, какими кажутся на первый взгляд».
На следующую ночь они пришли на ночлег в дом многодетной семьи, супруги оказались богобоязненными и гостеприимными хозяевами. Они разделили с ангелами немного еды, которая у них была, и сказали, чтобы ангелы спали в их постели, а сами пошли в хлев. Утром после пробуждения ангелы нашли хозяина и его жену плачущими. Их корова, её молоко было единственным доходом семьи, лежала мёртвая в хлеву.
Младший ангел спросил старшего: «Как же так? Первый мужчина имел все, а ты ему помог. Эта семья верит в Бога, а имеет очень мало, но готова поделиться всем, а ты позволил, чтобы у них умерла единственная корова. Почему?!»
«Вещи не такие, какими кажутся на первый взгляд», - ответил старший ангел. - Когда мы были в подвале, я увидел, что в дыре был клад с золотом. Дом был куплен три месяца назад, поэтому хозяин и не обнаружил клад. Поскольку хозяин был груб с нами и не хотел сделать добро, я отремонтировал стену, чтобы клад не был им найден. Через год он разорится и умрет, а его семья продаст за гроши дом многодетному священнику. Священник найдет клад и построит на него храм, в который будут приходить многие люди и обретать смысл жизни и спасение…
Когда на следующую ночь мы спали в постели, в хлев заползла змея, и она уже готова была ужалить жену крестьянина, я же напугал корову и змея ужалила корову.
Я отдал змее корову. А сегодня вечером, к крестьянину придёт сосед и, узнав о его беде, подарит его многодетной семье корову. А богобоязненный крестьянин в знак благодарности Богу и людям, пожелает стать священником. Тем самым, который построит храм…». «Вещи не такие, какими кажутся на первый взгляд»...».
Поэтому церковная традиция настойчиво зовет нас не спешить на язык и поступок «чтобы, выбирая плевелы, не выдергать вместе с ними пшеницы», по слову Христову пусть растет «вместе то и другое до жатвы» (Мф. 13,29-30).
В тексте Священного Писания сохранились заповеди: «Не внимай пустому слуху… Не следуй за большинством на зло» (Исх. 23,1). «Не ходи переносчиком в народе твоем, и не восставай на жизнь ближнего твоего» (Левит 19,16). «Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну, и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся» (Притчи 20,19).
Короче говоря: «Умное дело не подчиняться помыслу того, кто тайно наговаривает на ближнего» (Добротолюбие. В 5-ти тт.: Т.3). Слышишь? С христианской точки зрения ты умен, если воздерживаешься от дурных слов о ближнем…
Откуда же берутся сплетни? Сплетня появляется зачастую спонтанно. Сказал ради красного словца, для поддержания разговора, чтобы разрядить атмосферу и поднять настроение. Почти как у Н.В. Гоголя в «Театральном разъезде»: «Язык без ведома хозяина брякнет новость», а там уже «хоть трава не расти», сплетня начинает жить своей собственной жизнью, обрастая новыми подробностями.
Нередко сплетня создается нами и вполне осознанно. Причем с одной единственной целью – причинить боль другому. Причинить боль тому, кому мы завидуем, на чьем месте желаем оказаться, кому боимся попадать на глаза, кого любим безответной любовью, с кем развелись, тому, кто нас обидел. Таких вот «других» у нас слишком много, а поэтому и сплетни сопровождают нас всю жизнь.
«Я совершенно убедился в том, – пишет Н.В. Гоголь, -что сплетня плетется чортом, а не человеком. Человек от праздности и часто с глупа брякнет слово без смысла, которого бы и не хотел сказать. Это слово пойдет гулять: по поводу его другой отпустит в праздности другое, и мало-помалу сплетется сама история без ведома всех. Настоящего автора ее безумно и отыскивать, потому что его уже не отыщешь… Помните, что все на свете обман, все кажется не тем, чем оно есть на самом деле. Чтобы не обмануться в людях, нужно видеть их так, как велит нам видеть их Христос. В чем да поможет нам Бог! Трудно, трудно жить нам, забывающим каждую минуту, что будет наши действия ревизировать не сенатор, а Тот, Кого ничем уже не подкупишь и у Кого совершенно другой взгляд на все».
Классический образ сознательно надуманного и распространенного дурного слуха о другом представлен у Ивана Сергеевича Тургенева в стихотворение в прозе под названием «Довольный человек»: «По улице столицы мчится вприпрыжку молодой еще человек. Его движенья веселы, бойки; глаза сияют, ухмыляются губы, приятно алеет умиленное лицо… Он весь довольство и радость… Что с ним случилось? Досталось ли ему наследство? Повысили ли его чином? Спешит ли он на любовное свидание? Или просто он хорошо позавтракал – и чувство здоровья, чувство сытой силы взыграло во всех его членах?… Нет. Он сочинил клевету на знакомого, распространил ее тщательно, услышал ее, эту самую клевету, из уст другого знакомого – и сам ей поверил. О, как доволен, как даже добр в эту минуту этот милый, многообещающий молодой человек!».
Сплетня – это интересный предмет разговора для всех и в любой компании. Но это когда про другого. А когда про меня и моих?
Автор : Игорь Малин (юрист, религиовед), специально для www.protestant.ru
|
|
|
|
|