Главная>Новости>Аналитика> ПОЧЕМУ "ЯЗЫК ЧЕШЕТСЯ"? | ЭКСКЛЮЗИВ

ПОЧЕМУ "ЯЗЫК ЧЕШЕТСЯ"? | ЭКСКЛЮЗИВ

 ПОЧЕМУ "ЯЗЫК ЧЕШЕТСЯ"? | ЭКСКЛЮЗИВ

«Кроме сплетней городских, ничего от вас не слышно»

                                                                         Александр Сухово-Кобылин (1817-1903)

15.03.2011

Сплетня – это интересный предмет разговора для всех и в любой компании… Слово «сплетня» во всех славянских языках этимологически восходит к слову «плеть», а еще дальше к латинскому слову plectō – «плести, сплетать, свивать». В латинском языке можно вспомнить еще одно слово texo - «тку; строю; составляю, слагаю, сочиняю (стихи)», откуда и textum - «ткань, связь, соединение, строение; плетенная работа».

В церковно-славянском языке интересным представляется словосочетание плетение словес, по-русски - «сплетня, связная речь». Можно упомянуть еще одно слово вязь - «старинный род славянского письма», отсюда вязать сказку за сказкой - «складно рассказывать о чем-либо»».

Владимир Даль определяет сплетню как «пересказ и наговор, смутки, перенос вестей из дому в дом с пересудами, толками, прибавками». В словаре русского языка под редакцией проф. Д. Ушакова, мы можем обнаружить следующее определения сплетни: «Недоброжелательный или порочащий слух о ком-нибудь, распространяемый на основании неверных, неточных и измышленных сведений».

Когда нам о ком-то или о чём-то рассказали, мы сразу же верим и лишь затем думаем. «Сплетня – это такая форма распространения информации, которая сродни религиозной вере. Сплетню нельзя верифицировать. Поэтому она выступает как своего рода пародирование веры».

Известный духовный писатель западной Церкви Фома Кемпийский (1379-1471) восклицает: «Вот горе: часто верится и говорится о другом скорее злое, чем доброе». И действительно, поверить в то, что человек порядочный, честный, любящий и заботливый намного сложнее, чем в то, что он ненадежный, лицемер, гулящий и завистник.

Однако не торопись верить плохому. Поэтому, прежде чем поверить дурному слову о человеке, подумай. Подумай вот о чем:

Нанес ли этот человек финансовый урон мне и моей семье?
Разрушил ли он отношения в моей семье?
Украл ли он у меня любовь?
Лишил ли он меня доброго имени?
Причинил ли он физический вред мне и моей семье?

Если нет, отчего же ты так активно начинаешь верить плохому о нём (ней)? Почему начинаешь распространять сплетни и слухи о том, кто лично тебе (и твоим) никакого вреда не сделал?

Повторюсь, причину зла чаще всего можно выявить. Церковная традиция издревле знает об этом: «В добре и правде человек мудр и оригинален; во зле и неправде – неумен и стандартен»( арх. Сан-Францисский Иоанн (Шаховской)).
Помните как у Роберта Рождественского: «Ненависть проще любви, ненависть объяснима»? Мотивы и поступки того, кто нас ненавидит легко узнать. Достаточно представить себя в роли ненавидящего или завидующего (это не сложно для каждого из нас сделать). Поскольку причиной ненависти чаще всего выступает ненависть. Которая в свою очередь подпитывается, или причиненной нам болью, или неугомонной завистью.

Добро же, как правило, всегда непредсказуемо, его невозможно просчитать. Попробуйте-ка ответить на вопрос, за что нас любит Бог? Или, скажем, объяснить, почему мне помогают посторонние люди, когда с меня уже нечего взять (такое иногда случается).

Безусловно, что добро и зло в наших поступках, как спонтанно, так и обдуманно. Но именно добро чаще всего непонятно. Вероятно, по этой причине мы настороженно относимся к порядочности человека. Поскольку предыдущий опыт жизни научил нас держать ухо востро.

В церковной памяти сохранилось древнее присловье: «Два ангела остановились на ночлег в доме богатой семьи. Семья была негостеприимна и не захотела оставить ангелов в гостиной. Вместо этого им был предложен ночлег в холодном подвале. Когда они расстилали постель, старший ангел увидел дыру в стене и заделал её. Когда младший ангел увидел это, то спросил: «зачем ты замазал дыру в стене?». Старший ответил: «Вещи не такие, какими кажутся на первый взгляд».

На следующую ночь они пришли на ночлег в дом многодетной семьи, супруги оказались богобоязненными и гостеприимными хозяевами. Они разделили с ангелами немного еды, которая у них была, и сказали, чтобы ангелы спали в их постели, а сами пошли в хлев. Утром после пробуждения ангелы нашли хозяина и его жену плачущими. Их корова, её молоко было единственным доходом семьи, лежала мёртвая в хлеву.

Младший ангел спросил старшего: «Как же так? Первый мужчина имел все, а ты ему помог. Эта семья верит в Бога, а имеет очень мало, но готова поделиться всем, а ты позволил, чтобы у них умерла единственная корова. Почему?!»
«Вещи не такие, какими кажутся на первый взгляд», - ответил старший ангел. - Когда мы были в подвале, я увидел, что в дыре был клад с золотом. Дом был куплен три месяца назад, поэтому хозяин и не обнаружил клад. Поскольку хозяин был груб с нами и не хотел сделать добро, я отремонтировал стену, чтобы клад не был им найден. Через год он разорится и умрет, а его семья продаст за гроши дом многодетному священнику. Священник найдет клад и построит на него храм, в который будут приходить многие люди и обретать смысл жизни и спасение…

Когда на следующую ночь мы спали в постели, в хлев заползла змея, и она уже готова была ужалить жену крестьянина, я же напугал корову и змея ужалила корову.

