Цитата с одного сайта (или блога, уже не помню, хотя блогов в нынешнем понимании тогда практически не было):
«Возьмите, к примеру, какого-нибудь Михася Лынькова. «Миколка-паровоз» — классная книга или нет? Нет, я серьезно. Толковая книжка. Всем нравилась в детстве. А вот классным ли человеком был Михась Лыньков? Не знаете? Вот Вам маленький эпизодик из его биографии. У М. Лынькова была жена, как и у большинства белорусских литераторов 30-х годов, еврейка по происхождению. И ребенок у них был. Каждый знал, что будет с евреем, если он останется на территории, захваченной фашистами. В июне 1941-го М. Лыньков бросает жену с малым ребенком в Минске, а сам садится на грузовик и убегает на восток. К сожалению, это не детективный рома, и судьбу его семьи предсказать не сложно. Их расстреляли немцы. А Михась Лыньков после войны возвращается в Минск и плодотворно работает на ниве детской литературы. Ну, как Вам? Это сделал нормальный человек? И что, в «Миколке-паровозе» после публичного оглашения этой истории изменилась хоть одна запятая? Книга стала хуже? И что с того, что кумир белорусов-неофитов Владимир Короткевич имел огромную проблему с алкоголем? Этого даже не скрывает в своих мемуарах «Жизнь и вознесение Владимира Короткевича» его друг Адам Мальдис. Кстати, известный белорусист Адам Мальдис сам в школьном возрасте активно выступал против обучения на белорусском языке и активно боролся за право быть поляком. Этому есть живые свидетели. Неужели «Дикая охота короля Стаха» потеряла хоть крошку художественных качеств? Неужели книга Мальдиса «Беларусь в зеркале мемуарной литературы» стала от этого хуже? *.txt он и останется *.txt. При наличии желания такого материала можно накопать горы-гималаи. Карл Орф и Сальвадор Дали были фашистами. Осип Мандельштамм не возвращал долгов и кичился этим. И так далее до той самой бесконечности. Но что это изменяет? Карл Орф остался одним из самых выдающихся композиторов нашего века, Мандельштамм — талантливым поэтом, а Сальвадор Дали — неуклюжим шутом от искусства… …Может, хватит повторять пройденное и тасовать литераторов согласно партийному членству? Может, пришло время забыть школьные и научно-популярные книжки и действительно поверить в то, что книжки пишут живые люди. Такие же, как я и Вы. А может, еще и хуже».
Кто не знает или не слышал про попов пропойц и распутников? Кому из евангельских верующих не приходилось знавать пасторов, которые деньги и власть любили намного больше, чем Бога и ближнего?
В Деяниях есть такие удивительные слова: «И из священников очень многие покорились вере» (Деян. 6:7). Значит, были священники, вере не покорившиеся, неверующие? Были, есть и будут.
Встречаясь со служителем Божьим, который позорит себя и не соответствует занимаемому положению, много кто спотыкался. Ибо это правда серьезный камень преткновения. Целая 23-я глава Евангелия от Матфея посвящена этому камню, этой проблеме служителей Божьих, которые никакие не служители, или никакие не Божьи, а свои, потому что себе служат, своим шкурным интересам.
И на этом камне преткновения написано: «Налево пойдешь — коня потеряешь, направо пойдешь — головы не снесешь, а прямо пойдешь…» Куда же прямо? Там же камень, стена. Не пробьешь.
Неверие, безверие — отчаяние. Пекло.
Рабство, «с волками жить — по-волчьи выть», лесть, конформизм — лицемерие. Тоже пекло.
А в пекле теряют не только коней и головы, там гибнут души людские. Гибнут вечной погибелью.
Так как нам эти камни обойти? Есть ли третий путь?
«Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23:1–3).
Наш камень Христос тут называет «Моисеевым седалищем», местом, на которое первым из людей был посажен, не совсем, чтобы по его собственной инициативе, Моисей.
Моисей был посажен Богом, а потом на это седалище «сели книжники и фарисеи». Не «подарок» были ребята, как и папы, как и попы, как и пасторы.
Но Христос, видя всю глубину проблем, которые создавали для погибающего народа Божьего те, кто сел на камень седалища Моисеева, перед тем, как начать чехвостить их и в хвост, и в гриву, говорит «народу и ученикам Своим»:
«Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте…»
Они скажут! Только слушай! Туда не ходи, это не смотри и их слушайся, как Бога, и про денежные взносы не забывай.
Но послушаем Христа внимательно. Он к «каменной» проблеме подходит очень взвешенно. Перед тем, как начать систематизацию грехов и провинностей бестолковых священников-преступников, Христос очень точно все очерчивает, взвешивая каждое слово.
Христос велит народу и ученикам соблюдать и делать все, что им говорят те, кто сидит на седалище Моисеевом. Седалище Моисеево — это место, с которого читается Слово, сказанное Самим Богом. Как только человек, севший на седалище Моисеево, начинает выдумывать свое, он с этого седалища de facto сходит, потому что Бог ни одной Своей ипостасью человеческой болтовни, пустословия не поддерживает. Не поддерживает талмудов и уставов человеческих Бог Отец властью Своей, не поддерживает их Своим голосом в душе, ищущей Бога, Бог Дух Святой, боролся против обычаев человеческих (Мф. 15:6) и оставил нам результаты этой борьбы, Свои классические формулировки на страницах Нового Завета Бог Сын Иисус Христос.
А Божьи слова, Божье Слово, кто бы его ни читал, ни провозглашал, ни толковал, все три лица Троицы поддерживают всем Своим авторитетом.
Как отличить одно от другого? Знать — Слово и Духа.
Потому что, если их не знать, то тебя проведет любой проходимец. И ты махнешь на все рукой или и сам станешь проходимцем И пройдет проходимец эту жизнь, а куда попадет после нее — еще большой вопрос.
А путь очерчен абсолютно ясно. На камне седалища Божьего высечены десять заповедей Божьих, на сердце детей Божьих, от Духа Божьего рожденных, и на страницах Слова Божьего написано черным по белому: «Делайте, что говорят те, кто сидит на седалище Моисеевом, но не делайте того, что они делают¸ потому что того, что нужно, они часто не делают».
Кто бы ни сел на седалище Моисеевом, оно, это седалище, с которого возвещается Слово Божье, всегда есть, и Богу не безразлично, кто на нем сидит. Он больше нашего знает про книжников и фарисеев, попов и пап, пастырей и подпасков.
Так что на камне три надписи. Первые две:
«Нет!» пессимизму и отчаянию — «Ай, все они такие! Нет в мире правды!»
«Нет!» рабству, мазохизму и лицемерию — «Надо же, чтобы и по нам потоптались».
Через камень преткновения, вперед! Как Христос вышел из гроба через камень, которым закрыли Ему путь к жизни, так и мы можем выйти через камень на свободу.
И третья надпись:
«Да!» оптимизму, свободе и ответственности за свой и чужой путь. За чужой, потому что Бог всех верующих сажает на седалище Моисеево, возвещать Слово Божье. И 23-я глава не только «про их», но и про нас. Про вас тоже, разумеется.
"Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф" (Мал. 2:7, 8).
Упаси нас всех от этого, Боже.