Я отдал змее корову. А сегодня вечером, к крестьянину придёт сосед и, узнав о его беде, подарит его многодетной семье корову. А богобоязненный крестьянин в знак благодарности Богу и людям, пожелает стать священником. Тем самым, который построит храм…». «Вещи не такие, какими кажутся на первый взгляд»...».

Поэтому церковная традиция настойчиво зовет нас не спешить на язык и поступок «чтобы, выбирая плевелы, не выдергать вместе с ними пшеницы», по слову Христову пусть растет «вместе то и другое до жатвы» (Мф. 13,29-30).

В тексте Священного Писания сохранились заповеди: «Не внимай пустому слуху… Не следуй за большинством на зло» (Исх. 23,1). «Не ходи переносчиком в народе твоем, и не восставай на жизнь ближнего твоего» (Левит 19,16). «Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну, и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся» (Притчи 20,19).

Короче говоря: «Умное дело не подчиняться помыслу того, кто тайно наговаривает на ближнего» (Добротолюбие. В 5-ти тт.: Т.3). Слышишь? С христианской точки зрения ты умен, если воздерживаешься от дурных слов о ближнем…

Откуда же берутся сплетни? Сплетня появляется зачастую спонтанно. Сказал ради красного словца, для поддержания разговора, чтобы разрядить атмосферу и поднять настроение. Почти как у Н.В. Гоголя в «Театральном разъезде»: «Язык без ведома хозяина брякнет новость», а там уже «хоть трава не расти», сплетня начинает жить своей собственной жизнью, обрастая новыми подробностями.

Нередко сплетня создается нами и вполне осознанно. Причем с одной единственной целью – причинить боль другому. Причинить боль тому, кому мы завидуем, на чьем месте желаем оказаться, кому боимся попадать на глаза, кого любим безответной любовью, с кем развелись, тому, кто нас обидел. Таких вот «других» у нас слишком много, а поэтому и сплетни сопровождают нас всю жизнь.

«Я совершенно убедился в том, – пишет Н.В. Гоголь, -что сплетня плетется чортом, а не человеком. Человек от праздности и часто с глупа брякнет слово без смысла, которого бы и не хотел сказать. Это слово пойдет гулять: по поводу его другой отпустит в праздности другое, и мало-помалу сплетется сама история без ведома всех. Настоящего автора ее безумно и отыскивать, потому что его уже не отыщешь… Помните, что все на свете обман, все кажется не тем, чем оно есть на самом деле. Чтобы не обмануться в людях, нужно видеть их так, как велит нам видеть их Христос. В чем да поможет нам Бог! Трудно, трудно жить нам, забывающим каждую минуту, что будет наши действия ревизировать не сенатор, а Тот, Кого ничем уже не подкупишь и у Кого совершенно другой взгляд на все».

Классический образ сознательно надуманного и распространенного дурного слуха о другом представлен у Ивана Сергеевича Тургенева в стихотворение в прозе под названием «Довольный человек»: «По улице столицы мчится вприпрыжку молодой еще человек. Его движенья веселы, бойки; глаза сияют, ухмыляются губы, приятно алеет умиленное лицо… Он весь довольство и радость… Что с ним случилось? Досталось ли ему наследство? Повысили ли его чином? Спешит ли он на любовное свидание? Или просто он хорошо позавтракал – и чувство здоровья, чувство сытой силы взыграло во всех его членах?… Нет. Он сочинил клевету на знакомого, распространил ее тщательно, услышал ее, эту самую клевету, из уст другого знакомого – и сам ей поверил. О, как доволен, как даже добр в эту минуту этот милый, многообещающий молодой человек!».

Сплетня – это интересный предмет разговора для всех и в любой компании. Но это когда про другого. А когда про меня и моих?

 Автор : Игорь Малин (юрист, религиовед), специально для www.protestant.ru

 

Похожие статьи
Интервью с основателем сети «Система здорового мышления»
Павел Федоренко вполне достоин стать героем многосерийного драматического фильма, ведь в свои двадцать восемь лет он смог изменить самого себя и излечится от тяжелого психического заболевания. Сейчас у него красавица...
«Делая добро, да не унываем»
Канская церковь «Воскресшего Христа Спасителя» (РЦ ХВЕ) в очередной раз провела праздник для детей с увеличенными потребностями. Служители десткого клуба «Жемчужина» сделали все, чтобы в этот день...
"Как распознать манипуляцию в психологии"
Круглый стол "Как распознать манипуляцию в психологии" 5 декабря, 12.00, Москва "Змей был хитрее всех... и сказал жене: ...нет, не умрете…откроются глаза ваши, и вы будете,...
Семейная христианская конференция
Церковь «Благодать» гостеприимно открыла свои двери для более двухсот участников конференции "Дом любви". Пары были разные,с семейным стажем от одного месяца до тридцати семи лет. Участники приехали...
Социальное служение «Дом милосердия»  в ОАЭ
Социальное служение «Дом милосердия» при поддержке московской церкви «Благая весть» провело 25 благотворительных выступлений в детских и взрослых социальных учреждениях, а также приняло участие в конкурсе...
Как стать христианином – Христиане.ру